ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное решение № 11-65/2012 от 28.05.2012 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2012 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга Оренбургской области

в составе:

председательствующего судьи Бабиной Г.В.

при секретаре Сергеевой О.С.

с участием представителя заявителя ООО «Пегас Туристик» Велькина Д.А.

заинтересованного лица Головченко Н.С.ю

представителя заинтересованного лица ООО «Пегас Оренбург» Велькина Д.А.

представителя заинтересованного лица ООО «Есения -тур» Задороджной А.А.

представителя Роспотребнадзора Слободской Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное производство по апелляционной жалобе ООО «Пегас Туристик» на решение мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Оренбурга от 27.01.2012 года по делу по иску Головченко Н.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Есения-тур», Обществу с ограниченной ответственностью «Пегас Оренбург», Закрытому акционерному страховому обществу «Европейское туристическое страхование», Обществу с ограниченной ответственностью «Пегас Туристик» о взыскании суммы и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Головченко Н.С. обратилась в суд к мировому судье судебного участка № 4 Ленинского района г. Оренбурга с иском к ООО «Есения-тур» о взыскании суммы и компенсации морального вреда, указав, что между ней и ООО «Есения-тур» был заключен договор о реализации туристского продукта. Обязательства по договору со стороны истца были исполнены полно­стью. Вылет из Оренбурга планировался на 24.10.2011г. в 16 ч.15 м., затем был пере­несен и состоялся в 17 ч.30 м.. В отель истец прибыла в 22 ч. 50 м. Вылет из Анталии пла­нировался на 04.10.2011г. в 07 ч.00 м., но состоялся он 04.10.2011 г. в 04 ч.45 м., при этом ни воды, ни питания на 04.11.2011 г. в отеле не бы­ло предложено. Отель Головченко Н.С. покинула в 00 ч.05 м. Фактически время отдыха составило не 10 ночей и 11 дней, как было заплани­ровано (согласно туристской путевки № 000558), а 9 дней и 9 ночей. Исходя из стоимости оказанных услуг, один день отдыха равен .... Истец считает, что эта сумма подлежит возврату.

05.10.2011г. Головченко Н.С. обратилась с претензией к ООО «Есения-тур» с требованием выплатить вышеуказанную сумму. Ответчик претензию принял, однако в добровольном по­рядке требования удовлетворить отказался.

С учетом указанной выше суммы истцом была рассчитана неустойка, размер которой составил .... Головченко Н.С. также указала, что действиями ответчика ей был причинен моральный вред, который она оценила в размере ...

Головченко Н.С. просила суд взыскать с ООО «Есения-тур» денежную сумму в размере ... за неиспользованный день отдыха, неустойку в размере 3% от стоимости услуг за каждый день просрочки удовлетворения требований потребителя в размере ..., расходы на оплату услуг по составление искового заявления в размере ... компенсацию морального вреда в размере ....

Определениями мирового судьи от 13.12.2011 г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ООО «Пегас Оренбург» и ЗАО «Европейское туристическое страхование».

Определением мирового судьи от 12.01.2012 г. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ООО «Пегас Туристик».

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района Южного округа г. Оренбурга от 27.01.2012 года исковые требования Головченко Н.С. к ООО «Есения-тур», ООО «Пегас Оренбург», Закрытому акционерному страховому обществу «Европейское туристическое страхование», ООО «Пегас туристик» о взыскании суммы и компенсации морального вреда были удовлетворены частично.

Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью «Пегас Туристик» в пользу Головченко Н.С. компенсацию морального вреда в размере ..., расходы по оплате юридических услуг в размере ..., а всего ... В остальной части иска отказано.

Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью «Пегас Туристик» в доход бюджета администрации ... штраф в размере ..., в доход государства госпошлина в сумме ...

Ответчик ООО «Пегас Туристик» с данным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, просил отменить решение мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Оренбурга от 27.01.2012 года.

В судебном заседании представитель заявителя ООО «Пегас Туристик», действующий в своих интересах и в интересах ООО «Пегас Оренбург» генеральный директор Велькин Д.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснил, что ООО «Пегас Туристик» не является тур оператором, а является обществом с ограниченной ответственностью. ООО «Есения Тур» заключили договор с Головченко Н.С. В г.Оренбурге задержка рейса произошла на 45 минут. Необходимо отметить, что днём начала тура является день регистрации билетов на самолёт, т.е день отъезда туристов, что чётко прописано в п.5.2 договора от 08.09.2011 года заключенном между ООО «Есения тур» и Головченко Н.С. Сроки тура исчисляются в ночах, началом тура является момент регистрации билетов на самолёт. Истец вылетела из ......, а из Анталии ..., что соответствует дате начала и завершения тура. Оплата гостиниц с 14- 00 до 12-00 час. следующего дня по мировым стандартам. По времени прибытия и убытия нет такой практики оплачивать отель. По условиям договора было правильно оплачено. Конкретный час прибытия в отель и убытия из него не имеет существенного значения для признания сокращения сроков тура, поскольку авиаперелёт также является составляющей тура. ООО «Пегас Оренбург» не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с тем, что на момент бронирования тура ООО «Пегас Оренбург» не имело статус туроператора. Просил жалобу удовлетворить.

