ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное решение № 12-204/17 от 15.01.2018 Кармаскалинского районного суда (Республика Башкортостан)

дело № 12-4/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

село Архангельское 15 января 2018 года

Кармаскалинский межрайонный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Биктагирова P.P.,

с участием представителя ведущего специалиста Кумертауского управления Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан Максютовой А.В.,

должностного лица – заместителя главы администрации по финансовым вопросам, экономике, инвестициям и предпринимательству – начальника финансового управления администрации муниципального района Архангельский район РБ Фирсовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе заместителя главы администрации по финансовым вопросам, экономике, инвестициям и предпринимательству – начальника финансового управления администрации муниципального района Архангельский район РБ Фирсовой ФИО5 на постановление мирового судьи судебного участка по Архангельскому району Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка по Архангельскому району Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - заместитель главы администрации по финансовым вопросам, экономике, инвестициям и предпринимательству – начальник финансового управления администрации муниципального района Архангельский район РБ Фирсова Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Должностное лицо - заместитель главы администрации по финансовым вопросам, экономике, инвестициям и предпринимательству – начальник финансового управления администрации муниципального района Архангельский район РБ Фирсова Л.А. не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась в суд с жалобой.

В обоснование жалобы указала, что в постановлении суда первой инстанции решение о выделении ИП ФИО1 финансовой поддержки в сумме <данные изъяты>., включив в смету расходов арендной платы на сумму <данные изъяты>. и оборудование на сумму <данные изъяты> о предоставлении субсидий принято конкурсной комиссией, а не должностным лицом Фирсовой Л.А. ИП ФИО1 добровольно, в соответствии с ее правом на перераспределение средств, предоставила в Администрацию района дополнительный отчет за 2 квартал 2017 года с отражением в нем новых расходов, понесенных ею на оборудование в сумме <данные изъяты>., перераспределив сумму со статьи расходов «аренда помещения» на статью «оборудование».

На сегодняшний день перед администрацией района ИП ФИО1 задолженности по использованию выданной субсидии не имеет.

Заявитель считает, что мировой судья не дал оценки обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности. Каких-либо последствий, в том, числе тяжких данное правонарушение не повлекло. В связи с чем заявитель просит отменить постановление мирового судьи, прекратить производство по делу, в связи с малозначительностью.

В судебном заседании должностное лицо - заместитель главы администрации по финансовым вопросам, экономике, инвестициям и предпринимательству – начальник финансового управления администрации муниципального района Архангельский район РБ Фирсова Л.А. жалобу поддержала по указанным в нем основаниям, просила удовлетворить.

Представитель - ведущий специалист Кумертауского управления Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан Максютова А.В. просила постановление мирового судьи судебного участка по Архангельскому району РБ от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Поддержала письменные возражения на жалобу.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив и оценив материалы административного дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, ведущим специалистом Кумертауского управления Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан Максютовой А.В. в ходе контрольного мероприятия «Проверка законности, результативного (эффективности и экономичности) использования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан за 2015-2016 годы, и отдельных вопросов по иным периодам в муниципальном районе Архангельский район Республики Башкортостан» (далее-проверка) при проверки соблюдения органами местного самоуправления законности и обеспечения результативности, эффективности и экономичности использования межбюджетных трасфертов, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан и условий их получения для поддержки муниципального программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе установлено следующее, в рамках реализации Муниципальной программы «Развитие и поддержка субъектов малого среднего предпринимательства в муниципальном районе Архангельский район Республики Башкортостан» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ « 1915, от ДД.ММ.ГГГГ годы , далее – Муниципальная программа), на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального района по договору от ДД.ММ.ГГГГ-РФ выделены субсидии в размере <данные изъяты> тыс. руб. на субсидирование не менее трех субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе двух субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе двух субъектов малого и среднего предпринимательства на субсидирование на начальной стадии становления бизнеса – <данные изъяты> тыс. руб., субсидирование части затрат одного субъекта малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору лизинга – <данные изъяты> руб. с условием софинансирования из бюджета муниципального района <данные изъяты> тыс. руб.

В целях реализации Муниципальной программы, распоряжением администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-р создана конкурсная комиссия по предоставлению финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан.

