Дело № 12-AI-13/2018 год Мировой судья Cофронова Г.И.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
« 07 » августа 2018 года п. Айхал
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Константиновой Д.Е.
при секретаре Шестаковой Е.В.
с участием представителя заявителя Тараканова М.Ю.
привлекаемого лица Карпова В.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе представителя Контрольно-счетной палаты Муниципального образования «Мирнинский район» на постановление мирового судьи судебного участка № 60 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от 02 июля 2018 года в отношении правонарушителя:
должностного лица - Карпова Василия Петровича, <дата> рождения, уроженца <данные изъяты>, работающего главой администрации МО «Поселок Айхал», <данные изъяты>, проживающего и зарегистрированного <адрес>,
в совершении правонарушения, предусмотренного по ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 60 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от 02 июля 2018 года в отношении привлекаемого лица Карпова В.П. по ст. 15.15.10 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании ст. 2.9 КоАП Российской Федерации в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с ограничением объявления ему устного замечания.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Контрольно-счетной палаты Муниципального образования «Мирнинский район» подал жалобу, ссылаясь на то, что они не согласны с выводами мирового судьи о том, что совершенное правонарушение не повлекло причинения ущерба бюджету, общественным и государственным интересам, отсутствовала существенная угроза охраняемым общественным правоотношениям, а также не допущено превышение лимитов бюджетных обязательств за 2017 год. В решении мирового судьи указывается, что факт совершения административного правонарушения указанного в административном правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, а также их достоверность и допустимость сомнений не вызывают. Кроме того, глава МО «Поселок Айхал» в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признал. В материалах дела имеется необходимые доказательства, указывающие на то, что в нарушение п.3 ст.72, абзаца 3 ст. 162, п.3 ст. 299 Бюджетного кодекса РФ администрацией МО « Посёлок Айхал» путем заключения муниципальных контрактов в отчетном периоде 2017 г были приняты бюджетные обязательства на 2018 год, в отсутствии утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств на 2018 год по 11 муниципальным контрактам. При этом общая сумма неправомерного расходования бюджетных средств, принятых администрацией МО «Поселок Айхал», сверх утвержденных на 2017 год лимитов бюджетных обязательств, составила 12 114 205 руб. 08 копеек. Таким образом, они считают, что выводы мирового судьи об отсутствии факта превышения лимитов бюджетных обязательств за 2017 год основаны на неправильном применении норм материального права, а также при вынесении данное постановления мировым судьей не соблюдены требования ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Они просят отменить постановление мирового судьи от 02 июля 2018 года в отношении главы администрации МО «Посёлок Айхал» Карпова В.П. и возвратить дело на новое рассмотрение.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» пояснил, что они поддерживают свою жалобу в полном объеме. Они не согласны с доводами должностных лиц администрации МО «Поселок Айхал». Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении получателя бюджетных средств по соблюдению бюджетной и финансовой дисциплины. Потому и они считают, что, применяя положения ст. 2.9 КоАП Российской Федерации, мировой судья не учел, что данное правонарушение представляет существенное нарушение общественных правоотношений, выразившееся в нарушении целей реализации единой государственной бюджетной политики, и влияет на устойчивость бюджетной системы. В материалах дела они предоставили необходимые доказательства, указывающие нарушении бюджетного законодательства. При этом общая сумма неправомерного расходования бюджетных средств, принятых администрацией МО «Поселок Айхал» на 2018 год, в отсутствие утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по 11 муниципальным контрактам составила 12 114 205,08 рублей, что является существенным нарушением бюджетного законодательства. Потому и они просят отменить постановление мирового судьи от 02 июля 2018 года в отношении главы администрации МО «Поселок Айхал» Карпова В.П. и возвратить дело на новое рассмотрение
Привлекаемое лицо Карпов В.П. в судебном заседании пояснил, что он частично признавал свою вину в совершении административного правонарушения, так как практика переходящих контрактов имелась и ранее. Изложенные в жалобе и в деле муниципальные контракты были заключены с целью недопущения бездействия и уклонения исполнения своих полномочий. Все заключенные контракты были исполнены в установленные сроки, оплата по указанным контрактам произведены в полном объеме. С учетом доведения лимитов бюджетных обязательств 09 января 2017 года, муниципальные контракты были бы заключены не раньше 07 марта 2017 года. 2017 год был переходным периодом для проведения контроля по ч. 5 ст. 99 ФЗ-44 и составления плана закупок для всех учреждений. Они также считают, что превышения лимитов бюджетных обязательств за 2017 год администрацией допущено не было. Планом закупок и планом-графиком администрации МО «Поселок Айхал» на 2017 год предусмотрены и были заключены 11 муниципальных контрактов, срок исполнения которых наступает в 2018 году и для оплаты по которым на 2018 год был переходящий остаток. Потому и они считают, что действия администрации не создавали какой-либо угрозы общественным отношениям и финансово-бюджетной сфере, не нанесли ущерба и нецелевого использования бюджета МО «Поселок Айхал». Они просят отказать в жалобе Контрольно-счетной Палаты и оставить постановление мирового судьи без изменения.
Заслушав и изучив доводы жалобы и сторон, изучив показания свидетелей С., Г., исследовав все представленные материалы, суд считает необходимым удовлетворить жалобу представителя Контрольно-счетной палаты МО «Мирнинский район» по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 3 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или бюджетных ассигнований бюджетные обязательства. А согласно абзаца 2 пункта 3 ст. 213 БК Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные средства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Статья 15.15.10 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размерах от 20000 до 50000 рублей.
Из представленных материалов дела установлено, что факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывали при рассмотрении дела судом первой инстанции. В ходе рассмотрения материалов привлекаемое лицо Карпов В.П. свою вину признавал полностью и не отрицал. Доводы привлекаемого должностного лица об отсутствии принятых по заключению муниципальных контрактов: на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на уровне муниципального образования, мировой судья счел состоятельными. При рассмотрении дела мировой судья учел отсутствие превышения лимитов бюджетных обязательств за 2017 год и отсутствие нецелевого расходования бюджетных средств.
В соответствии с действующим законом заказчики вправе принимать бюджетные обязательства и заключить контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при наличии доведенных им как получатели бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
В ходе судебного разбирательства свидетели С., Г. пояснили, что они подтверждают, что 11 муниципальных контрактов были заключены с нарушением, так как в предыдущие года также допускались аналогичные случаи. Эти данные контракты были заключены с учетом необходимости для населения посёлка, а также для непрерывной работы администрации, так как не заключение этих контрактов могло бы существенно нарушить работу администрации. Они знали, что допускаются нарушения бюджетного законодательства, но тем не менее допущено заключение муниципальных контрактов со сроком выполнения работ в 2018 году.
Суд, исследовав все представленные материалы административного дела, приходит к выводы, что доводы жалобы представителя представитель Контрольно-счетной палаты Муниципального образования «Мирнинский район» о том, что выводы мирового судьи об отсутствии факта превышения лимитов бюджетных обязательств за 2017 год основаны на неправильном применении норм материального права, а также при вынесении данного постановления мировым судьей не соблюдены требования ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП Российской Федерации о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, считает состоятельными и обоснованными.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительности не может быть установлена исходя из сформированной в КоАП Российской Федерации конструкции состава административного правонарушения.
При рассмотрении данного материала мировой судья применил ст. 2.9 КоАП Российской Федерации, руководствовался позицией Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 № 11-П, от 09 апреля 2003 года № 116-О, а также разъяснениями содержащимися в постановлении Пленума ВС Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП Российской Федерации», и исходил из конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом обстоятельств, что заключения данных 11 контрактов были обусловлены необходимостью для населения поселка (содержание и обслуживание площадей, детских и спортивных площадок, не придомовых территорий, гражданских кладбищ, уличного освещения, а также оказание услуг на поставку и показ пиротехнических изделий на празднование Нового 2018 года; выполнение работ по обустройству территорий новогодними конструкциями, выполнение работ по капитальному ремонту муниципального имущества, выполнение работ по ремонту проезжей части ул. Амакинская, а также для непрерывной работы администрации (оказание услуг на предоставление доступа к сети Интернет, оказание услуг по установке, сопровождению (обновлению) информационно-правового программного обслуживания, а также с учетом обстоятельства, что с момента заключения контрактов 09 января 2017 года) по дату доведения лимитов бюджетных обязательств (07 марта 2017 года) прошел непродолжительный период времени, и все муниципальные контракты (11) были со сроком выполнения работ в 2018 году, необоснованно квалифицировав совершенное Карповым В.П. правонарушение в качестве малозначительного и не исследовав все материалы дела.
При этом не дал должную оценку тому, что деяние, предусмотренное ст. 15.15.10 КоАП Российской Федерации, представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, которое выражается в нарушении целей реализации единой государственной бюджетной политики, в том числе в области бюджетного планирования и влияет на устойчивость бюджетной системы как непосредственно муниципального образования, так и субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что мировой судья при рассмотрении дела не дал должную оценку действиям привлекаемого лица Карпова В.П. исходя из фактических обстоятельств дела и представленным доказательствам со стороны Контрольно-счетной палаты МО «Мирнинский район», а также не оценил характер совершенного нарушения, степень вины правонарушителя, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера и тяжести наступивших последствий, представляющих существенность нарушения охраняемых общественных правоотношений, и необоснованно применил положения статьи 2.9 КоАП Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела привлекаемое лицо не представил суду каких-либо доказательств, подтверждающих непричинение существенных угроз охраняемым общественным отношениям.
С учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу, что при рассмотрении данного административного дела мировым судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, а также не дана соответствующая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, суд считает постановление мирового судьи судебного участка № 60 Мирнинского района от 02 июля 2018 года необоснованным и незаконным, а также подлежит к отмене, а жалобу подлежащей удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 30.4 - 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить жалобу представителя Контрольно-счетной палаты Муниципального образования «Мирнинский район» на постановление мирового судьи судебного участка № 60 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от 02 июля 2018 года в полном объеме.
Отменить постановление мирового судьи судебного участка № 60 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от 02 июля 2018 года в отношении привлекаемого лица Карпова Василия Петровича по ст. 15.15.10 КоАП Российской Федерации и возвратить административное дело на новое рассмотрение в ином составе.
Апелляционное решение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП Российской Федерации.
Председательствующий: п/п Константинова Д.Е.
Копия решения в окончательной форме оформлено и подписано «07» августа 2018 года.
Копия решения с подлинным в е р н а:
Судья Мирнинского районного
суда РС (Я) в п. Айхал: Константинова Д.Е.