Заинтересованное лицо Головченко Н.С. в судебном заседании против жалобы возражала, просила отказать.

Представитель заинтересованного лица ООО «Есения – тур» Задорожная А.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании против жалобы не возражала.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Оренбургские авиалинии» Сидорова В.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании против жалобы не возражала.

Представитель Роспотребназдора Слободскова Г.Н. в судебном заседании против жалобы возражала.

Представитель заинтересованного лица ЗАО «Европейское туристическое страхование» не явился, был извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ «Об основах туристической деятельности в РФ» при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ); свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи; возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ) содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи; беспрепятственный доступ к средствам связи.

В соответствии со ст. 10 ФЗ РФ «Об основах туристической деятельности в РФ» к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

общая цена туристского продукта в рублях;

информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристической путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

В соответствии со ст. 27 Закона РФ № о защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ ( оказании услуг).

Судом установлено, что 08.09.2011 г. между Головченко Н.С., именуемой «ЗАКАЗЧИК», и ООО «Есения-тур» (турагентсткая лицензия ... именуемым «ТУРФИРМА», в лице менеджера Сидоренко О.М., действующей на основании Приказа ... от ..., был заключен договор о реализации туристкого продукта.

Согласно п. 1.1 договора, ТУРФИРМА, по заданию ЗАКАЗЧИКА обязуется оказать последнему посреднические услуги по подбору и приобретению туристского продукта, сформированного иностранным туроператором (компанией «PGS International Limited» («ПИ ДЖИ ЭС Интернешнл Лимитед»), юридическим лицом по законодательству Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии). При этом, лицом, оказывающим туристские услуги, право на которые приобретает ЗАКАЗЧИК по договору, является иностранный туроперато... туристического продукта сформированного иностранным туроператором на территории РФ осуществляет ООО «Пегас Туристик» (Москва) (Реестровый номер Туроператора ...).

Согласно договору, ТУРФИРМА обеспечивает оформление и получение ЗАКАЗЧИКОМ пакета документов, удостоверяющих право ЗАКАЗЧИКА на туристский продукт, а ЗАКАЗЧИК производит оплату в соответствии с условиями настоящего Договора и принимает указанный пакет документов (п. 1.3).

Комплекс заказываемых истцом туристских услуг предусмотрен п. 1.4 договора, согласно которому Головченко Н.С. заказала тур Оренбург-Анталия-Оренбург продолжительностью с 24.09.2011 г. по 04.10.2011 г. (10 ночей/11 дней); отель ASKA WASHINGTON 5* (СИДЕ); питание по системе «все включено», одноместный номер с видом на море, групповой трансфер Аэропорт-Отель-Аэропорт, медицинская страховка, трансферный гид. Экскурсии оплачиваются дополнительно, а комплекс предоставляемых услуг указан в туристской путевке серии ЕТ № 000558 от 14.09.2011 г., которая является неотъемлемой частью договора. В путевке указано, что общая цена туристского продукта составила ...

Обязанность по оплате туристских услуг была исполнена Головченко Н.С. в полном объеме, что подтверждается квитанциями от ... и ..., согласно которым Головченко Н.С. уплатила ... соответственно, о всего ... При этом уплаченная ею по договору сумма в размере ... была перечислена 09.09.2011 г. директором ООО «Есения-тур» Задорожной А.А. на счет ООО «Пегас Оренбург», что подтверждается квитанцией и извещением.

Согласно договору, туроператором является ООО «Пегас Туристик» г.Москва.

После возвращения в Россию Головченко Н.С. обратилась в офис ООО «Есения-тур» с претензией по поводу полученных ею туристических услуг. ООО «Есения-тур» направило претензию туроператору, получило ответы от ООО «Пегас Турс» и ООО «Пегас Оренбург», с которыми туристка была ознакомлена.

Отвечая на претензию истца, генеральный директор ООО «Пегас Оренбург» Велькин Д.А. указал, что не согласен с доводами Головченко Н.С. о потере дней отдыха, поскольку в международных туристических правилах указано, что заселение в отели происходит не ранее 14:00 часов, а освободить номер турист обязан до 12:00 часов последнего дня.

В материалах дела имеется также письмо генерального директора ООО «ПЕГАС ТУРС» Лукониной Е.Ю., согласно которому все претензии относительно авиаперелетов должны предъявляться к перевозчикам, которые вправе менять время и место вылета, расписание рейсов и т.д. В данном письме также указано, что тур начинается и заканчивается не с момента заселения в отель, а с момента регистрации билетов на самолет.

Из п. 2.1.2 договора о реализации туристского продукта следует, что ТУРФИРМА вправе от своего имени осуществить бронирование туристского продукта по заданию ЗАКАЗЧИКА и выполнить все иные действия, необходимые для получения ЗАКАЗЧИКОМ права на туристский продукт.

14.07.2007 г. ООО «Пегас Туристик» (реестровый номер туроператора серия МВТ 002613), именуемое «ТУРФИРМА» и ООО «Есения-тур», именуемое «АГЕНТ» заключили агентский договор, по условиям которого АГЕНТ обязуется за вознаграждение совершать от своего имени по поручению ТУРФИРМЫ реализацию туристского продукта, сформированного иностранным туроператором (компанией «PGS International Limited». При этом ТУРФИРМА передает АГЕНТУ по его заявкам пакет документов, удостоверяющих право клиента АГЕНТА на потребление турпродукта, а АГЕНТ производит оплату в соответствии с условиями договора и принимает указанный пакет документов.

Согласно справке от 13.10.2011 г., выданной генеральным директором ООО «Пегас Туристик», в период с 24.09.2011 г. по 04.10.2011 г. Головченко Н.С. пользовалась услугами указанной туристической компании.

Туристский продукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Из этого следует, что начало тура следует считать не с момента прибытия в отель, а с момента начала воздушной перевозки.

Согласно п. 1.4, 5.2. договора о реализации туристского продукта обозначено, что тур состоится с 24.09.2011 г. по 04.10.2011г., сроки тура исчисляются в ночах, началом тура является момент регистрации билетов на самолет.

Согласно п.17 «Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 г. № 452 исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта.

Под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» и Гражданским кодексом РФ.

П. 22 Правил предусматривает, что исполнитель в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» несет ответственность за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта; за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта.

Потребитель, если ему не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора о реализации туристского продукта информацию о туристском продукте, вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения указанного договора, а если данный договор заключен - в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков.

Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации о туристском продукте, несет согласно пункту 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» ответственность за недостатки туристского продукта, выявленные после оказания услуг потребителю вследствие отсутствия у потребителя такой информации.

Для установления лица, на которое должна быть возложена ответственность за перенос времени вылета туриста и несвоевременное информирование его об этом, необходимо учитывать не только условия договора о реализации туристского продукта и нормы закона, но и специфику организации чартерных перевозок, поскольку они осуществляются по достаточно сложной схеме, построенной на взаимосвязях всех ее участников с учетом возможных форс-мажорных ситуаций природного и техногенного характера.

Головченко Н.С. в составе туристического продукта у турагента ООО «Есения-тур» и туроператора ООО «Пегас Оренбург» были приобретены авиабилеты на чартерные рейсы ... от 24.09.2011 г. по маршруту Оренбург - Анталия, ORB 9512 от 4.10.2011 г. по маршруту Анталия - Оренбург. Выполнение чартерного рейса ORB 9511 от 24.09.2011 г. по маршруту Оренбург - Анталия было произведено авиакомпанией «Оренбургские авиалинии» на основании договора фрахтования воздушного судна, заключенного между авиакомпанией «Оренбургские авиалинии» и иностранным юридическим лицом PGS International Limited - Пи Джи Эс Интернешнл Лимитед (..., Великобритания).

В соответствии с п. 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажира, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. Приказом Минтранса № 82 от 28.06.2007года, регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписаний движения воздушных судом.

Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

Пункт 74 Правил устанавливает обязанность перевозчика принять все возможные меры по информированию пассажиров об изменении расписания движения воздушных судом, т.е. только в случае выполнения перевозчиком регулярных рейсов.

Авиакомпанией «Оренбургские авиалинии» и компанией PGS International Limited (далее Заказчик рейса) был согласован график выполнения чартерных рейсов ... от 24.09.2011 г. по маршруту Оренбург - Анталия на воздушном судне типа Boeing 737 - 800, бортовой номер VQ-BJC, и ... от 4.10.2011 г. по маршруту Анталия - Оренбург.

Согласно указанному графику, плановое время выполнения рейса ORB 9511 от 24.09.2011 г. по маршруту Оренбург - Анталия составило 10 ч. 15 мин. (время UTC) или 16 ч. 15 мин. местного времени (UTC+6).

Представителем ОАО «Оренбургские авиалинии» были представлены в суд документы, подтверждающие, что 19.09.2011 г. в связи с проведением технических работ на ВС типа Boeing 737 - 800, бортовой номер VQ-BJC, время выполнения чартерного рейса ORB 9511 от ... по маршруту Оренбург -Анталия действительно было изменено сначала на 11 ч. 00 мин. (время UTC) или 17 ч. 00 мин. местного времени (л.д.178), а затем на 11 ч. 30 мин. (время UTC) или 17 ч. 30 мин. местного времени (UTC+6).

Таким образом, причиной изменения графика чартерных перевозок и времени вылета рейса ORB 9511 от 24.09.2011 г. по маршруту Оренбург - Анталия стало проведение технических работ на воздушном судне.

Заказчик рейса - компания PGS International Limited - и его уполномоченный агент - туроператор «Пегас Туристик» были проинформированы об изменении времени вылета рейса 9511 от 24.09.2011 г. по маршруту Оренбург - Анталия 19.09.2011 г. и 21.09.2011 г., что подтверждается копиями электронных сообщений от 19.09.2011 г. и 21.09.2011 г.

Согласно графику выполнения чартерных рейсов плановое время выполнения рейса ORB 9512 от 4.10.2011 г. по маршруту Анталия - Оренбург составило 3 ч. 45 мин. (время UTC) или 06 ч. 45 мин. местного времени (UTC+3).

Как следует из материалов дела 29.09.2011 г. время вылета рейса ORB 9512 от 4.10.2011 г. по маршруту Анталия - Оренбург было изменено на 01 ч. 45 мин. (время UTC) или 04 ч. 45 мин. местного времени (UTC+3) по причине производственной необходимости в виду выполнения дополнительного рейса ORB 9616 по маршруту Анталья - Екатеринбург на данном воздушном судне. Данное обстоятельство подтверждается графиком выполнения чартерных рейсов.

Заказчик рейса - компания PGS International Limited - и его уполномоченный агент - туроператор «Пегас Туристик» были проинформированы об изменении времени вылета рейса ORB 9512 от 4.10.2011 г. по маршруту Анталия – Оренбург, что также подтверждается электронным сообщением от 29.09.2011 г.

Согласно ст. 104 Воздушного кодекса РФ, по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.

Сторонами такого договора являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает владелец воздушного судна (его собственник или лицо, которому воздушное судно принадлежит на ином правовом основании). Фрахтователем является юридическое или физическое лицо, заинтересованное в воздушной перевозке больших групп пассажиров, партий груза или почты по маршруту, как правило, не совпадающему с маршрутами, установленными расписанием воздушных перевозок транспортом общего пользования.

В материалах дела имеются копии Договора фрахтования воздушного судна от 01 августа 2008 г. .../ДО-08, на основании которого выполнялся рейс ORB 9511 от 24.09.2011 г. по маршруту Оренбург - Анталия (л.д.185-199) и Договора фрахтования воздушного судна от 27 июля 2009 г. ..., на основании которого выполнялся рейс ORB 9512 от 4.10.2011 г. по маршруту Анталия – Оренбург.

Из п. 1.1 указанных договоров следует, что фрахтовщик (ФГУП «Оренбургские авиалинии») обязуется предоставить фрахтователю (компании PGS International Limited) воздушные суда (далее по тексту - ВС), количество, типы, вместимость и компоновка которых указана сторонами в дополнениях к настоящему договору, для выполнения рейсов по графику, согласованному между фрахтовщиком и фрахтователем, а фрахтователь обязуется производить оплату выполняемых рейсов в порядке и на условиях, согласованных сторонами в Договоре.

Согласно п. 2.2.3 указанных договоров фрахтования, в случае изменения графика движения ВС фрахтователь обязуется самостоятельно заблаговременно информировать пассажиров о данном изменении.

В силу п. 4.11 договоров фрахтования, фрахтователь несёт полную ответственность перед фрахтовщиком и третьими лицами в случае нарушения установленной п. 2.2.3 и п. 3.20 договора обязанности об уведомлении пассажиров. Фрахтователь освободит Фрахтовщика от возможных претензий пассажиров и/или третьих лиц, возникших в связи с установленными в п. 3.20 правилами перевозки багажа (включая размер платы за перевозку и порядок её взимания), и самостоятельно и за свой счёт урегулирует указанные претензии, возместив фрахтовщику понесённые убытки. Данный пункт распространяется на правоотношения сторон в случае, если указанные изменения (по изменению графика движения ВС) были своевременно доведены до сведения фрахтователя. При отсутствии информации о подобных изменениях, фрахтователь освобождается от ответственности по подобным претензиям.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом мирового судьи о том, что ответственность за непредставление пассажирам информации об изменении графика вылета чартерных рейсов несет не авиакомпания «Оренбургские авиалинии», а фрахтователь - компания PGS International Limited, суд не может признать указанную иностранную компанию ответственной за непредоставление истцу информации об изменениях в графике перелета.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (финансовое обеспечение).

Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров.

Все действия, связанные с поиском клиента, рекламой предлагаемой туристской услуги (авиабилетов на чартерный рейс), оформлением сделки и ее оплатой, были произведены на территории Российской Федерации не иностранной компанией PGS International Limited, а туроператором и турагентом, вступившими в непосредственные отношения с потребителями.

Согласно пп. 4,5 Приказа Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 04.12.1998 № 402 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью» туристский продукт - право на тур как комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия, являющееся объектом купли-продажи и подлежащее продаже либо туристу, либо другой туристской организации. Туристский продукт может формироваться туристской организацией либо из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, либо из услуг, оказываемых собственными силами, либо как из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, так и из услуг, оказываемых собственными силами.

В соответствии с п.п. 21, 22 Приказа в число затрат туристкой организации по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта, включаются затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на услуги по транспортному обслуживанию (перевозке) у организаций - перевозчиков и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности у организаторов чартерных программ, а также у обладателей прав на такие услуги; а также затраты, связанные с технологическими потерями, возникающими из-за невостребованности туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей производства туристского продукта, в частности услуг по фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ; по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок - чартер), выполняющем чартерный или регулярный рейс.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом мирового судьи о том, что при формировании тура туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с предоставляющими их лицами, в том числе с организаторами чартерных перевозок, однако другие лица (авиакомпания, организатор чартерных перевозок, гостиницы и пр.) не связаны прямыми договорными отношениями с туристом, в силу чего ответственность перед туристом в случае нарушения его прав несет туроператор.

Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-фз «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусматривает ответственность туроператора перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт), независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

Согласно вышеуказанного Закона существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся:

неисполнение обязательств по оказанию туристу и иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;

наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

Суд апелляционной инстанции, изучив обстоятельства дела представленные суду доказательства, приходит к выводу, что не имело место существенного нарушения условий договора о реализации туристского продукта от 08.09.2011 г., заключенного с Головченко Н.С., поскольку условие о сроках путешествия ответчиком нарушено не было. Головченко было предоставлено 10 ночей, 11 дней отдыха, в соответствии с условиями договора. Это отражено и в решении мирового судьи.

Незначительное отступление от времени вылета к месту отдыха и обратно не является существенным нарушением условий договора, поскольку рейс, на котором летела Головченко Н.С., был чартерным, а задержка рейса не является неисполнением обязательств по оказанию туристу услуг по перевозке или размещению, кроме того, тур начинается и заканчивается с момента регистрации билетов на самолет. О незначительном изменении времени вылета рейса Головченко Н.С. была уведомлена, что подтвердила в судебном заседании.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при вынесении решения мировой судья неправильно определил юридически значимые обстоятельства по делу и не применил материальный закон, подлежащий применению, в связи с чем, решение мирового судьи в части исковых требований Головченко Н.С. к ООО «Пегас Туристик», подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Головченко Н.С. к ООО «Пегас Туристик».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 –329,330 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Апелляционную жалобу ООО «Пегас Туристик» удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района города Оренбурга от 27.01.2012 года по апелляционному производству по апелляционной жалобе ООО «Пегас Туристик» по делу по иску Головченко Н.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Есения-тур», Обществу с ограниченной ответственностью «Пегас Оренбург», Закрытому акционерному страховому обществу «Европейское туристическое страхование», Обществу с ограниченной ответственностью «Пегас Туристик» о взыскании суммы и компенсации морального вреда, в части частичного удовлетворения исковых требований Головченко Н.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Пегас Туристик» о компенсации морального вреда, штрафа в доход местного бюджета отменить. В этой части принять новое решение об отказе Головченко Н.С. в удовлетворении исковых требований к ООО «Пегас Туристик» о взыскании суммы и компенсации морального вреда.

В остальной части решение мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района города Оренбурга от 27.01.2012 года оставить без изменения

Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено 22.06.2012 г.

Судья: