ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № ГА-001514-02/19 от 19.03.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ lla-3091/2019

Судья: Ус А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 марта 2019 года

город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судей

при секретаре

Аганиной Т.А.,

Ишимова И.А., Загайновой А.Ф., Лысяковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-7158/2018 по апелляционному представлению Челябинского природоохранного прокурора на решение Центрального районного суда города Челябинска от 22 ноября 2018 года по административному исковому заявлению Челябинского природоохранного прокурора, обратившегося в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к Министерству экологии Челябинской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционного представления, выслушав прокурора Минкину Л.В., представителя Министерства экологии Челябинской области Казанкину М.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Челябинский природоохранный прокурор обратился в суд с уточненным иском, в котором просил:

признать незаконным бездействие Министерства экологии Челябинской области по подготовке проекта Закона Челябинской области об установлении границ, проекта постановления Правительства Челябинской области об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории, проекта решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны в отношении памятника природы -вершина хребта Бакты;

- возложить на Министерство экологии Челябинской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения: подготовить и направить в Законодательное собрание Челябинской области проект постановления Челябинской области об установлении границ особо охраняемой природной территории памятника природы Челябинской области - вершина хребта Бакты (Катав-Ивановский муниципальный район); подготовить и направить в Правительство


Челябинской области проект постановления Правительства Челябинской области об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории памятнике природы Челябинской области - вершина хребта Бакты (Катав-Ивановский муниципальный район); подготовить и направить Губернатору Челябинской области проект постановления Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории памятника природы Челябинской области - вершина хребта Бакты (Катав-Ивановский муниципальный район).

В обоснование иска указано, что на основании решения исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 06 октября 1987 года № 361 вершина хребта Бакты объявлена памятником природы. Указанный памятник включен в перечень действующих особо охраняемых природных территорий (далее -ООПТ), отраженных в схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21 февраля 2008 года № 34-П. 13 февраля 2017 года Челябинским природоохранным прокурором Министру экологии Челябинской области внесено представление об устранении нарушений федерального и регионального законодательства об особо охраняемых природных территориях в части разработки и утверждения границ и Положения о памятнике природы Челябинской области - вершина хребта Бакты. Согласно ответу от 17 марта

2017 года № 01/1914 Министра экологии Челябинской области по результатам рассмотрения представления Челябинского природоохранного прокурора работы по разработке границ ОПТ и последующему внесению сведений в государственный кадастр недвижимости проводятся на системной основе в рамках реализации Государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области на 2014-2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 357-П. На основании информации Министерства экологии Челябинской области от 22 августа

2018 года №01/7020 согласно запросу Челябинского природоохранного прокурора, комплексное экологическое обследование ГЭПТ - вершина хребта Бакты, расположенной на территории Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, не проводилось; разработка границ памятника природы планируется только в 2019 году. В соответствии со статьей 8 Закона Челябинской области от 14 мая 2002 года «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» установление границ памятников природы, объявленных таковыми до 01 апреля 2015 года, отнесено к полномочиям Законодательного Собрания Челябинской области. Основными функциями Министерства экологии Челябинской области являются: подготовка проектов законов Челябинской области и иных нормативных правовых актов Челябинской области по


3

вопросам, отнесенным к компетенции Министерства; участие в определении основных направлений охраны окружающей среды, обеспечении условий экологической безопасности с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей Челябинской области; осуществление государственного надзора в области охраны и пользования особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения; осуществление государственного управления и контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Таким образом, Министерством экологии Челябинской области до настоящего времени не приняты должные меры по подготовке проекта постановления Челябинской области об установлении границ, проекта постановления Правительства Челябинской области об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории, проекта постановления Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны в отношении регионального памятника природы -вершина хребта Бакты, сведения о ООПТ в государственный кадастр недвижимости не внесены.

Представители административного истца Кычев Е.В., Дриманова Н.Н. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, по доводам изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Министерства экологии Челябинской области Казанкина М.Н. с иском не согласилась, указала на то, что какого-либо бездействия Министерством экологии Челябинской области допущено не было. Порядок создания особо охраняемых природных территорий установлен статьей 3 Закона Челябинской области № 81-30 от 14 мая 2002 года. В соответствии со статьями 3,8,9 указанного закона установлено, что особо охраняемые территории создаются на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года. Схема развития утверждена на период до 2020 года Постановлением Правительства Челябинской области от 21 февраля 2008 года № 34-П. Для разработки границ и внесения ООПТ сведений в государственный кадастр недвижимости необходимо провести комплексное экологическое обследование, подтверждающее статус ООПТ, разработать границы, разработать карты (план) для внесения в государственный кадастр недвижимости границ и режима особой охраны ООПТ. Разработка границ ведется на основе государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области на 2015-2025 годы». Согласно плану мероприятий по реализации Концепции развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 2322-р на территории Катав-Ивановского муниципального района планировалось создание национального парка «Зигальга», в состав которого предлагалось


включение памятника природы регионального значения вершина хребта Бакты. Исходя из этого работа по установлению границ памятника природы река вершина хребта Бакты не проводилась, так как данный ООПТ должен был войти в границы федерального национального парка «Зигальга», в связи с чем, бездействия допущено не было. 18 октября 2018 года поступили материалы комплексного экологического обследования НП «Зигальга», исходя из чего стало известно, что вершина хребта Бакты не вошел в границы национального парка «Зигальга». В связи с этим, работы по установлению памятника природы вершина хребта Бакты не проводились. В 2019 году планируется проведение работ по комплексному экологическому обследованию территории ООПТ вершина хребта Бакты.

Представитель заинтересованного лица Правительства Челябинской области, в судебное заседание не явился, при надлежащем извещении, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором указал на то, что иск прокурора является необоснованным и просил в его удовлетворении отказать.

22 ноября 2018 года Центральным районным судом города Челябинска постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных Челябинским природоохранным прокурором требований.

Не согласившись с постановленным по делу решением, Челябинский природоохранный прокурор, обратился в Челябинский областной суд с апелляционным представлением, в котором просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов представления указал, что решение суда противоречит материальным и процессуальным нормам федерального законодательства, в связи с чем, не может быть признано законным и обоснованным. Не согласны с выводом суда о пропуске срока обращения в суд с настоящим иском, поскольку основания для обращения в суд с заявленными требованиями возникли в августе 2018 года, после проведения плановой проверки соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях в части постановки на кадастровый учет земель, установления границ занятых особо охраняемыми природными территориями регионального значения и разработке индивидуальных положений таких территорий. Согласно приложению № 7 к Закону Челябинской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 26 декабря 2017 года № 636-30 на реализацию положений схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения выделено 4 604 000 рублей. Однако государственный контракт на выполнение работы «Реализация положений схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области», в том числе разработка


5

границ особо охраняемой природной территории Челябинской области» в отношении регионального памятника природы вершина хребта Бакты между Министерством экологии Челябинской области и специализированной организацией не заключен до настоящего времени. Доказательств того, что иные особо охраняемые природные территории Челябинской области, на которые выделены денежные средства, имеют приоритетное значение, ответчиком не представлено. Не исполнение Министерством экологии Челябинской области требований федерального законодательства препятствует осуществлению государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, способствует тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования, что может привести к нарушениям требований земельного законодательства об особо охраняемых природных территориях, нарушению режима их использования.

Прокурор Минкина Л.В. настаивала на доводах апелляционного представления.

Представитель Министерства экологии Челябинской области Казанкина М.Н. в судебном заседании апелляционной инстанции возражала против удовлетворения доводов представления, полагая о законности постановленного по делу решения.

Представитель заинтересованного лица Правительства Челябинской области в судебном заседании апелляционной инстанции участия не принимал при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Обсудив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав мнения сторон по делу, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе,


представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В соответствии статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории являются зонами с особыми условиями использования территории, то есть для них устанавливается режим особой охраны. При этом границы ООПТ могут пересекать границы земельных участков, муниципальных образований, других зон с особыми условиями использования территории.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

Согласно пунктам 8, 9 Положения о Министерстве экологии Челябинской области, утвержденного постановление Губернатора Челябинской области от 20 июля 2004 года № 366, основными задачи Министерства являются выработка и реализация на территории Челябинской области государственной политики в области охраны окружающей среды, охраны, использования объектов животного мира и среды их обитания, обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами административного дела, что Решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 06 октября 1987 года № 361 вершина хребта Бакты объявлена памятником природы (л.д.13-14).

13 февраля 2017 года на имя Министра экологии Челябинской


7

области вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, где указано на недостаточное принятие мер к исполнению требований федерального и регионального законодательства по поставке на кадастровый учет земель, установлении границ занятых ООПТ регионального значения и разработке индивидуальных положений таких территорий, в том числе памятника природы вершина хребта Бакты (л.д.16-17).

Указанное предписание сторонами не обжаловалось, ответчик к административной ответственности за его неисполнение к ответственности не привлекался.

Согласно ответу от 17 марта 2017 года № 01/1914 Министра экологии Челябинской области по результатам рассмотрения представления Челябинского природоохранного прокурора работы по разработке границ ООПТ и последующему внесению сведений в государственный кадастр недвижимости проводятся на системной основе в рамках реализации Государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области на 2014-2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 357-П.

В соответствии с пунктом 5-7 постановления Правительства Челябинской области от 21 февраля 2008 года № 34-П «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года» в целях совершенствования функционирования действующих ООПТ Челябинской области предусматривается выполнение работ в следующих направлениях: комплексное экологическое обследование ООПТ, установление границ ООПТ; уточнение режима охраны ООПТ; совершенствование систем охраны ООПТ; организация мониторинга состояния охраняемых объектов и природных комплексов.

Схемой предусмотрены перспективные направления расширения ООПТ на период до 2020 года, а именно указаны перспективные территории для создания новых ООПТ Челябинской области. Этот перечень носит рекомендательный характер.

Установлено, что ООПТ вершина хребта Бакты включена в перечень действующих особо охраняемых территорий, отраженных в схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21 февраля 2008 года № 34-П (раздел 11 п.2).


Разработка границ ООПТ ведется на системной основе в соответствии с государственной программой «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2018 - 2025 годы, утв. Постановлением Правительства Челябинской области от 2 ноября 2017 года № 573-П (пункт 35 приложение №2).

Согласно распоряжению Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 2322-р по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года на территории Катав-Ивановского муниципального района планировалось создание национального парка «Зигальга» в состав, которого предлагалось включение памятника природы регионального значения вершина хребта Бакты.

Указанные обстоятельства подтверждаются письмом губернатору Челябинской области (л.д. 63), письмом Министерства природных ресурсов и экологии в адрес Правительства Челябинской области (л.д. 64), схемой размещения ООПТ (л.д.65), письмом от 21 сентября 2009 года на имя Министерства природных ресурсов РФ (л.д.66), телеграммой (л.д.67), ответом на телеграмму (л.д.68), картой-схемой природного парка «Зигальга» (л.д. 69), материалами комплексного экологического обследования НП «Зигальга», утв. 18 октября 2018 года (л.д. 70-81), материалами комплексного экологического обследования НП «Зигальга», утв. 18 октября 2018 года, письмами администрации г. Катав-Ивановского района Челябинской области (л.д.77-80), объявлениями в газете о проведении общественных обсуждений материалами комплексного экологического обследования НП «Зигальга» (л.д. 81-87), картой-схемой НП «Зигальга» (л.д.88). Проведение работ по комплексному экологическому обследованию территории ООПТ НП «Зигальга» запланирована на 2019 год, что подтверждается таблицей № 2 пункт 14 (л.д. 21).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку не установил бездействия со стороны Министерства экологии Челябинской области, поскольку все необходимые работы проводятся административным ответчиком в соответствии со схемой развития, утв. постановлением Правительства Челябинской области в рамках сроков схемы, а именно до 2020 года, при этом каких-либо оснований проводить комплексное экологическое обследование ООПТ вершина хребта Бакты в период до завершения мероприятий по проведению комплексного экологического обследования федерального национального парка «Зигальга» у административного ответчика не имелось, требования прокурора заявлены преждевременно.


9

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда как не вызывающими сомнения в их законности и обоснованности, соответствующими нормам материального права, которые подлежат применению по настоящему делу.

Согласно статье 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы -уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Согласно статье 26 названого Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников, природы, находящихся в их ведении.

Постановлением Правительства Челябинской области от 02 ноября 2017 года № 573-П утверждена Государственная программа «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2018-2025 года.

Системное толкование приведенных выше норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела позволяют сделать вывод о том, что обращение Челябинского природоохранного прокурора в суд с административным иском о признании незаконными бездействия Министерства экологии Челябинской области и понуждении к исполнению действий является преждевременным, поскольку материалами административного дела подтвержден факт проведения работ по данному направлению Министерством экологии Челябинской области в разрешении спорного вопроса, к тому же разработан ряд действующих в настоящее время программ, касающихся системной разработки проектов границ ООПТ.

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Челябинской области от 14 мая 2002 года № 81-30 «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области», в целях организации эффективного управления, сохранения, восстановления и развития сети особо охраняемых природных территорий Челябинской области Правительством Челябинской области утверждено Постановление от 21 февраля 2008 года № 34-П (ред. от 29 августа 2018 года) «Об утверждении Схемы развития и размещения особо


10

охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года» (вместе со «Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года»).

Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года (далее именуется - Схема) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Челябинской области «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области».

В 2019 году планируется проведение работ по комплексному экологическому обследованию территории памятника природы вершины хребта Бакты с целью определения ее правового статуса и рекомендаций по границе указанного памятника природы.

В связи с вышеизложенным, судебная коллегия не может согласиться с доводами, приведенными в апелляционном представлении и.о. Челябинского природоохранного прокурора на решение районного суда.

Указание в апелляционном представлении на соблюдение прокурором срока для обращения в суд с данным административным иском и ошибочность выводов районного суда на законность и обоснованность принятого судом решения по существу не влияют.

Из материалов дела следует, что 17 марта 2017 года Челябинскому природоохранному прокурору во исполнение представления № 9-2017 от 13 февраля 2017 года, Министерством экологии Челябинской области было сообщено, в том числе Челябинскому природоохранному прокурору, что работа по разработке границ ООПТ регионального значения и в последующем внесение сведений в ГКН ведется на системной основе в соответствии с Государственной программой Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области на 2014-2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 357-П. В 2014 году в части разработки границ из областного бюджета выделены средства в объеме 3435,1492 тыс. рублей. В результате в 2014 году проведено комплексное экологическое обследование по 6 памятникам природы Челябинской области и разработаны границы по 4 памятникам природы Челябинской области. В 2015 году в части разработки границ из областного бюджета выделены средства в объеме 1523,61 тыс. рублей. В результате в 2015 году проведено комплексное экологическое обследование по 3 памятникам природы Челябинской области и разработаны границы по 3 памятникам природы Челябинской области. В 2016 году в части разработки границ из областного бюджета выделены средства в объеме 600,0 тыс. рублей. В


11

результате в 2015 году проведено комплексное экологическое обследование по 4 памятникам природы Челябинской области. На 01 января 2017 года утверждены границы по 109 ООПТ, внесены в государственный кадастр недвижимости сведения по 104 ООПТ. Кроме того, по ООПТ Челябинской области, не имеющим разработанные границы: по 29 ООПТ проведено комплексное экологическое обследование, из них: по 9 ООПТ рекомендовано снятие статуса ООПТ, по 8 работа приостановлена в связи с отсутствием установленной границы между Челябинской областью и Республикой Башкортостан. В 2017 году запланирована разработка карт (планов) для 4 ООПТ, предусмотрено на эти цели 190,0 тыс. рублей. Нарушения требований законодательства об ООПТ со стороны Министерства отсутствуют. Установление границ и утверждение индивидуальных положений проводится в плановом режиме.

Данный ответ был получен Челябинской природоохранной прокуратурой 22 марта 2017 года (л.д. 18).

Настоящий административный иск поступил в суд 27 сентября 2018 года, то есть с пропуском установленного законом срока.

Довод апелляционного представления о том, что поводом обращения в суд послужили материалы проведенной проверки в августе 2018 года, в связи с чем, срок обращения в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, не пропущен, является необоснованным.

Как следует из материалов административного дела, а также из доводов самого апелляционного представления, поводом для обращения в суд послужило длительное, по мнению прокурора, неисполнение представления Челябинского природоохранного прокурора от 13 февраля

2017 года. Доказательств проведения прокурорской проверки в августе

2018 года, материалов данной проверки, вынесенного по ее результатам представления, материалы административного дела не содержат. В связи с чем, вывод суда о пропуске срока обращения в суд, является обоснованным.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Челябинский природоохранный прокурор обратился в суд к Министерству экологии Челябинской области, в том числе с требованиями о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда подготовить и направить в Законодательное Собрание Челябинской области проект Постановления Челябинской области об установлении границ особо охраняемой природной территории памятника природы Челябинской области - вершины хребта Бакты, подготовить и направить в Правительство Челябинской области проект постановления Правительства Челябинской области об утверждении положения об особо охраняемой территории


12

памятника природы Челябинской области - вершины хребта Бакты, подготовить и направить Губернатору Челябинской области проект решения Губернатора Челябинской области о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории памятника природы Челябинской области - вершины хребта Бакты, что относится к исключительной компетенции законодательного органа государственной власти и суды не вправе разрешать такого рода вопросы, поскольку согласно статье 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и, исходя из такого принципа организации власти в Российской Федерации, принятие законов является исключительной компетенцией органа законодательной власти, который осуществляет свою деятельность самостоятельно независимо от других органов власти и в пределах своих полномочий; вмешательство в деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти по рассмотрению вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции, Конституцией Российской Федерации не допускается. Иное является нарушением принципа разделения властей.

Данные требования административного истца выходят за рамки компетенции судебных органов и рассмотрение подобного рода требований нарушают конституционный принцип разделения властей, что не может быть признано допустимым.

Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

Исходя из конституционного принципа разделения властей вопросы о разработке и принятии нормативных правовых актов, внесении в них изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти и суд не вправе возлагать на них обязанность по осуществлению нормативно-правового регулирования.

Кроме того, следует отметить, что согласно постановления Губернатора Челябинской области от 20 июля 2004 года № 366 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства экологии Челябинской области» финансирование деятельности Министерства экологии осуществляется за счет средств,


13

предусмотренных в областном бюджете, в соответствии со сметой расходов и штатным расписанием. В связи с чем, Министерство экологии Челябинской области осуществляет свои функции в рамках представленных полномочий и в пределах возможностей областного бюджета в части финансирования мероприятий по реализации Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Челябинской области на период до 2020 года, установленного Законом Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 636-30 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в установленные законом сроки.

Доводы апелляционного представления основаны на неправильном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения, направлены на переоценку обстоятельств дела. Позиция суда первой инстанции аргументирована ссылками на нормы права и подтверждается материалами дела.

Вопреки доводам апелляционного представления, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционного представления.

Судебная коллегия учитывает, что аргументированных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционное представление не содержит.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционном представлении не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Суд дал надлежащую оценку установленным обстоятельствам дела, правильно применил закон, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Поскольку прокурором не представлено доказательств бездействия, допущенного со стороны административного ответчика, исковые требования прокурора обоснованно оставлены без удовлетворения как преждевременно заявленные.


14

Иные доводы апелляционного представления по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Челябинска от 22 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление Челябинского природоохранного прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи