ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное постановление № 22-901 от 07.11.2016 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Коньков В.Л. Дело № 22-901

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 07 ноября 2016 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Шелудяковой Е.Б.,

при секретаре Камаевой Г.Н.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Марий Эл Леонтьевой А.В.,

защитника – адвоката Петровой Н.Г., представившего удостоверение № <№> и ордер № <№>,

рассмотрев в судебном заседании 07 ноября 2016 года уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Столбова И.Г. на приговор
Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 30 сентября 2016 года, которым

Столбов ИГ, <...>

осужден по ч. 1 ст. 286 УК РФ к лишению права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций на срок 2 года.

На основании ч. 2 ст. 84 УК РФ, пп. 9 и 12 Постановления Государственной Думы Российской Федерации № 6576-6ГД от 24 апреля 2015 года «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» постановлено Столбова И.Г. освободить от назначенного наказания и снять с него судимость.

Постановлено меру пресечения Столбову И.Г. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить.

Также приговором суда разрешен вопрос о вещественных доказательствах,

У С Т А Н О В И Л:

Столбов И.Г. признан виновным и осужден за превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства (превышение должностных полномочий при реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы.

Преступление совершено, как указано в приговоре, при следующих обстоятельствах.

17 сентября 2007 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации муниципального образования «Городское поселение <...>» от <дата> года № <№> по результатам обследования дома <адрес> дано заключение № <№> которым указанный дом признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с ч.ч. 1-3,5-10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагает на администрацию муниципального образования обязанность изъять на возмездной основе каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

В период с 01 января 2013 года по 31 марта 2013 года Столбов И.Г. с целью участия в республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы (в последствие утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл 06 мая 2013 года № 143) дал указание находящимся в его непосредственном подчинении работникам администрации МО «Городское поселение <...>» составить список аварийного жилищного фонда на территории МО «Городское поселение <...>» по состоянию на 01 января 2012 года с включением в него всех квартир находящегося в аварийном состоянии, непригодного для проживания и подлежащего сносу многоквартирного жилого дома <адрес>.

В соответствии с требованиями ч. 13 ст. 20 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ст. 86, 89 ЖК РФ, пунктов 2 и 4 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года № 344 и Раздела III республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, предоставление денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации - республиканского бюджета Республики Марий Эл - на цели софинасирования реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрено исключительно для переселения лиц, являющихся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания, либо проживающих в указанных жилых помещениях на основании заключенного с муниципальным образованием договора социального найма.

Вышеизложенные требования законодательства не допускали возможность включения в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы квартиры № 5 дома <адрес>, так как в ней никто не проживал, о чем Столбову И.Г. было достоверно известно.

В период с 06 мая 2013 года по 26 июня 2013 года у Столбова И.Г., действующего из ложно понятых интересов службы, возник преступный умысел, направленный на незаконное получение из республиканского бюджета Республики Марий Эл денежных средств при реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы якобы для расселения граждан из квартиры <адрес> и приобретение на незаконно полученные денежные средства в муниципальную собственность жилого помещения, которое будет находиться в распоряжении администрации муниципального образования. Увеличив таким образом размер муниципальной казны, Столбов И.Г. желал получить индивидуальную положительную оценку своей деятельности со стороны руководства и жителей муниципального образования, уменьшить объем своей работы, в том числе связанной с необходимостью поиска дополнительного финансирования на строительство муниципального жилья, то есть действовал из иной личной заинтересованности.

26 июня 2013 года в рабочее время Столбов И.Г., находясь в одном из служебных помещений администрации МО «Городское поселение <...>», расположенной в <адрес>, действуя умышленно, из иной личной заинтересованности, явно превышая свои служебные полномочия, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий, в нарушение требований ст. 15, 93 ЖК РФ и п. 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, вынес постановление № 164 «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд МО «Городское поселение <...>», которым незаконно включил непригодную для проживания квартиру <адрес> в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к жилым помещениям служебного фонда.

