Дело№ lla-1615/2019 | Судья: Кожевникова Л.П. | |||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||||
04 февраля 2019 года | город Челябинск | |||
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Аганиной Т.А., | ||||
судей при секретаре | Ишимова И.А., Загайновой А.Ф., Лысяковой Т.С., | |||
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Леонгардт Натальи Олеговны на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 24 сентября 2018 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области к Леонгардт Наталье Олеговне о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, мнение представителя МИФНС России № 22 по Челябинской области Хрипунову Т.А., | ||||
УСТАНОВИЛА: | ||||
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области (далее - МИФНС России № 22 по Челябинской области) обратилась с административным исковым заявлением к Леонгардт Н.О. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 год в размере 147723 рублей, за 2016 год в размере 83061 рублей, пени в размере на недоимку за 2015 год в размере 764,47 рублей, пени на недоимку за 2016 год в размере 429,84 рублей, всего взыскать 231978,31 рублей. В обоснование требований указано, что Леонгардт Н.О. в спорный период являлась собственником земельных участков, обязана была уплачивать земельный налог. Обязанность по уплате земельного налога за 2015 - 2016 годы административным ответчиком не была исполнена, в связи с чем, в ее адрес было направлено требование об уплате налога, предоставлен срок для добровольного исполнения до 06 февраля 2018 года. Требование по уплате налога в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения МИФНС России № 22 по Челябинской области к мировому судье с заявлением о выдаче судебного | ||||
приказа, а после его отмены в суд с указанным административным иском. Стороны в судебное заседание не явились, были извещены. Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 24 сентября 2018 года административное исковое заявление МИФНС России № 22 по Челябинской области удовлетворено полностью: с Леонгардт Н.О. взыскан земельный налог за 2015, 2016 год в размере 230 784 рублей, пени по земельному налогу за период с 02 декабря 2017 года по 20 декабря 2017 год в размере 1 194,31 рублей, а также взыскана государственная пошлина в размере 5 519,78 рублей. Не согласившись с решением суда, административный ответчик Леонгардт Н.О. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование указано на то, что суд в решении не указал, собственником каких земельных участков является административный ответчик, в каких долях, не указаны кадастровые номера земельных участков. Из решения суда невозможно установить, по каким земельным участкам возникла задолженность по уплате земельного налога, и по каким она была взыскана судом. Суд при вынесении решения ссылается на налоговое уведомление № 20833423 от 23 августа 2017 года, а также требование № 58886. Однако в уведомлении сумма задолженности значительно выше требования административного истца, а в требовании не указаны объекты недвижимости. Также в налоговом уведомлении неверно произведен расчет земельного налога по земельному участку ***за 2014-2016 годы, применена ставка 0,30, вместо 0,15, что привело неправомерному завышению задолженности по земельному налогу. В возражении на апелляционную жалобу представитель административного истца МИФНС России № 22 по Челябинской области просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы считает необоснованными. Представитель административного истца МИФНС России № 22 по Челябинской области Хрипунова Т.А. в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения. Административный ответчик Леонгардт Н.О. в суде апелляционной инстанции в суд апелляционной инстанции не явилась, была извещена. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 | ||
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание. Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражение на апелляционную жалобу административного истца, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему. Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ). В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. | ||
4 | ||
Как видно из материалов дела, Леонгардт Н.О. в 2015-2016 годах являлась собственником земельных участков, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 21-44). МИФНС России № 22 по Челябинской области был рассчитан земельный налог за 2015 год, Леонгардт направлено налоговое уведомление № 747777183 от 06 августа 2016 года (л.д. 64-65). В соответствии со статьей 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговым органом не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В связи с нахождением в собственности земельных участков Леонгардт Н.О. МИФНС России № 22 по Челябинской области начислен земельный налог за 2015 год в отношении следующих земельных участков, расположенных в Сосновском районе Челябинской области (перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению № 747777183,971496 в рамках ОКТМО): - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 10110009 рублей, доля в праве 1, период владения 12 месяцев, ставка 0,30% - в размере 30330 рублей; - кадастровый номер *** кадастровая стоимость 18422135 рублей, доля в праве 32/33, период владения 12 месяцев, ставка 0,30% - в размере 53592 рублей; - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 16965000 рублей, доля в праве 29/30, период владения 12 месяцев, ставка 0,30%-49198 рублей; - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 239364 рублей, доля в праве 31/33, период владения 12 месяцев, ставка 0,30% - в размере 675 рублей; - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 5158491 рублей, доля в праве 9/10, период владения 12 месяцев, ставка 0,30% - в размере 13928 рублей; - всего на сумму 147723 рублей (по ОКТМО 75652406); - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 914940 рублей, доля в праве 1, период владения 11 месяцев, ставка 0,30% -в размере 2516 рублей (по ОКТМО 75652434). Кроме того, произведен перерасчет земельного налога за 2014,2015 годы за земельные участки, расположенные в Красноармейском районе Челябинской области: - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 13255200 рублей, доля в праве 17/20, период владения 12 месяцев, ставка | ||
-7*Г | ||
5 | ||
0,30% - в размере по 33801 рублей за каждый год; - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 13965100 рублей, доля в праве 1459/1795, период владения 12 месяцев, ставка 0,05% - в размере по 5676 рублей за каждый год. В связи с нахождением в собственности земельных участков Леонгардт Н.О. МИФНС России № 22 по Челябинской области начислен земельный налог за 2016 год в отношении следующих земельных участков, расположенных в Сосновском районе Челябинской области (расчет земельного налога): - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 10110009 рублей, доля в праве 1, период владения 2 месяца, ставка 0,30% -в размере 5055 рублей; - кадастровый номер *** кадастровая стоимость 18422135 рублей, доля в праве 32/33, период владения 5 месяцев, ставка 0,30% - в размере 22330 рублей; - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 16965000 рублей, доля в праве 29/30, период владения 12 месяцев, ставка 0,30% - 49198 рублей; - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 239364 рублей, доля в праве 31/33, период владения 12 месяцев, ставка 0,30% - в размере 675 рублей; - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 5158491 рублей, доля в праве 9/10, период владения 5 месяцев, ставка 0,30% - в размере 5803 рублей; - всего на сумму 83061 рублей (по ОКТМО 75652406). Кроме того, начислен земельный налог за 2016 год за земельные участки, расположенные в Красноармейском районе Челябинской области: - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 13255200 рублей, доля в праве 17/20, период владения 12 месяцев, ставка 0,30% - в размере 33801 рублей; - кадастровый номер ***, кадастровая стоимость 13965100 рублей, доля в праве 1459/1795, период владения 12 месяцев, ставка 0,05% - в размере 5676 рублей. В связи с перерасчетом земельного налога за 2015 год, а также с начислением земельного налога за 2016 год Леонгардт Н.О. направлено налоговое уведомление № 20833423 от 23 августа 2017 года со сроком исполнения до 01 декабря 2017 года (л.д. 10,13). Согласно данного уведомления Леонгардт Н.О. обязана была уплатить, в том числе: земельный налог за 2015 год в размере 147723 рублей (по ОКТМО 75652406), за 2016 год в размере 83061 рублей (по ОКТМО 75652406), всего земельного налога на сумму 230784 рублей (по ОКТМО 75652406). | ||
Обязанность по уплате земельного налога Леонгардт Н.О. не была исполнена, в связи с чем, на основании статей 69, 70 НК РФ МИФНС России № 22 по Челябинской области в ее адрес было направлено требование № 58886 об уплате задолженности по земельному налогу (по ОКТМО 75652406) за 2015 - 2016 годы в размере 230784 рублей, пени в размере 1194,31 рублей, предоставлен срок для добровольного исполнения до 06 февраля 2018 года (л.д. 7,9). Расчет пени за период с 02 декабря 2017 года по 20 декабря 2017 года: ((недоимка за 2016 год в размере 83061 рублей х 16 дней х ставку ЦБ 8,25) + (недоимка за 2016 год в размере 83061 рублей х 3 дня х ставку ЦБ 7,75) = 429,84 рублей) + ((недоимка за 2015 год в размере 147723 рублей х 16 дней х ставку ЦБ 8,25) + (недоимка за 2015 год в размере 147723 рублей х 3 дня х ставку ЦБ 7,75) = 764,47 рублей) = 1194,31 рублей, проверен, является арифметически верным (л.д. 8). Требование МИФНС России № 22 по Челябинской области административным ответчиком в добровольном порядке, в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье судебного участка № 3 Калининского района г. Челябинска с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены 02 июля 2018 года, в суд с указанным административным исковым заявлением. Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования МИФНС России № 22 по Челябинской области, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру принудительного взыскания, срок на обращение в суд, пришел к выводу об их соблюдении и наличии оснований для удовлетворения требований административного истца, в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате земельного налога за спорный период. Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда как не вызывающими сомнения в их законности и обоснованности, соответствующими нормам материального права, которые подлежат применению по настоящему делу. Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. | ||
7 | ||
