ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № ГА-012409-02/18 от 25.12.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ lla-15319/2018

Судья Андреев И.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 25 декабря 2018 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загайновой А.Ф., судей Кучина М.И., Майоровой Е.Н. при секретаре Лысяковой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ходырева СВ., Ходыревой В.Ю. на решение Советского районного суда г. Челябинска от 14 сентября 2018 года по административному исковому заявлению ХОДЫРЕВА Сергея Викторовича, Ходыревой Валерии Юрьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ***, к Администрации г. Челябинска о признании распоряжения незаконным,

заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах

дела,

установила:

Ходырев СВ., Ходырева В.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ***, обратились в суд с административным иском о признании незаконным распоряжения заместителя Главы города Челябинска по правовым и имущественным вопросам Администрации г. Челябинска от 22 июня 2018 года «О признании утратившим силу распоряжения заместителя Главы города по правовым и имущественным вопросам от 27 ноября 2015 года № ***» в отношении Ходырева СВ. и Ходыревой В.Ю.

В обоснование иска указали, что распоряжением заместителя Главы города Челябинска № *** от 27 ноября 2015 года их семья была признана нуждающейся в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». На момент вынесения такого решения имели в собственности комнату общей площадью 15,7 кв.м. Продав эту комнату 31 мая 2016 года, в тот же день приобрели на средства ипотечного кредитования квартиру общей площадью 44,3 кв.м. Приобретение другого жилья стало причиной вынесения оспариваемого распоряжения, административный ответчик пришел к выводу о том, что семья обеспечена жильем свыше учетной нормы и перестала нуждаться в государственной поддержке. С данным распоряжением не согласны, усматривают нарушение своих прав и требований закона.


Административный истец Ходырев СВ. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Административный истец Ходырева В.Ю. в судебное заседание не явилась.

Представители административного истца Хардина Е.В., Качегова В.М. в судебном заседании иск поддержали.

Представитель административного ответчика Администрации г. Челябинска Субботина И.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе Ходырев СВ., Ходырева В.Ю. просят отменить решение суда, указывая, что с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы» и по условиям программы их семья наделена правом использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома. Считают, выводы суда основаны на ошибочном толковании нормы материального права, что повлекло вынесение незаконного решения.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, доводы апелляционной жалобы, заслушав Ходырева Д.С, его представителя Гачегову В.М., представителя Администрации города Челябинска Субботину И.Н., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что распоряжением заместителя Главы города Челябинска № *** от 27 ноября 2015 года Ходырев СВ. и члены его семьи - супруга Ходырева В.Ю., дочь ***, сын ***. были признаны нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

При этом было установлено, что молодая семья нуждается в государственной поддержке по улучшению жилищных условий. Ходырев СВ. с семьей проживал в комнате общей площадью 15,7


кв.м, расположенной по адресу: г. ***, принадлежащей на праве собственности.

31 мая 2016 года Ходырев СВ. и Ходырева В.Ю. продали указанную комнату и в тот же день заключили договор купли продажи на средства ипотечного кредитования квартиры общей площадью 44,3 кв.м, расположенной по адресу: г. ***.

Свидетельство о государственной регистрации права долевой собственности выдано всем членам семьи 03 июня 2016 года.

22 июня 2018 года заместитель Главы города Челябинска по правовым и имущественным вопросам вынес Распоряжение № 7155-е о признании утратившим силу распоряжения заместителя Главы города Челябинска № *** от 27 ноября 2015 года «О признании Ходырева СВ. и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с тем, что семья Ходырева СВ. обеспечена общей площадью жилого помещения, принадлежащего на праве долевой собственности Ходыреву СВ., Ходыревой В.Ю., ***, свыше учетной нормы.

Отказывая административным истцам в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствуясь частями 4, 5 статьи 50, пункта 2 частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, Решением Челябинской городской Думы от 25 октября 2005 года № 7/9 установившим учетную норму площади жилого помещения в размере 10 кв.м общей площади на одного человека, пришел к выводу о том, что семья Ходырева СВ. обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы (44,3/4=11,075), что исключает их возможность участия в программе «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», с приобретением жилья необходимый признак « нуждаемость», суд указал, отпал.

Доводы административных истцов о незаконности распоряжения со ссылкой на постановление Правительства РФ от 26 мая 2016 № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы», дающей право молодой семье - участнику программы использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе по ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, суд отверг, указав, что в силу пункта 6 Указа Президента «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 года


акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Постановление опубликовано на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, документ вступил в силу 10 июня 2016 года.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что изменения закона на возникшие правоотношения не распространяется. Совокупности условий, влекущих удовлетворение иска, предусмотренных частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд не нашел.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции. Площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств ипотечного кредита, не подлежит учету при определении нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий.

Согласно части 2 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище. В силу подпунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 в рамках реализации указанной подпрограммы были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (пункт 1).


В связи с истечением срока действия Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

В настоящее время федеральная целевая программы «Жилище» действует в редакции Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2016 года «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 -2020 годы».

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на


приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, в отличие от ранее действовавшей Программы на 2002 - 2010 (действовали до 31 декабря 2010 года) возможность использования данной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам и займам на приобретение жилья, предоставленным молодым семьям - участникам подпрограммы, предусмотрена не была.

Такая возможность введена Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2011 года № 575, которым пункт 2 Правил был дополнен подпунктом «е», предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года.

Указанным Постановлением Правительства РФ Правила дополнены пунктом 15(1), содержащим перечень документов, которые молодая семья должна подавать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно, а также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте «д» настоящего пункта (подпункты «д» и «е»).

Таким образом, в силу подпункта «г» пункта 2 Правил социальные выплаты использовались для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу подпункта «е» пункта 2 Правил, введенного Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2011 года № 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2016 года № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы» в подпункте «е» пункта 2 слова «полученным до 01 января 2011 года» исключены.


Также этим постановлением в подпункте «д» пункта 19 исключены слова « заключенного с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно», что в совокупности означает, что действие указанной нормы права распространяется на всех участников программы независимо от даты получения жилищного кредита.

Так, до внесения указанных изменений, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: д) копия кредитного договора (договора займа), заключенного с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно. Теперь же подает просто копию кредитного договора (договора займа), то есть период заключения кредитного договора значения юридического не имеет.

Такое толкование приведенной нормы права будет соответствовать цели подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и его задачам - предоставление им социальных выплат на приобретение жилья или строительство жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома . Допущенная административным ответчиком дифференциация в реализации жилищных прав не может быть признана основанной на целях и задачах Подпрограммы.

Суд допущенные нарушения оставил без внимания. Вывод о том, что семья истцов обеспечена жилым помещением общей площадью на каждого члена семьи больше учетной нормы, сделан судом первой инстанции без учета того, что квартира приобретена истцами с использованием средств ипотечного кредита. На дату заключения кредитного договора семья не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму, поскольку площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств ипотечного кредита, не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истцов в жилом помещении. Фактически на день заключения кредитного договора семья истцов продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, оспариваемое административными истцами распоряжение противоречит закону и нарушает права административных истцов на гарантированную государством социальную поддержку в решении жилищного вопроса.

Решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.


Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Челябинска от 14 сентября 2018 года отменить. Принять новое решение. Административный иск ХОДЫРЕВА Сергея Викторовича, ХОДЫРЕВОЙ Валерии Юрьевны удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение заместителя Главы города Челябинска по правовым и имущественным вопросам Администрации г. Челябинска от 22 июня 2018 года «О признании утратившим силу распоряжения заместителя Главы города по правовым и имущественным вопросам от 27 ноября 2015 года № ***» в отношении Ходырева СВ. и Ходыревой В.Ю.

Председательствующий