Продолжая реализацию своего преступного умысла на незаконное получение из республиканского бюджета Республики Марий Эл денежных средств при реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, Столбов И.Г. 31 января 2014 года в рабочее время, то есть в период с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, находясь в одном из служебных помещений администрации МО «Городское поселение <...>», действуя умышленно, из иной личной заинтересованности, явно превышая свои служебные полномочия, вынес постановление № 17 «О предоставлении жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения», которым квартира <адрес> предоставлена ведущему специалисту администрации муниципального образования «Городское поселение <...>» ВАБ в качестве служебного жилья сроком на 2 года, заключив с ВАБ договор найма служебного жилого помещения № <№> от <дата> года.

При этом Столбов И.Г. понимал, что его действия незаконны и явно выходят за пределы его служебных полномочий, поскольку в соответствии с требованиями ст.ст. 15, 93 ЖК РФ и п. 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, гражданам могут предоставляться лишь пригодные для постоянного проживания жилые помещения, в то время как квартира <адрес>, как и иные квартиры указанного дома, для проживания не пригодна.

В период с 03 февраля 2014 года по 31 марта 2014 года Столбов И.Г., превышая свои служебные полномочия, дал заведомо для него незаконное указание находящейся в его непосредственном подчинении главному специалисту администрации МО «Городское поселение <...>» МММ. направить в администрацию муниципального образования «<...> муниципальный район» сведения о необходимости переселения ВАБ якобы проживающей в квартире <адрес>, из аварийного жилищного фонда.

В результате совершения Столбовым И.Г. вышеописанных преступных действий должностными лицами Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, не осведомленными о совершении Столбовым И.Г. противоправных действий, дом № <№> по <адрес> целиком включен в республиканскую адресную программу «Переселение -граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы и Правительством Республики Марий Эл в период с 31 октября 2014 года по ноябрь 2015 года для переселения граждан из квартиры № <№><адрес> выделены денежные средства бюджета Республики Марий Эл в сумме 1 335 856,77 рублей, в том числе денежные средства в сумме 944 342,78 рубля, поступившие из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и собственные средства бюджета Республики Марий Эл в сумме 391 513 рубля 99 копеек.

В результате совершенных Столбовым И.Г. противоправных действий существенным образом нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, дискредитирован и существенно подорван авторитет органов местного самоуправления Республики Марий Эл, а именно: существенно нарушены права и законные интересы Республики Марий Эл в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства, поскольку необоснованно использованные муниципальным образованием «Городское поселение Звенигово» денежные средства республиканского бюджета в размере 1 335 856,77 рублей на приобретение служебного жилого помещения за счет средств, выделенных на реализацию республиканской адресной программы, могли быть использованы для расселения граждан, действительно проживающих в аварийных домах и, тем самым, подпадающих под действие указанной республиканской адресной программы; подорвана нормальная работа администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» в сфере выполнения республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы.

В судебном заседании Столбов И.Г. виновным себя не признал.

В апелляционной жалобе осужденный Столбов И.Г. считает приговор незаконным и необоснованным вследствие неправильного применения уголовного закона и нарушений уголовно-процессуального закона, мотивируя тем, что Собрание депутатов обладает правами юридического лица (п.4 ст.24 Устава), а не администрация муниципального образования «Городское поселение <...>» в лице главы администрации Столбова И.Г. На балансе администрации отсутствует квартира №<№><адрес>, что подтверждается показаниями <...>ЛНИ. Требование о сносе дома № <№> по <адрес> к собственникам жилых помещений должно было быть предъявлено межведомственной комиссией, которая приняла такое решение, что подтверждается актом, находящимся в материалах дела. Данная позиция подтверждается п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14. Однако межведомственная комиссия не исполнила свою обязанность по предъявлению требования к собственникам жилых помещений дома №<№> по <адрес> и не установила срок сноса дома. Администрацией муниципального образования «Городское поселение <...>» принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом для муниципальных нужд, не представилось возможным, так как это привело бы к существенному нарушению установленного порядка (ч.ч.2-4 ст.32 ЖК РФ), ущемлению прав собственников данного дома. По его мнению, судом не дано должной оценки его доводам о том, что принимать решение об участии муниципального образования «Городское поселение <...>» в республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы в должностные обязанности Главы администрации МО «Городское поселение <...>» не входило; субъектом получателя средств Фонда по Республиканской адресной программе является орган местного самоуправления «<...> муниципальный район», а не администрация муниципального образования «Городское поселение <...>» в лице главы администрации Столбова И.Г. В том, что решение об участии квартиры № <№><адрес> в республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы было принято не им единолично, а полномочным лицом собственником данного муниципального имущества в лице Главы муниципального образования «Городское поселение <...>» МАВ, подтверждается свидетельскими показаниями МАВ Считает несостоятельными выводы суда о том, что на него как Главу администрации возлагалась обязанность предоставления проживающим в аварийном доме № <№> по <адрес> гражданам новых жилых помещений в период с 2010 по2014 годы, так как для исполнения данных полномочий необходимое условие - доведение лимитов средств в расходные статьи местного бюджета администрации муниципального образования «Городское поселение <...>» за 2010 по 2014 годы, которых не было, что подтверждается свидетельскими показаниями главного бухгалтера администрации ЛНИ данными в суде 29 июня 2012 года. По его мнению, судом не дано оценки его показаниям в части того, что список аварийного жилищного фонда на территории МО «Городское поселение <...>» по состоянию на 01 января 2012 года составлялся муниципальной служащей МММ и подписывался им по запросу из администрации муниципального образования «<...> муниципальный район», для каких целей предназначается список в запросе не указывалось. Список подготовлен на основании имеющихся в администрации поселения документов: соответствующих актов обследования аварийных домов, паспортов на здания, поквартирных карточек, реестра муниципального имущества находящегося в казне. Никаких искажений в списке нет, все сведения являются достоверными.

Согласно акту обследования межведомственной комиссии восьми- квартирного дома № <№> по <адрес> и паспорта на восьмиквартирный дом № <№> по <адрес> с общей площадью жилых помещений дома 422,8м2, по мнению автора жалобы, все жилые помещения многоквартирного дома без исключения, признанные в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу, являются аварийным фондом и соответственно, весь дом общей площадью жилых помещений 422,8м2 участвует в республиканской программе, исключение из республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы жилого помещения муниципальной квартиры №<№> площадью 45,8м2 восьмиквартирного дома № <№> по <адрес> произведено незаконно, так как должностные лица, подписавшие данные письма с просьбой об этом, не имели полномочий принимать соответствующие решения за собственника помещений. Муниципальное образование «Городское поселение <...>» в лице Председателя Собрания депутатов - Главы муниципального образования «Городское поселение <...>» понесло ущерб в виде уничтожения квартиры №<№> дома <адрес>, при реализации выполнения Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, что привело к нарушению конституционных прав и законных интересов собственника имущества. Решение суда об исключении из реестра казны муниципального образования « Г ородское поселение <...>» квартиры № <№> дома <адрес> в материалах дела отсутствует.

Полагает, что ответственность за достоверность и полноту отчетности, предоставляемых в Фонд, возлагается на Глав муниципальных образований. Все вопросы, касающиеся республиканской адресной программы, он обязательно согласовывал с собственником имущества, Собранием депутатов на сессиях и в комиссии по законности и правопорядку, председателем которой являлся помощник Председателя Собрания депутатов «Городское поселение <...>» ШИА, что не опровергнуто стороной обвинения

Запрашиваемые сведения администрацией муниципального образования <...> муниципальный район», не входят в обязательный перечень информации по муниципальному образованию, изложенной в ст.16 ФЗ № 185 от 21 июля 2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и не могут служить основанием исключения части жилого помещения дома № <№> по <адрес> из республиканской адресной программы. Все обязательные условия программы муниципальным образованием «Городское поселение <...>» соблюдены.

В том, что он осуществил перевод квартиры № <№><адрес> в специализированный жилой фонд и в последующем заселил муниципальную служащую ВАВ к республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013- 2017 годы не имеет никакого значения, так как согласно п.2 статьи 2 ФЗ № 185 дом целиком признан аварийным жилым фондом поселения. Перевод данной квартиры в специализированный жилищный фонд был произведен ошибочно, потому что он не располагал актами обследования дома и признания его аварийным в 2007 году.

Указывает, что суд не учел и то, что в результате его действий фактически не причинено какого-либо материального ущерба, что подтвердила на судебном заседании потерпевшая ПСЕ так и свидетель КНВ

Не согласен с суммой ущерба 1 335 856,77 рублей, в том числе с суммой 944 4342.78 рублей, поступивших из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и собственных средств бюджета Республики Марий Эл в сумме 391513 рублей 99 копеек, так как из показаний потерпевшей АСЕ следует, что в 2015 году
Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства приняты меры по возмещению материального ущерба, причиненные действиями Столбова И.Г. согласно письму № <№> от <дата> года за подписью ГЕВ, а именно, внесены изменения в указанную республиканскую программу, то есть ущерб возмещен полностью.

Не согласен также с выводами суда о мотиве совершенного преступления: никаких преступных намерений он не имел, полагался на грамотность и надлежащее выполнение своих трудовых обязанностей работниками администрации МО «Городское поселение <...>» и исполнял принятые решения Собранием депутатов муниципального образования «Городское поселение <...>», расходовал денежные средства строго по расходным статьям местного бюджета.

Кроме того, по его мнению, судом было допущено нарушение требований УПК РФ, его прав и законных интересов (ст. 47 УПК РФ), что выражается в необоснованном удалении его из зала судебного заседания и лишения тем самым права участвовать в судебном разбирательстве, задавать вопросы свидетелям; отказе в удовлетворении его заявления об отводе судьи.

Не учтены его доводы о том, что Павлова С.Е. необоснованно признана по настоящему уголовному делу потерпевшей.

Просит приговор Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 30 сентября 2016 года в отношении него отменить и вынести по делу оправдательный приговор.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции адвокат Петрова Н.Г. поддержала доводы жалобы.

Прокурор Леонтьева А.В. просила приговор суда оставить без изменения.

Проверив материалы уголовного дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит приговор суда подлежащим оставлению без изменения.

Выводы суда о виновности Столбова И.Г. в совершении преступления основаны на совокупности доказательств, исследованных судом и подробно приведенных в приговоре.

Так, допрошенная в качестве свидетеля КНВ., с 2012 года по апрель 2016 года <...>, показала, что проверка администрации «Городское поселение <...>» о соблюдении законодательства, использования средств финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 год проводилась в соответствии с планом Управления, в соответствии с планом Росфинадзора. Согласно акту проверки ими было установлено, что квартира № <№><адрес> была включена в программу незаконно, она переведена в специализированный жилищный фонд, и предоставлена гражданину незаконно, поскольку в 2007 году данный дом был признан аварийным. Постановление о переводе в специализированный жилищный фонд было подписано Столбовым И.Г., а контракты заключала и подписывала Ю исполняющая обязанности главы. Согласно Постановлению Правительства никакие действия в аварийном доме не могут производиться, никого заселять не могут, эта квартира остается пустующей и согласно программе переселения переселяются именно граждане, проживающие на момент действия программы. Муниципалитет как субъект гражданского права, имеющий также право собственности на объекты недвижимости, в том числе и жилые помещения, не имеет таких прав, как граждане, поскольку эта программа имеет целью переселение граждан из аварийного жилья, а не обмена старого жилья на новое жилье. По результатам акта проверки они направили предписание об устранении нарушений, которое было выполнено и внесено изменение в республиканскую программу на 2014 год. 25 декабря 2015 года программа была изменена и квартира была исключена, добавлена другая. Фактически администрация «Городское поселение Звенигово» согласилась с нарушением, в судебном порядке это предписание не обжаловано. Раз эта квартира незаконно была включена в программу, соответственно, денежные средства из федерального бюджета 944 тысячи рублей были выделены под эту квартиру незаконно.

Представитель потерпевшего Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл ПСЕ показала, что с 2008 года в Республике Марий Эл осуществляется реализация адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, в которой участвует и МО «<...> муниципальный район». По республиканской адресной программе денежные средства направляются на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с целью устранения угрозы их жизни. Переселению подлежат граждане, проживающие в аварийных многоквартирных домах, признанных таковыми по состоянию на 01 января 2012 года, независимо от принадлежности, собственности или социального найма. Всем сотрудникам <...> городской администрации, которые занимались программой переселения граждан из аварийного жилья, в том числе и Столбову И.Г. как главе администрации данного муниципального образования, были доведены основные цели и задачи указанной программы, в том числе то, что её участниками являются только собственники жилых помещений, за исключением муниципальных образований, или наниматели в случае предоставления им ранее квартир по договору социального найма. Программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы носит адресный характер, она принята на основании Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", цели, задачи, основания и порядок реализации подробно прописаны как в указанном федеральном законе, так и в самой программе. Перечень аварийных домов, подлежащих включению в программу 2013-2017 годов, самостоятельно определялся <...> городской администрацией, которая предоставляла необходимые для участия в этих программах сведения в администрацию <...> муниципального района, которая в свою очередь направляла данные сведения в Минстрой Республики Марий Эл. На основании поступивших из муниципальных образований сведений Минстроем Республики Марий Эл была составлена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» соответственно на 2013-2017 годы. По республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» 2013-2017 годов из республиканского бюджета Звениговской городской администрации были выделены денежные средства на расселение дома № <№> по <адрес>.

В 2014 году после проверки Росфинадзора выяснилось, что в <адрес> предоставлена по договору служебного найма и была включена в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, что было недопустимо. МО «Городское поселение <...>» предоставило в администрацию МО «<...> муниципальный район» недостоверные сведения о наличии оснований для включения в республиканскую адресную программу 2013-2017 годов квартиры № <№><...>, на переселение граждан из которой Минстрой Республики Марий Эл выделил 1 335 856, 77 рублей, из которых 944 342, 78 рублей из Фонда содействия, 391 513, 99 рублей – средства республиканского бюджета Республики Марий Эл. Указанная квартира была включена в программу незаконно, так как находилась в муниципальной собственности поселения и не была предоставлена гражданам по договорам социального найма.

Показания представителя потерпевшей ПСЕ и свидетеля КНВ подтверждаются изученными в судебном заседании документами, в частности, актом № <№> от <дата> года обследования помещений многоквартирного дома № <адрес>, по результатам которого указанный многоквартирный дом признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу; соответствующим заключением комиссии о признании дома аварийным; списком аварийного жилищного фонда на территории МО «Городское поселение <...>» по состоянию на 01 января 2012 года (<...>), подписанным Столбовым И.Г., согласно которому в состав аварийного жилищного фонда входят восемь квартир <адрес>, в том числе квартира № <№>; данными отдела записи актов гражданского состояния администрации МО «<...> муниципальный район» от 12 апреля 2016 года (<...>), согласно которым РНЮ, <дата> года рождения умер <дата> года, и поквартирной карточки о том, что РНЮ выписан из этой квартиры; постановлением главы администрации МО «Городское поселение <...>» Столбова И.Г. № <№> от <дата> года (<...>), которым квартира № <№> общей площадью 45,7 м2, расположенная по адресу: <адрес> включена в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебным жилым помещениям; постановлением главы администрации МО «Городское поселение <...>» Столбова И.Г. № <№> от <дата> года (<...>), которым квартира № <№><адрес> предоставлена ВАБ в качестве служебного жилого помещения на 2 года; договором найма служебного жилого помещения № <№> от <дата> года (<...>) между администрацией МО «Городское поселение <...>» в лице главы администрации Столбова И.Г. и гражданкой ВАБ о предоставлении для временного проживания на срок два года квартиры № <№><адрес>; материалами республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл № 143 от 06 мая 2013 года, согласно которым квартира по адресу: <адрес>, была включена в указанную программу до внесения в неё изменений постановлением от 25 декабря 2015 года.

Судом изучен акт выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, подведомственными им и иными организациями при предоставлении и использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в администрации муниципального образования «Городское поселение <...>» - <...> городской администрации в 2013 году, проведенной главным контролем-ревизором Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл КНВ., в котором указано, что в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, статьи 16, п. 13 статьи 20 Федерального закона 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», раздела 3 «Система программных мероприятий» Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06.05.2013 № 143 администрацией МО «Городское поселение <...>» в 2014 году допущено излишнее расходование средств Фонда в сумме 944342,78 рублей, в результате оплаты строительства квартиры, предназначенной взамен сносимого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду. В нарушение ст. 15 и п. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, п. 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, администрацией МО «Городское поселение <...>» жилое помещение по адресу: <адрес> признанное аварийным в 2007 году, отнесено в 2012 году к специализированному жилищному фонду и предоставлено в 2014 году по договору найма служебного помещения работнику администрации. (<...>)

Доводы жалобы о том, что Столбов И.Г. не являлся лицом, ответственным за принятые незаконные решения, опровергаются собранными доказательствами.

В частности, согласно ст. 35 Устава муниципального образования «Городское поселение <...>», администрацией поселения руководит глава администрации на принципах единоначалия. Глава администрации поселения в пределах своих полномочий издает постановления администрации поселения по вопросам местного значения, и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, несет ответственность за результаты деятельности администрации.

Из показаний свидетеля МММ - <...><...>», на которые ссылается Столбов И.Г. в жалобе, следует, что она по поручению Столбова И.Г. занималась подготовкой документов, необходимых для участия поселения в программах по переселению граждан из аварийного жилья, Столбов И.Г. проверял все документы лично, подписывал их.

Свидетель ЛНИ - <...>» пояснила, что в администрации знали, что тратить на специализированный фонд федеральные, республиканские деньги нельзя, что жилье должно приобретаться только за счет собственного бюджета.

Из показаний свидетеля ПАВ - <...> - следует, что в ходе комиссионной проверки в марте-мае 2012 года было установлено, что муниципальная квартира № <№> дома <адрес> пустует. Глава администрации, на тот момент Столбов И.Г. как представитель администрации, входил в состав данной комиссии, соответственно, Столбову И.Г. было известно, что лицо, занимающее эту квартиру на праве социального найма, умер

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ИОВ - <...> показала, что она готовила проект о включении квартира № <№> дома <адрес> в специализированный жилищный фонд по указанию Столбова И.Г.

Свидетель МАВ который являлся до 2014 год председателем Собрания депутатов МО «Городское поселения <...>» пояснил, что Столбов И.Г. предлагал депутатам принять решения по различным вопросам деятельности администрации муниципального образования «Городское поселение <...>», объясняя это желанием снять с себя ответственность за принятие решений, сославшись на поддержку депутатов, на их согласие. В штате Собрания депутатов отсутствовали юристы, поэтому проверить правильность и достоверность предоставляемых Столбовым И.Г. сведений депутаты могли не всегда. Вопрос о переселении граждан из аварийного жилья входит в компетенцию администрации МО «Городское поселение <...>», Столбов И.Г. выступал по нему сам, и он же предложил депутатам рассмотреть вопрос о переводе квартир в специализированный жилой фонд с отнесением их к служебному жилому фонду, поясняя, что те квартиры останутся в муниципальной собственности, но будут переданы работникам администрации муниципального образования «Городское поселение <...>» для проживания, в качестве стимула продолжать работу.

Довод Столбова И.Г. о том, что факт предоставления ВАБ служебной квартиры не имеет значение в рамкам предъявленного ему обвинения также является несостоятельным и противоречит доказанному обвинению.

Дата перевода квартиры № <№> дома <адрес> в специализированный жилищный фонд, на которую обращает внимание сторона защиты – в 2012 году, а не в 2013 году как указано в приговоре, не влияет на выводы суда о незаконности действий Столбова И.Г.

Приведенные и другие изложенные в приговоре доказательства в совокупности позволили суду первой инстанции признать доказанными нарушения положений законов и нормативных правовых актов Столбовым И.Г. – главой администрации МО «Городское поселение Звенигово» при принятии решений о включении квартиры № <адрес> в список аварийного жилищного фонда на территории МО «Городское поселение <...>» по состоянию на 01 января 2012 года с целью участия в республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, о переводе квартиры № <№> дома <адрес> в специализированный жилой фонд и заключении договора найма служебного помещения с ВАБ которые он не при каких обстоятельствах не имел права совершать, расценив его действия как превышение должностных полномочий, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Действиям Столбова И.Г. дана правильная юридическая оценка по ч. 1 ст. 286 УК РФ как превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства (превышение должностных полномочий при реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы»).

Утверждения стороны защиты, что ущерб не причинен, являются несостоятельными.

Суд первой инстанции, проверив и оценив собранные доказательства, обоснованно указал в приговоре, что действиями Столбова И.Г. существенно нарушены права и законные интересы Республики Марий Эл в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства, поскольку необоснованно использованные муниципальным образованием «Городское поселение <...>» денежные средства государственного бюджета в размере 1 335 856,77 рублей на приобретение служебного жилья за счет средств, выделенных на реализацию указанной республиканской адресной программы, могли быть использованы для расселения граждан, действительно проживающих в аварийных домах и, тем самым, подпадающих под действие указанной республиканской адресной программы; подорвана нормальная работа администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» в сфере выполнения республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы.

Из показаний представителя потерпевшей ПЕС следует, что причиненный материальный вред был заглажен в 2015 году после соответствующей проверки финансовой деятельности администрации МО «Городское поселение <...>» в результате принятия решений о внесении изменений в указанную республиканскую программу главой администрации МО «Городское поселение <...>» ЦТА и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, то есть после совершения преступления Столбовым И.Г.

Нельзя согласиться и с доводами жалобы о неправильном признании потерпевшим Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, поскольку Министерство является государственным заказчиком, основным разработчиком республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, а также распорядителем средств, поступивших из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и представляет интересы Республики Марий Эл.

Выводы суда первой инстанции о мотиве преступления основаны на собранных по делу доказательствах.

В то же время, исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ, для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

Необоснованными являются доводы жалобы о том, что в приговоре получили оценку не все доводы Столбова И.Г., высказанные в свою защиту.

Приговор соответствует требованиям главы 39 УПК РФ. Суд первой инстанции дал оценку всем собранным доказательствах в пределах предъявленного обвинения.

Суждения осужденного о неисполнении обязанностей межведомственной комиссией при признании дома аварийным, причинению ущерба МО «Городское поселение <...>», незаконности внесения изменений в программу, незаконности запроса сведений об аварийном жилом фонде Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, толкование ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 185 от 21 июля 2007 года выходят за пределы предъявленного обвинения.

Существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, судом первой инстанции, не допущено, права подсудимого не нарушены.

Часть третья статьи 258 УПК Российской Федерации допускает удаление подсудимого из зала судебного заседания в качестве меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании.

Из протокола судебного заседания видно, что Столбов И.Г. постановлением суда был удален из зала судебного заседания до судебных прений после неоднократных замечаний в его адрес во время допроса свидетеля КНВ за нарушение порядка в судебном заседании. Суд принял правильное решение, исключив возможность злоупотребления Столбовым И.Г. своими правами.

Стороне защиты судом была предоставлена возможность в полном объеме реализовать свои права в судебном заседании, в том числе право задавать вопросы представителю потерпевшего и свидетелям. Подсудимый дал показания по предъявленному обвинению, участвовал в судебных прениях, и ему было предоставлено последнее слово.

Все ходатайства судом были разрешены в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом.

Отвод судье, заявленный подсудимым, разрешен в соответствии с требованиями ст. 61, 64, 65 УПК РФ. Председательствующим были приняты все меры для обеспечения состязательности и равноправия сторон в судебном заседании. Оснований, предусмотренных законом, для отвода судьи не имелось.

Наказание Столбову И.Г. назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного, смягчающих наказание обстоятельств справедливое

Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым решением суда первой инстанции об освобождении Столбова И.Г. от назначенного наказания, с применением п. 9, 12 Постановления от 24 апреля 2015 года
№ 6576-6 ГД Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов», при этом судом учтено мнение Столбова И.Г., возражавшего против применения к нему амнистии.

В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания.

Согласно п. 9 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД по уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания.

Суд первой инстанции, признав Столбова И.Г. виновным в преступлении, совершенном до 24 апреля 2015 года, и назначив наказание, не связанное с лишением свободы, верно применил п. 9, 12 Постановления об амнистии со снятием судимости.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Приговор Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 30 сентября 2016 года в отношении Столбова ИГ оставить без изменения, апелляционную жалобу осужденного Столбова И.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Б. Шелудякова