Между администрацией муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан и индивидуальным предпринимателем ФИО1, на основании решения Конкурсной комиссии (протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ) заключен договор о субсидировании субъекта малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор от ДД.ММ.ГГГГ). Субсидия на поддержку мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства перечислена ИП ФИО1 согласно платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>

Конкурсной комиссией в Смету расходов (приложение к Договору от ДД.ММ.ГГГГ) включены расходы по аренде помещения (<данные изъяты> руб.) с нарушением требований, установленных п.8.4 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства – Приложение к Госпрограмме, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также с нарушением п.8.1.7 Муниципальной программы, а именно с нарушением условий, что в смету расходов не могут быть включены расходы на арендную плату для индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность менее одного года, предметом субсидирования могут быть договоры аренды помещения, заключенные на срок более одного года.

Конкурсной комиссией принято решение выделить ИП ФИО1 финансовую поддержку в сумме <данные изъяты>., включив в смету расходов арендную плату на сумму <данные изъяты> руб. и приобретение оборудования на сумму <данные изъяты> руб. ИП ФИО1 предоставляет отчеты в отдел экономики ежеквартально. Отчеты принимаются совместно специалистами и начальником отдела. На данные средства согласно отчетам ФИО1 оплатила арендную плату в сумме <данные изъяты> руб. и приобрела мясорубку на сумму <данные изъяты> руб. и иное оборудование на общую сумму <данные изъяты> руб. В апреле 2017 года в ходе проверки материалов Муниципальной программы совместно с прокуратурой было установлено, что Комиссией не учтен п.8.1.7 Муниципальной программы, а именно, что предметом субсидирования могут быть договоры аренды помещения, заключенные на срок более одного года. Вопреки указанному требованию, ИП ФИО1 предоставлена денежная сумму на оплату аренды помещения на срок 11 мес. В ходе проверки, указав ФИО1 на несоответствие затрат на аренду помещения требованиям муниципальной программы в части непринятия расходов по аренде в отчет, ею добровольно был предоставлен дополнительный отчет за 2 квартал 2017 года с отражением в нем новых расходов на оборудование в сумме <данные изъяты> руб.

При этом Администрацией не приняты меры по внесению соответствующих изменений в Договор от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, главным распределителем бюджетных средств нарушены условия предоставления субсидии индивидуальному предпринимателю – включение в сметы расходов (приложение к Договору от ДД.ММ.ГГГГ) по аренде помещения (<данные изъяты> руб.) с нарушением требований, установленных п.8.4 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого среднего предпринимательства – Приложение к Госпрограмме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также с нарушением п.8.1.7 муниципальной программы, а именно с нарушением условий, что в сметы расходов не могут быть включены расходы на арендную плату для индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность менее одного года; предметом субсидирования могут быть договоры аренды помещения, заключенные на срок более одного года.

В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ» в муниципальном районе Архангельский район Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Администрации муниципального района Архангельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Административный регламент), решение о предоставлении субсидии принимается Комиссией по предоставлению финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства Администрации района. Предварительное рассмотрение заявок осуществляется отделом экономики Администрации.

В соответствии с п.3.2.1. Административного регламента, Административная процедура «Рассмотрение документов комиссией» в части предварительного рассмотрения поступивших документов от субъектов малого и среднего бизнеса, установления права на получение финансовой поддержки, осуществления расчета размера финансовой поддержки осуществляется ответственным исполнителем отдел экономики Администрации – секретарем Комиссии. В соответствии с п.3.3.7 Административного регламента распоряжение о предоставлении финансовой поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства передается для согласования и визирования, в том числе и финансовому управлению Администрации.

В соответствии с п.4.1 Административного регламента текущий контроль за соблюдением и исполнением муниципальными служащими Администрации положении настоящего административного регламента и иных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление муниципальной услуги, а также принятием решений муниципальными служащими Администрации осуществляет заместитель главы администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, курирующий вопросы предоставления муниципальной услуги.

Распоряжением Администрации МР Архангельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ-к Фирсова ФИО6 переведена с должности начальника отдела экономики Администрации муниципального района Архангельский район РБ на должность заместителя главы Администрации – начальника финансового управления Администрации муниципального района Архангельский район РБ с ДД.ММ.ГГГГ. решением Совета муниципального района Архангельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ должность заместителя главы Администрации – начальника финансового управления Администрации муниципального района Архангельский район РБ переименована на должность заместителя главы Администрации по финансовым вопросам, экономике, инвестициям и предпринимательству – начальника финансового управления Администрации муниципального района Архангельский район.

В соответствии с должностной инструкцией заместитель главы Администрации по финансовым вопросам, экономике, инвестициям и предпринимательству – начальника финансового управления Администрации муниципального района Архангельский район, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ (далее – должностная инструкция), заместитель главы курирует деятельность отдела экономики, финансового управления Администрации (п.3.1 должностной инструкции), несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление, курируемый отдел задач и обязанностей, организует и контролирует их деятельность (п.5.4 должностной инструкции).

