АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кызыл 25 марта 2022 года
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Доржу Ш.О.,
при секретаре Топуй-оол А.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление и.о. прокурора Эрзинского района Республики Тыва Иргит Б.Ш. на постановление Эрзинского районного суда Республики Тыва от 27 декабря 2021 года, которым в отношении
Артаева В.С. , **
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ,
уголовное дело на основании ст.25.1 УПК РФ прекращено с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 40 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Доржу Ш.О., выступления прокурора Чодуй И.М., поддержавшего доводы апелляционного представления и полагавшего необходимым постановление отменить, обвиняемого Артаева В.С. и защитника Монгуш В.О., просивших судебное решение оставить без изменения, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Артаев В.С. органами предварительного следствия обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ – в превышении должностных полномочий, то есть в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства при следующих обстоятельствах.
5 декабря 2017 года приказом начальника Управления образования администрации ** №** «О приеме работника на работу» Артаев В.С. назначен на должность директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения «**» ** (далее – средняя школа). Согласно главе 2 Устава средней школы, утвержденного постановлением Администрации ** №** (далее – Устав), предметом деятельности указанного учреждения является выполнение работ (оказание услуг) в в сфере образования (п.2.1). Средняя школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создает благоприятные условия для разностороннего развития личности (п.2.3). Основными задачами средней школы являются: обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на получение общего образования; создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни (п.2.5).
В соответствии с п.6.1.2 Устава Артаев B.C., находясь в должности директора средней школы, являлся единоличным исполнительным органом данного учреждения.
Согласно п.6.2.1, 6.2.3 Устава к компетенции Артаева B.C. относились вопросы, осуществления руководства деятельностью указанного учреждения. Как директор образовательного учреждения он мог действовать без доверенности от имени учреждения, в том числе представлять его в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, организациях; осуществлять общее руководство деятельностью учреждения; заключать гражданско-правовые договоры от его имени; утверждать структуру и/или штатное расписание МБОУ «**»; утверждать распределение должностных обязанностей между своими заместителями; утверждать план финансово-хозяйственной деятельности, его годовую и бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность средней школы локальные нормативные акты, издавать приказы и распоряжения, давать поручения и указания, обязательные для исполнения всеми работниками учреждения; осуществлять прием на работу работников, заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами; осуществлять организацию материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями; создавать условия для занятия обучающихся физической культурой и спортом. Таким образом, по роду своих должностных обязанностей, определенных Уставом средней школы, должностной инструкцией, Артаев B.C., состоя в должности директора средней школы, являлся должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 года №632 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2025 годы», утверждена государственная программа Республики Тыва «Развитие образования и науки 2014-2025 годы», согласно которой с целью повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и временным требованиям, предусмотрены мероприятия, направленные на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом, объемом финансирования из бюджетной системы РФ в 2019 году в размере ** тыс. руб.
11 февраля 2019 году между Министерством просвещения РФ и Правительством Республики Тыва заключено соглашение №**, предметом которого являлось предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Республики Тыва субсидии на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом. Согласно указанному соглашению, общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Тыва на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составил в 2019 году ** руб.
20 апреля 2019 года между Министерством образования и науки Республики Тыва и администрацией ** заключено соглашение №**, предметом которого являлось предоставление из бюджета Республики Тыва в 2019 году бюджету ** муниципального района субсидии на создание в общеобразовательных организациях условий для занятия физической культурой и спортом. Согласно указанному соглашению, общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете ** муниципального района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составил в 2019 году ** руб.
Для реализации поставленных задач, направленных на повышение доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям и создание условий занятия физической культурой и спортом, 4 июля 2019 года между средней школой в лице директора Артаева B.C., являющегося заказчиком, и подрядчиком – ООО «**» в лице генерального директора О. заключен контракт №**, предметом которого являлось выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала средней школы на сумму ** руб. в течение 50 календарных дней с даты заключения контракта.
Однако, в предусмотренный контрактом срок со стороны директора средней школы Артаева B.C. не было принято должных мер по организации капитального ремонта спортивного зала указанного образовательного учреждения. В период с 4 июля 2019 года по 25 октября 2019 года капитальный ремонт по данному объекту в полном объеме и надлежащем качестве фактически не был выполнен.
В один из дней с 4 июля 2019 года по 29 августа 2019 года, более точное время в ходе следствия не установлено, у директора средней школы Артаева B.C., находившегося в **, который не смог обеспечить и организовать своевременный, плановый и систематический характер исполнения условий, предусмотренных контрактом №** от 4 июля 2019 года, понимавшего, что в случае неисполнения его условий в срок до 31 декабря 2019 года бюджетные средства в размере ** руб., выделенные с целью повышения доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям и реализации мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях условий для занятия физической культурой и спортом, в соответствии с требованиями ч.5 ст.242 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, из иной личной заинтересованности в виде стремления извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную побуждениями карьеризма, выразившегося в стремлении достичь успеха в своей служебной деятельности, повысить свой авторитет, а также укрепить свой имидж как опытного управленца, желанием приукрасить действительное положение деятельности подчиненного ему учреждения, исполнить мероприятия по освоению бюджетных средств и избежать отрицательной оценки своей деятельности со стороны вышестоящего руководства при решении вопросов повышения доступности качественного образования, создания условий для занятия физической культурой и спортом, а также из корыстной заинтересованности, выраженной в совершении неправомерных действий в интересах ООО «**» с целью получения указанным обществом бюджетных денежных средств по контракту №** от 4 июля 2019 года, и в виде стремления извлечь выгоду имущественного характера, обусловленную желанием избежать привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности и, как следствие, сохранить право на получение в полном объеме причитающихся ему выплат стимулирующего характера и заработной платы по занимаемой должности, возник преступный умысел на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий и влекущих существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно своему преступному плану директор средней школы Артаев В.С., не желая нанесения урона своей репутации руководителя и формирования отрицательного мнения у вышестоящего руководства о себе, как неспособном самостоятельно организовать и планировать выполнение порученных заданий и должностных обязанностей, в нарушение ст.2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, пренебрегая п.п. 2.3, 2.5, 6.2.3 Устава средней школы, в соответствии с которым он должен создавать благоприятные условия для разностороннего развития личности, обеспечивать соблюдение законности в деятельности школы, организовывать материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, при отсутствии фактически выполненных в полном объеме и надлежащем качестве работ со стороны ООО «**», предусмотренных контрактом №** от 4 июля 2019 года, умышленно, используя свое служебное положение, решил для создания видимости целевого освоения бюджетных средств, а также якобы исполнения условий указанного контракта в полном объеме, формально, ссылаясь на требования ч.5 ст.242 БК РФ, согласно которым не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года, незаконно перечислил на счет подрядчика ООО «**» бюджетные средства, поступившие по контракту №** от 4 июля 2019 года на счет МБОУ «**».
Для достижения своей преступной цели Артаев В.С. запланировал воплотить указанную преступную схему перевода и перечисления бюджетных средств путем подписания им финансовых документов, необходимых для перечисления бюджетных средств на счет подрядчика, в том числе подписания фиктивных справок о стоимости выполненных работ и затрат формы №**, актов о приемке выполненных работ формы №КС-2, а также заявок на кассовый расход, тем самым создать мнимую видимость надлежащего исполнения своих должностных обязанностей в рамках заключенного им контракта №Ф.2019.366285 от 4 июля 2019 года.
При этом Артаев В.С. в силу занимаемого служебного положения и должностных обязанностей, осознавая, что в установленный указанным контрактом срок ООО «Энестрой» не выполнит надлежащим образом и в полном объеме капитальный ремонт спортивного зала средней школы, понимая незаконность своих действий, предвидя неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, причинения бюджетной системе РФ материального ущерба, и желая этого, решил без законных на то оснований подписать все необходимые к перечислению денежных средств финансовые документы, из содержания которых должно было следовать, что подрядчик в лице ООО «**» якобы произвел вышеуказанные работы на объекте, выступающим предметом контракта №** от 4 июля 2019 года, после чего произвести фактическое финансирование отсутствующих и некачественно выполненных работ под видом их законной оплаты.