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 НК РФ, согласно которому заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Как следует из материалов дела, административным истцом требование об уплате недоимки по земельному налогу за 2015 - 2016 годы, пени выставлено 21 декабря 2017 года, со сроком исполнения до 06 февраля 2018, то есть шестимесячный срок на обращение в суд истекал 06 августа 2018 года. Поскольку административным ответчиком требование добровольно исполнено не было, административный истец в сроки, установленные частью 2 статьи 48 НК РФ, обратился к мировому судье судебного участка № 3 Калининского района г. Челябинска с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан 13 июня 2018 года (судебный приказ № 2а-1093/2018) (л.д.58). 02 июля 2018 года определением мирового судьи судебного участка № 3 Калининского района г. Челябинска указанный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от Леонгардт Н.О. возражениями (л.д. 6). Шестимесячный срок на обращение в суд с исковым заявлением о взыскании с Леонгардт Н.О. задолженности по земельному налогу, пени по налогу в соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ истекал 02 января 2019 года, в суд с указанным административным исковым заявлением административный истец обратился 14 августа 2018 года, то есть с соблюдением установленного законом срока. При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства, судебная коллегия полагает, что административным истцом порядок, процедура принудительного взыскания, а также сроки на обращение в суд не нарушены. Административным ответчиком не представлено доказательств уплаты налога и пени, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности выводов суда о взыскании с Леонгардт Н.О. | ||
задолженности по земельному налогу за 2015,2016 годы, пени. Размер взыскиваемых сумм проверен, арифметически верен, соответствует материалам дела. Доводы административного ответчика о том, что из решения суда невозможно установить, по каким земельным участкам возникла задолженность по уплате земельного налога, и по каким она была взыскана судом, является необоснованным, опровергается материалами дела, из которых следует, что МИФНС России № 22 по Челябинской области обратилась в суд за взысканием с Леонгардт Н.О. задолженности по земельному налогу за 2015,2016 годы по земельным участкам, указанным в уведомлении № 20833423 от 23 августа 2017 года по ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований) 75652406 - на сумму 230784 рублей. В требовании № 58886 от 21 декабря 2017 года также указана сумма налогов и пени по ОКТМО 75652406 (налог 230784 рублей, пени 1194,31 рублей). В налоговом уведомлении № 20833423 от 23 августа 2017 года указаны земельные участки, находившиеся в собственности административного ответчика в спорный период, кадастровые номера земельных участков, период владения, доля в праве собственности, кадастровая стоимость, налоговая ставка, ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований), произведен расчет, и итоговые суммы налога. Леонгардт Н.О. не лишена была возможности проверить данный расчет земельного налога по ОКТМО, поскольку он арифметически не сложный, представить свой контррасчет, а также доказательства оплаты земельного налога за указанный период. Доводы административного ответчика о незаконности решения суда, в связи с тем, что в уведомлении сумма задолженности значительно выше, чем в требовании, что в требовании не указаны объекты недвижимости, что в налоговом уведомлении неверно произведен расчет земельного налога по земельному участку ***за 2014-2016 годы, что применена ставка 0,30, вместо 0,15, являются несостоятельными, поскольку они основаны на неверном понимании норм материального права. В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июня 2013 года № 159-ст принят и введен в действие (01 января 2014 года) Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) ОК 033-2013, который входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации. ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации | ||
9 | ||
муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение. Согласно части 3 статьи 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В силу части 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В соответствии с частью 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Как указано выше, МИФНС России № 22 по Челябинской области обратилась в суд с требованиями о взыскании с Леонгардт Н.О. задолженности по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных в Сосновском районе Челябинской области, и имеющих ОКТМО 75652406, в общей сумме 230784 рублей. В уведомлении № 20833423 от 23 августа 2017 года произведен расчет транспортного налога за 2016 год, перерасчет земельного налога за 2014-2015 год, расчет земельного налога за 2016 год. В указанном уведомлении сумма земельного налога, подлежащая уплате Леонгардт Н.О., составляет 351731 | ||
10 | ||
рубль, в том числе 230784 рубля по ОКТМО 75652406. Данная сумма (230784 рублей) отражена и в требовании об уплате налогов и пени, указан срок уплаты налогов. Таким образом, требование № 58886 от 21 декабря 2017 года соответствует положениям статьи 69 Ж РФ. МИФНС России № 22 по Челябинской области не предъявляло требований к Леонгардт Н.О. об уплате земельного налога, начисленного на земельные участки, расположенные в Красноармейском районе Челябинской области, а именно на земельный участок с кадастровым номером ***, что явно следует из материалов административного дела, а именно уведомления № 20833423 от 23 августа 2017 года и требования № 58886 от 21 декабря 2017 года. В связи с этим, довод апелляционной жалобы о применении при расчете налога ставки 0,30, вместо 0,15, по указанному земельному участку, не влечет отмену принятого решения суда, поскольку налог по земельному участку с кадастровым номером ***в данном административном деле не предъявлен к взысканию. Таким образом, доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене решения суда. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены судебного решения судебной коллегией не установлено. Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения. | ||
ОПРЕДЕЛИЛА: | ||
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 24 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Леонгардт Натальи Олеговны - без удовлетворения. | ||
Председательствующий Судьи | ||