Должностным лицом - заместителем главы Администрации по финансовым вопросам, экономике, инвестициям и предпринимательству – начальником финансового управления Администрации МР Архангельский район РБ Фирсовой Л.А. в нарушение требований административных регламентов и нормативных правовых актов, регулирующих предоставление муниципальной услуги «Предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ», а также должностной инструкции не выполняется надлежащий контроль за соблюдением и исполнением со стороны должностного лица бюджетных средств, предоставляющим субсидии и условий их предоставления получателям целевых субсидий.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальной программой «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Архангельский район Республики Башкортостан», где п.8.1.7 программы предусматривает предметы субсидирования, в том числе договор аренды помещения заключенные на срок более одного года; договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.3.1 которого срок аренды помещения на 11 месяцев; копией распоряжения о создании конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; копией протокола конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора о субсидировании субъекта малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительным соглашением к договору о субсидировании; сметой расходов, где включена аренда помещения; копией платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ N413680, копией административного регламента; копией отчета об использовании полученных денежных средств за 2016 год, из которой следует, что ФИО1 оплатила арендную плату в сумме 31500 руб.; копией отчетов об использовании полученных денежных средств за 1-2 квартал 2017 года; копией распоряжения -к от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Фирсова Л.А. переведена на должность заместителя главы Администрации – начальника финансового управления Администрации МР Архангельский район; копией должностной инструкции заместителя главы Администрации – начальника финансового управления Администрации МР Архангельский район; протоколом об административном правонарушении.

Таким образом, включение в смету расходов арендную плату на сумму <данные изъяты> руб., при заключении договора о субсидировании от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований, установленных п.8.4 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого среднего предпринимательства – Приложение к Госпрограмме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также с нарушением п.8.1.7 муниципальной программы, для индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность менее одного года осуществлено с нарушением условий и порядка предоставления субсидии индивидуальному предпринимателю.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, заключается в совершении деяния, повлекшего нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии субъектам малого среднего предпринимательства, условий их предоставления.

Указанное правонарушение считается оконченным с момента подписания договора, определяющего условия предоставления субсидий.

В связи с этим, к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ могут быть привлечены только должностные лица главных распорядителей бюджетных средств, предоставляющих субсидии.

По мнению суда, заместитель главы администрации по финансовым вопросам, экономике, инвестициям и предпринимательству – начальник финансового управления администрации муниципального района Архангельский район РБ Фирсова Л.А., являясь должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств, несет ответственность за нарушение условий предоставления субсидий субъектам малого среднего предпринимательства и является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Поэтому доводы должностного лица Фирсовой Л.А. о том, что она не является субъектом правонарушения и об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, суд признает несостоятельными.

Иные доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки мирового судьи, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу постановления мирового судьи.

Ссылка в жалобе на малозначительность совершенного административного правонарушения несостоятельна по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. Между тем, оснований для отнесения совершенного Фирсовой Л.А. административного правонарушения к малозначительным и освобождения ее от административной ответственности не имеется.

Вменяемое правонарушение посягает на охраняемые законом правоотношения в области финансов, нарушает установленную финансовую дисциплину в финансовой системе Российской Федерации, что существенно затрагивает интересы государства, поэтому возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ должна быть обусловлена исключительными обстоятельствами.

Объект данного правонарушения связан с бюджетными правоотношениями, с нарушением надлежащего правопорядка в области бюджетных отношений, а потому по своему характеру указанное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Отсутствие неблагоприятных последствий административного правонарушения само по себе не является основанием для признания правонарушения малозначительным, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.5 КоАП РФ, является формальным и потому не предусматривает необходимость наступления каких-либо последствий.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления мирового судьи судебного участка о Архангельскому району РБ от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт о привлечении должностного лица - заместителя главы администрации по финансовым вопросам, экономике, инвестициям и предпринимательству – начальника финансового управления администрации муниципального района Архангельский район РБ Фирсовой Л.А. к административной ответственности сомнений в своей законности не вызывают, оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Административное наказание назначено Фирсовой Л.А. с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок привлечении к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности, не нарушен.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка по Архангельскому району Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя главы администрации по финансовым вопросам, экономике, инвестициям и предпринимательству – начальника финансового управления администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан Фирсовой ФИО7 оставить без изменения, а жалобу Фирсовой Л.А. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст.30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Р.Р. Биктагиров