Для реализации своего преступного умысла, Артаев B.C. не применил требования раздела 9 контракта №** от 4 июля 2019 года, предусматривающего штрафные санкции в отношении подрядчика при нарушении сроков его исполнения, тем самым избежал огласки ненадлежащей организации работы возглавляемого им учреждения при исполнении указанного контракта на капитальный ремонт спортивного зала.
Реализуя свой преступный умысел в период с 30 августа 2019 года по 6 сентября 2019 года в рабочее время с 8 часов до 18 часов, Артаев B.C., находясь в помещении средней школы, расположенной по адресу: **, являясь должностным лицом и единоличным руководителем данного учреждения, в том числе распорядителем средств на открытых лицевых счетах МБОУ «**», желая незаконно обеспечить поступление бюджетных средств на банковский счет ООО «**» под видом мнимой оплаты выполненных работ, предусмотренных контрактом № ** от 4 июля 2019 года, умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности, обусловленной вышеизложенными побуждениями, стремлениями и желаниями, заведомо осознавая незаконность своих действий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, явно превышая свои должностные полномочия, предусмотренные п.п. 2.1, 2.3, 2.5, 6.1.2, 6.2.1, 6.2.3, 6.2.4 Устава средней школы, п.п. 1.6, 2.1, 2.7, 2.8, 2.20, 2.25, 3.1, 3.3 должностной инструкции, 4.8, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.6, 6.7, 6.8, 7.3.3, 7.3.4, 7.3.7, 7.4.6, 7.4.8, 7.4.10, 7.4.11, 7.4.12 контракта №** от 4 июля 2019 года, постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 года №100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», ч.1 ст.711 Гражданского кодекса Российской Федерации, будучи осведомленным, что условия указанного контракта со стороны подрядчика выполнены не в полном объеме и ненадлежащем качестве, выступая от имени МБОУ «**», с целью освоения бюджетных средств, лично подписал подготовленные и предоставленные генеральным директором ООО «**» О. фиктивные справки о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 30 августа 2019 года формы №КС-3 на сумму ** руб.; о приемке выполненных работ №1 от 30 августа 2019 года формы №**; справку о стоимости выполненных работ и затрат №** от 6 сентября 2019 года формы №** на сумму 330 893 руб.; акт о приемке выполненных работ № ** от 6 сентября 2019 года формы №**, из содержания которых следовало, что предусмотренные контрактом №** от 4 июля 2019 года отдельные работы на указанном объекте капитального ремонта выполнены в полном объеме и надлежащем качестве на общую сумму ** руб., что фактически не соответствовало действительности.
Одновременно с этим, производя определенный ряд вышеуказанных последовательных и взаимосогласованных действий, направленных на реализацию своего преступного умысла до конца, в нарушение порядка осуществления бюджетного процесса, в период с 30 августа 2019 года по 16 сентября 2019 года в рабочее время с 8 до 18 часов, директор средней школы Артаев B.C., находясь в помещении указанного учреждения, расположенного по вышеуказанному адресу, умышленно, явно превышая свои должностные полномочия, предусмотренные вышеуказанными нормативными документами, зная, что работы по капитальному ремонту спортивного зала указанной школы, предусмотренные контрактом №** от 4 июля 2019 года, в полном объеме и надлежащем качестве не выполнены, и в этой связи не имеется законных оснований к перечислению бюджетных средств на счет ООО «**», незаконно подписал заявки на кассовый расход: 1. заявку на кассовый расход №** от 30 августа 2019 года; 2. заявку на кассовый расход №** от 16 сентября 2019 года, на основании которых со счета МБОУ «**», на банковский счет ООО «**» №** в ** перечислены бюджетные средства на общую сумму ** руб. согласно следующим платежным поручениям: 1) №** от 30 августа 2019 года на сумму **.; 2) №** от 16 сентября 2019 года на сумму ** руб.
