ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное решение № 11-136/10 от 25.05.2010 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Номер обезличенг.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

Дата обезличена года г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Прилипченко Г.А.,

при секретаре Кремер Е.В.,

с участием прокурора Текутьевой Я.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего ФИО4 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Железнодорожного района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО4, Дата обезличена года рождения, находящегося под опекой Шадрина В.И. к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой в размере 15 166 руб. 94 коп. за счет средств краевого бюджета.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что расчет опекунского пособия должен производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в зависимости от фактического роста стоимости натурального набора продуктов и предметов обихода. По мнению прокурора, расчет суммы денежного пособия следовало производить в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства и нормами, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 10 ноября 2005 года № 661 «О реализации Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае», исходя из фактических цен региона. Однако данный порядок не соблюдался. Общая сумма недополученного денежного пособия на содержание подопечного составила 15 166 руб. 94 коп.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличенаг. исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего ФИО4 к КФНКП о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, оставлены без удовлетворения в полном объеме.

Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула, не согласившись с данным решением мирового судьи, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционного представления прокурор указывает, что согласно ч. 5 ст. 150 СК РФ (в ред. З от 22.08.2004 № 122, вступившего в силу с 01.01.2005г.) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 5 ФЗ « дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ № 122) предусмотренные данным ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

По мнению прокурора, федеральным законом установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный уровень этих мер и тем самым - пределы усмотрения субъекта РФ при решении вопросов об объеме мер социальных поддержки детей, находящихся под опекой (попечительством), и условия их предоставления.

Размер пособия на опекаемого ребенка в 2006 году не мог быть ниже размера, подлежащего выплате опекуну на содержание подопечного в 2004 году.

В соответствии со ст. 27 Закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджет на 2005год» установлен размер пособия на опекаемого ребенка - 28 080 руб. или 2 340 руб. в месяц.

Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 07.11.2005 № 659, установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 1,2,3.

Как указывает прокурор размер пособия в 2004 году на опекаемого ребенка определялся исходя из нормативов, закрепленных в постановлении Правительства РФ № 409 по фактическим ценам региона, в связи с чем размер пособия на мальчика школьного возраста в 2004 году составляя 39 700,32 руб. (на питание - 28 502,88 в месяц, на одежду, обувь… - 11 197,44 руб. в месяц).

В судебном заседании прокурор Текутьева Я.В. настаивала на доводах, изложенных в апелляционном представлении, просила решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от Дата обезличенаг. отменить и вынести новое решение, удовлетворив заявленные прокурором Железнодорожного района г. Барнаула требования.

Законный представитель несовершеннолетнего опекаемого ФИО4 - Шдрин В.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена в установленном законом порядке. Заявлений о невозможности рассмотрения жалобы в её отсутствие в суд не поступало.

Представитель ответчика, Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен в установленном законом порядке, причина неявки суду не известна.

Представители третьих лиц - Комитета администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены в установленном законом порядке, причина неявки суду не известна.

Суд, с учетом мнения прокурора, требований ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения прокурора, проверив доводы апелляционного представления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ установлены минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве постоянно в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов, утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В соответствии с указанными нормами Федерального законодательства, постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.06.1992г. № 409 установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием этих детей, согласно приложениям 1, 2,3.

Данные нормативные положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

Согласно статья 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетных средствах субъектов РФ (п. 1 ст. 38 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2004г.» установлено, что средства на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), предусмотрены в объеме бюджетных районов и городов. Расходы на выплату таких пособий учитываются в объемах дотаций бюджетам районов и городов края, предоставляемых из краевого фонда финансовой поддержи муниципальных образований, а также при определении нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты.

Исходя из п. 1 «Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденного приказом Министерства образования РФ № 199 от 19.08.1999г., органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

В судебном заседании установлено, что Шадрин В.И. постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена года Номер обезличен назначен опекуном над несовершеннолетним ФИО4, Дата обезличена года рождения, и постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула Номер обезличен от Дата обезличена года на содержание ФИО4 назначено ежемесячное денежное пособие л.д. 8,9).

Согласно произведенного расчета денежных средств выплат на детей, находящихся под опекой, исходя из фактических цен Алтайского края, определенных по данным алтайского краевого комитета государственной статистики и реализующим предприятия района, Шадрин В.И. должен был получить за 12 месяцев 2006 года не менее 39 700 рублей 32 копейки на содержание несовершеннолетнего ФИО4, а Шадрину В.И. было выплачено опекунское пособие в 2006 году в размере 41 177 рублей 47 копеек на содержание одного опекаемого ребенка.

Денежные средства на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на мальчика школьного возраста составляют в 2004 году 11 197,44 руб. в год, на питание (по нормам питания на детей школьного возраста) - 28 502,88 в год.

Таким образом, за 2004 год опекунское пособие опекунам должно быть начислено Комитетом по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула в размере 39 700 руб. 32 коп. в год, из расчета: 11 197,44 руб. + 28 502,88 руб.

Размер ежемесячного пособия на опекаемого ФИО5 должен составлять 3 308,36 руб.

Кроме того, при определении размера опекунского пособия необходимо учитывать и постановление правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому предусмотрено увеличение фактически сложившихся норм расходов на питание на 10% в день на каждого ребенка в летний оздоровительный период 90 дней) в воскресные, праздничные и каникулярные дни.

Таким образом, увеличение фактически сложившейся нормы расходов на питание на 10% в день на каждого ребенка составляет 28 502,88 руб. : 366=77,88 (стоимость одного дня).

Количество выходных, праздничных и каникулярных дней за 2004 год составило 161 х 77,88 руб. х 10% = 1 253,68 руб.

Размер пособия на опекаемого ФИО4, подлежащий выплате Шадрину В.И. должен составлять 40 954 руб. в год (39 700,32 + 1253,68) или 3 412,85 руб. в месяц.

Следовательно, необходимо учитывать уровень социальных гарантий в 2004 году в размере 3412, 85 руб. ежемесячно.

В 2006 году ежемесячно опекун на содержание несовершеннолетнего получал 3 307 руб.

Таким образом, недоплата составила 1 270, 20 руб. (3412,85 руб. - 3 307 руб.)х12).

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционном представлении прокурора Железнодорожного района г. Барнаула нашли свое подтверждение, в связи с чем решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 30.12..2009 года подлежит отмене, с вынесением нового решения, которым исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В силу ст. 103ГПК РФ с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего ФИО4 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой отменить, удовлетворив в части исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула.

Взыскать с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Шадрина В.И. на содержание опекаемого ФИО4 невыплаченные целевые средства по опекунскому пособию за период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. в размере 1 270,20 руб.

Взыскать с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края госпошлину в пользу государства в размере 400 руб.

Апелляционное решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья