ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное постановление № 22К-333/17 от 19.05.2017 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Толпарова И.Х. дело №22к-333/17

Апелляционное постановление

гор. Нальчик 19 мая 2017 года

Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе:

председательствующего – судьи Чеченовой Ф.С.,

при секретаре Тешевой М.Б.,

с участием старшего прокурора отдела Управления Генеральной

прокуратуры Российской Федерации в СКФО Рыбалко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия на постановление Нальчикского городского суда КБР от 18 марта 2017 года, которым разрешено производство выемки в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия документов(статистических отчётов),

доложив материалы дела, выслушав мнение старшего прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в СКФО Рыбалко А.В., проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции,

установил:

29 февраля 2016 года в отношении неустановленных лиц возбуждено уголовное дело №16160058 по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159.2 УК РФ, по факту хищения средств Федерального бюджета в размере 82 521 400 рублей, переданных в бюджет Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия, для выделения в качестве субсидий на возмещение части затрат 45 сельхозтоваропроизводителей РИ на уплату страховых премий по договорам страхования урожайных культур и многолетних насаждений.

18 марта 2017 года старший следователь по ОВД 3 МСО СЧ ГУ МВД России по СКФО Б.М.З., в производстве которого находится данное уголовное дело, обратился в Нальчикский городской суд КБР с ходатайством о разрешении производства выемки документов в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия документов(статистических отчетов), содержащих сведения о площадях, пригодных для возделывания земельных угодий, находящихся в пользовании указанных в реестре МСХиП РИ 45 сельхозтоваропроизводителей Республики Ингушетия, якобы имеющих право на компенсацию затрат по страхованию урожайных культур и многолетних насаждений согласно заключенных договоров страхования с ООО «МСК АСКО», а также сведения о площадях и видах возделанных ими сельскохозяйственных культур и о сборе урожая за 2014 и 2015 годы.

Постановлением Нальчикского городского суда КБР от 18 марта 2017 года ходатайство старшего следователя Б.М.З. о разрешении производства выемки в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия по адресу: РИ, <адрес> статистических отчетов удовлетворено.

20 марта 2017 года и 22 марта 2017 года на основании постановления Нальчикского городского суда КБР от 18 марта 2017 года произведена выемка в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия статистических отчетов сельхозпроизводителей Республики Ингушетия, содержащих сведения о площадях и видах возделанных ими сельскохозяйственных культур и о сборе урожая за 2014 и 2015 годы.

В апелляционной жалобе представитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия М.М.М. просит постановление Нальчикского городского суда КБР от 18 марта 2017 года отменить и обязать старшего следователя по ОВД 3 МСО СЧ ГУ МВД России по СКФО Б.М.З. вернуть оригиналы отчетов форм, изъятых в процессе выемки в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики Республики Ингушетия. В обоснование жалобы указывается, что постановление суда вынесено и произведена выемка в нарушение Федерального закона №282-ФЗ «О статучете», в соответствии со ст.9 которой первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению(распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации; Росстат не вправе предоставлять федеральным органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, должностным лицам, другим физическим и юридическим лицам первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях; согласно ч.3 ст.9 Федерального закона №282-ФЗ, федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица не вправе требовать предоставления первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа.

В возражении на апелляционную жалобу старший следователь по ОВД 3 МСО СЧ ГУ МВД России по СКФО Б.М.З., считая постановление Нальчикского городского суда КБР от 18 марта 2017 года законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу М.М.М. без удовлетворения.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции находит постановление суда законным и обоснованным.

По смыслу ч.3 ст.183 УПК РФ, выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации(пункт 1). Субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, должностным лицам, другим физическим и юридическим лицам первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях(пункт 2). Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица не вправе требовать предоставление первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях (пункт 3).

Пунктом 7 части 2 статьи 29 УПК РФ установлено, что суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм закона, первичные статистические данные относятся к информации ограниченного доступа, однако закон не содержит положений о недопустимости выемки указанной информации следственными органами на основании судебного решения.

Суд первой инстанции, разрешая ходатайство старшего следователя Б.М,З., обоснованно согласился с доводами, изложенными в ходатайстве следователя. Судом установлено, что из представленных материалов следует, что в ходе расследования уголовного дела возникла необходимость в производстве выемки в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия, документов (статистических отчетов), содержащих сведения о площадях, пригодных для возделывания земельных угодий, находящихся в пользовании указанных в реестре МСХиП РИ 45 сельхозтоваропроизводителей Республики Ингушетия

Доводы жалобы о том, что первичные статистические данные являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению и используются только в целях формирования официальной статистической информации, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку направлены на иное толкование закона без учета норм уголовно-процессуального закона.

Судебное решение о выемке документов в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия принято судом на основании обоснованного и мотивированного ходатайства следователя, которое вынесено по возбужденному уголовному делу и в рамках его расследования, в течение срока предварительного следствия, надлежащим лицом, с согласия надлежащего руководителя следственного органа. При этом в обоснование ходатайства следователем представлены необходимые документы.

Нарушений судом уголовно-процессуальных норм, которые путем лишения и ограничения прав участников уголовного судопроизводства повлияли на постановление законного, обоснованного, справедливого решения, допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции,

п о с т а н о в и л:

Постановление Нальчикского городского суда КБР от 18 марта 2017 года о разрешении производства выемки документов (статистических отчетов) в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ингушетиястат М.М.М. - без удовлетворения.

Председательствующий - Ф.С.Чеченова