Продолжая реализацию своего преступного умысла, 14 октября 2019 года в рабочее время с 8 до 18 часов Артаев В.С, находясь в том же месте, не желая нанесения урона своей репутации руководителя и формирования отрицательного мнения вышестоящего руководства о себе, как о неспособном самостоятельно организовывать и планировать выполнение порученных заданий и должностных обязанностей, умышленно, явно превышая свои должностные полномочия зная что работы по ремонту спортивного зала средней школы, предусмотренные контрактом №** от 4 июля 2019 года в полном объеме и надлежащем качестве не выполнены, и в этой связи не имеется законных оснований к перечислению бюджетных средств на счет ООО «**», с целью создания мнимой видимости надлежащего исполнения задач возглавляемого им учреждения, в ходе приемки выполненных подрядчиком работ предложил О. предоставить средней школе строительные материалы на сумму ** руб., а также деньги в размере ** руб., обосновав необходимостью устранения выявленных им недостатков в ремонте спортивного зала школы, при этом выдвинул перед последним незаконное требование, что только при выполнении со стороны О. указанного условия он подпишет финансовые документы, в том числе фиктивные справку о стоимости выполненных работ и затрат формы №**, акт о приемке выполненных работ формы №** и акт сдачи-приемки выполненных работ, необходимых для перечисления бюджетных средств на счет подрядчика для окончательного расчета по данному контракту, на что О. согласился.
Добившись от О. согласия выполнения условий о предоставлении строительных материалов и денег в обозначенной сумме, Артаев B.C. 14 октября 2019 года в рабочее время с 8 до 18 часов, находясь в помещении средней школы, по вышеуказанному адресу, являясь должностным лицом и единоличным руководителем названного учреждения, в том числе распорядителем средств на открытых лицевых счетах возглавляемого им учреждения, желая незаконно обеспечить поступление бюджетных средств на банковский счет ООО «**» под видом мнимой оплаты выполненных работ, предусмотренных контрактом №** от 4 июля 2019 года, умышленно, из иной личной заинтересованности в виде стремления извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную побуждениями карьеризма, выразившегося в стремлении достичь успеха в своей служебной деятельности, повысить свой авторитет, а также укрепить свой имидж как опытного управленца, желанием приукрасить действительное положение деятельности подчиненного ему учреждения, исполнить мероприятия по освоению бюджетных средств и избежать отрицательной оценки своей деятельности со стороны вышестоящего руководства при решении вопросов повышения доступности качественного образования, создания условий для занятия физической культурой и спортом, а также из корыстной заинтересованности, выраженной в совершении неправомерных действий в интересах ООО «**» с целью получения указанным обществом бюджетных денежных средств по контракту № ** от 4 июля 2019 года, и в виде стремления извлечь выгоду имущественного характера, обусловленную желанием избежать привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности и, как следствие, сохранить право на получение в полном объеме причитающихся ему выплат стимулирующего характера и заработной платы по занимаемой должности, заведомо осознавая незаконность своих действий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, явно превышая свои должностные полномочия, предусмотренные вышеперечисленными пунктами Устава МБОУ «**», пунктами должностной инструкции, пунктами контракта №** от 4 июля 2019 года, постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 года №100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», ч.1 ст.711 Гражданского кодекса Российской Федерации, будучи сломленным тем, что условия указанного контракта со стороны подрядчика выполнены не в полном объеме и ненадлежащем качестве, выступая от имени средней школы, с целью освоения бюджетных средств лично подписал подготовленные и предоставленные генеральным директором ООО «**» О. фиктивные справку о стоимости выполненных работ и затрат №** формы №** от 14 октября 2019 года на сумму ** руб., акт о приемке выполненных работ №** от 14 октября 2019 года формы №** и акт сдачи-приемки выполненных работ от 14 октября 2019 года, из содержания которых следовало, что предусмотренные контрактом № ** от 4 июля 2019 года, работы по ремонту спортивного зала средней школы выполнены в полном объеме и надлежащем качестве, что фактически не соответствовало действительности.
Доводя реализацию своего преступного умысла до конца, директор МБОУ «**» Артаев В.С., 25 октября 2019 октября в рабочее время с 8 часов до 18 часов, находясь в том же месте, незаконно получив от О. в рамках достигнутой договоренности строительные материалы на сумму ** руб., а также денежные средства в размере ** руб., умышленно явно превышая свои должностные полномочия, предусмотренные вышеуказанными нормативными документами, зная, что работы, по капитальному ремонту спортивного зала указанной школы, предусмотренные контрактом № ** от 4 июля 2019 года, в полном объеме и надлежащем качестве не выполнены, и в этой связи не имеется законных оснований к перечислению бюджетных средств на счет ООО «**», в нарушение порядка осуществления бюджетного процесса, незаконно подписал заявку на кассовый расход №** от 25 октября 2019 года на основании которой со счета МБОУ «**» на банковский счет ООО «**» № ** в АО «**» в **, согласно платежному поручению №** от 25 октября 2019 года, перечислены бюджетные средства на общую сумму ** руб., тем самым незаконно произвел окончательный расчет по указанному контракту.
В результате целенаправленных и последовательных преступных действий со стороны директора МБОУ «**» Артаева В.С., явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых интересов общества и государства, в нарушение вышеназванных правовых документов, в счет оплаты по контракта № ** от 4 июля 2019 года без законных к тому оснований перечислены бюджетные средства на общую сумму ** руб., при отсутствии факта производства в полном объеме и надлежащем качестве работ по капитальному ремонту спортивного зала средней школы.
С момента принятия обязательств по исполнению условий контракта № ** от 4 июля 2019 год, со стороны подрядчика – ООО «**» в лице О. работ по капитальному ремонту спортивного зала средней школы, не были выполнены в полном объеме и надлежащем качестве.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы №** от 11 мая 2021 объем и стоимость работ, указанных в справках о стоимости выполненных работ формы №**, в актах о приемке выполненных работ и затрат формы №** не соответствуют фактически выполненным работам. Фактическая стоимость выполненных ООО «**» работ по контракту № ** «Капитальный ремонт спортивного зала МБОУ «**» составляет ** руб.
Кроме того, заключением указанной судебной экспертизы установлено, что объем и стоимость фактически выполненных ООО «**» работ на объекте по капительному ремонту спортивного зала МБОУ «**», не соответствует проектно-сметной документации.
Таким образом, должностным лицом Артаевым B.C., действия которого явно выходили за пределы его полномочий, умышленно, незаконно оплачена частичная стоимость фактически невыполненных в полном объеме и надлежащем качестве работ по капитальному ремонту спортивного зала МБОУ «**» в общей сумме ** руб.
В результате, умышленные, выходящие за пределы полномочий незаконные действия директора МБОУ «**» Артаева B.C., являющегося должностным лицом, повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в причинении бюджетной системе РФ значительного материального ущерба в виде необоснованной переплаты по контракту № ** от 4 июля 2019 года в сумме ** руб., а также дискредитировало и подорвало авторитет органов государственной и муниципальной власти в глазах неопределенного круга лиц, посвященных в существо данной ситуации, в сфере обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным требованиям, вследствие неисполнения мероприятий, направленных на создание в общеобразовательной организации условий для занятия физической культурой и спортом, предусмотренных Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 года № 632 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2025 годы», поскольку работы, предусмотренные вышеуказанным контрактом, со стороны подрядчика - ООО «**» в лице О. не были выполнены надлежащим образом и в полном объеме при наличии у последнего незаконно подписанных актов о приемке выполненных работ формы №** и справок о стоимости выполненных работ и затрат формы №**, обеспечивших беспрепятственное перечисление ему 1 ** руб.; повлекли существенное нарушение конституционных прав граждан, пребывающих в указанном учреждении, установленных ст.7 Конституции Российской Федерации о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
В судебном заседании осужденный Артаев В.С. поддержал заявленное ходатайство защитника о прекращении в отношении него уголовного преследования с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, указав, что причиненный преступлением вред заглажен иным образом, в частности, оказанием материальной помощи МБОУ «**» из личных средств при строительстве столовой школы, в том числе в приобретении посуды для школьной столовой, инвентаря для тренажерного зала, строительных материалов, дезинфицирующих средств и т.д., спонсорскую помощь школе оказывал по частям, всего на общую сумму ** рублей.
В апелляционном представлении и.о. прокурора района Иргит Б.Ш., выражая несогласие с постановлением суда, считает его незаконным. Ссылаясь на положения ст.76.2 УК РФ, ст.25.1 УПК РФ, указывает на то, что объектами посягательства преступления, в совершении которых обвиняется Артаев, являются отношения в сфере государственной и муниципальной службы, а также законные интересы граждан. Полагает, судом не дана оценка адекватности и достаточности предпринятых им мер, направленных на восстановление нарушенных в результате его преступных действий законных интересов общества и государства в сфере государственной и муниципальной службы и заглаживания вреда, причиненного преступлением. Не дана надлежащая оценка сведениям характеризующим личность обвиняемого. Потерпевшим по делу признано Министерство финансов Республики Тыва, поскольку ущерб причинен бюджету Республики Тыва. Однако, принимая решение о прекращении уголовного дела в отношении Артаева В.С., судом не допрошен представитель потерпевшего П. на предмет реального возмещения обвиняемым вреда, причиненного бюджету Республики Тыва. Кроме того, стоимость переданного Артаевым МБОУ СОШ ** имущества явно несоразмерна ущербу, причиненному бюджету Республики Тыва. Просит постановление суда отменить, уголовное дело направить на новое судебное рассмотрение в ином составе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции находит постановление судьи подлежащим отмене на основании пп.2, 3 ст.389.15УПК РФ в связи с существенным нарушением уголовно-процессуального закона и неправильным применением уголовного закона.
Согласно ч.4 ст.7 УПК РФ определение суда, постановление судьи должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Таковым признается судебное решение, отвечающее требованиям уголовного и уголовно-процессуального законов.
В силу ст.76.2 УК РФ и ч.1 ст.25.1 УПК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причинённый преступлением вред.
Указанные требования уголовного и уголовно-процессуального законов при разрешении ходатайства защитника о прекращении уголовного дела в отношении Артаева В.С. судом не были соблюдены.
Согласно положениям ст.76.2 УК РФ и ст.25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных ст.76.2 УК РФ, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
В силу положений ч.1 ст. 446.3 УПК РФ суд прекращает уголовное дело или уголовное преследование и назначает меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, если в ходе судебного производства по уголовному делу будут установлены обстоятельства, предусмотренные ст.25.1 УК РФ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 26 октября 2017 года № 2257-0, общественно опасные последствия совершенного преступления, в зависимости от конструкции его состава - материального или формального, могут входить или не входить в число его обязательных признаков. Вместе с тем, отсутствие указаний на такие последствия в диспозиции соответствующей статьи Особенной части УК РФ в качестве признака состава предусмотренного ею преступления не означает, что совершение этого преступления не влечет причинение вреда или реальную угрозу его причинения. Соответственно, поскольку различные уголовно наказуемые деяния влекут наступление разного по своему характеру вреда, постольку предусмотренные ст.76.2 УК РФ действия, направленные на заглаживание такого вреда и свидетельствующие о снижении степени общественной опасности преступления, нейтрализации его вредных последствий, не могут быть одинаковыми во всех случаях, а определяются в зависимости от особенностей конкретного деяния.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 23 июля 2020 года № 1903-О, выбранная законодателем конструкция формального состава преступления не означает, что совершение данного деяния не влечет причинения вреда или реальной угрозы его причинения. С учетом этого, ч.1 ст.73 УПК РФ признает подлежащим доказыванию обстоятельством, наряду с событием преступления (пункт 1), характер и размер вреда, причиненного преступлением (пункт 4).
По смыслу закона, прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст.76.2 УК РФ, без участия в уголовном деле потерпевшего или при отсутствии наступившего вреда, возможно при условии, если после совершения преступления обвиняемый принял активные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления законных интересов личности, общества и государства.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.2.1 Постановления от 27 июня 2013 года № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», под заглаживанием вреда понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства.
По смыслу закона, прекращение уголовного дела по основанию, предусмотренному ст.76.2 УК РФ, возможно при условии, если после совершения преступления обвиняемый принял активные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления законных интересов личности, общества и государства. При этом различные уголовно наказуемые деяния влекут наступление разного по своему характеру вреда, и поэтому предусмотренные ст.76.2 УК РФ действия, направленные на заглаживание такого вреда и свидетельствующие о снижении степени общественной опасности преступления, нейтрализации его вредных последствий, не могут быть одинаковыми во всех случаях, а определяются в зависимости от особенностей конкретного деяния.
С учетом этого суд в каждом конкретном случае должен решить, достаточны ли предпринятые лицом, совершившим преступление, действия для того, чтобы расценить уменьшение общественной опасности содеянного как позволяющее освободить лицо от уголовной ответственности.
При этом вывод о возможности или невозможности такого освобождения, к которому придет суд в своем решении, должен быть обоснован ссылками на фактические обстоятельства, исследованные в судебном заседании. Суд обязан не просто констатировать наличие или отсутствие указанных в законе оснований для освобождения от уголовной ответственности, а принять справедливое и мотивированное решение с учетом всей совокупности данных, характеризующих в том числе особенности объекта преступного посягательства, обстоятельства его совершения, конкретные действия, предпринятые лицом для возмещения ущерба или иного заглаживания причиненного преступлением вреда, изменение степени общественной опасности деяния вследствие таких действий, личность виновного, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
Так, из материалов уголовного дела и обжалуемого постановления следует, что в результате незаконных действий директора МБОУ «**» Артаева B.C., являющегося должностным лицом, повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в причинении бюджетной системе РФ значительного материального ущерба в виде необоснованной переплаты по контракту № ** от 4 июля 2019 года в сумме ** руб. Однако, стоимость переданного Артаевым В.С. МБОУ «**» имущества на сумму ** руб. явно несоразмерна ущербу, причиненному бюджету.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом апелляционного представления о том, что судом первой инстанции не дана оценка соразмерности и достаточности предпринятых Артаевым мер, направленных на восстановление нарушенных, в результате его преступных действий, законных интересов общества и государства в сфере государственной и муниципальной службы и заглаживания вреда, причиненного преступлением.
Кроме того, как справедливо указано в апелляционном представлении, потерпевшим по делу признано Министерство финансов Республики Тыва, поскольку ущерб причинен бюджету Республики Тыва. Вместе с тем, принимая решение о прекращении уголовного дела в отношении Артаева В.С., суд не допросил представителя потерпевшего на предмет реального возмещения обвиняемым вреда, причиненного бюджету Республики Тыва,
Таким образом, доводы апелляционного представления о незаконности и необоснованности прекращения уголовного дела с освобождением Артаева В.С. от уголовной ответственности и назначении ему судебного штрафа, являются обоснованными.
Учитывая изложенное, постановление суда первой инстанции о прекращении уголовного дела в отношении Артаева В.С. с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа подлежит отмене с направлением уголовного дела на новое судебное рассмотрение в ином составе суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 389.20, 389.22, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Эрзинского районного суда Республики Тыва от 27 декабря 2021 года о прекращении уголовного дела в отношении Артаева В.С. отменить, уголовное дело направить на новое судебное разбирательство в ином составе суда.
Апелляционное представление удовлетворить.
Настоящее апелляционное решение может быть обжаловано в кассационном порядке, предусмотренном гл. 471 УПК РФ, непосредственно в судебную коллегию по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции. Подсудимый вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий