ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Дополнительное решение № 2А-39/18 от 22.10.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-39/2018

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Симферополь 22 октября 2018 года

Верховный Суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Юсуповой Л.А-В.,

при секретаре судебного заседания Сидоровой В.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Крым – Алескерова Д.А.,

представителей административных истцов – Общества с ограниченной ответственностью «Рекреационный комплекс «Донбасс» (далее – ООО «РК «Донбасс»), Общества с ограниченной ответственностью «Строитель» (далее – ООО «Строитель»), Общества с ограниченной ответственностью «Югкурортстрой» (далее – ООО «Югкурортстрой») - ФИО1 и ФИО2 (она же директор ООО «Югкурортстрой»),

представителя административных ответчиков - Алуштинского городского совета Республики Крым, главы муниципального образования городской округ Алушта - председателя Алуштинского городского совета Республики Крым, заинтересованных лиц на стороне административных ответчиков – администрации г. Алушты Республики Крым, Управления земельных отношений администрации г. Алушты Республики Крым – ФИО3,

представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Совета министров Республики Крым - Гамм А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «РК «Донбасс», ООО «Строитель» и ООО «Югкурортстрой» к Алуштинскому городскому совету Республики Крым об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

23 декабря 2016 года Алуштинским городским советом Республики Крым принято решение № 25/79 (далее – Решение № 25/79), которым утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (далее - Положение о порядке определения размера арендной платы), опубликованное 23 декабря 2016 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым http://alushta-adm.ru, 29 декабря 2016 года в официальном средстве массовой информации – газете «Алуштинский вестник» № 51 (1334).

Подпунктом 3 пункта 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы установлено, что годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка и рассчитывается в процентах, в соответствии с видом разрешённого использования, в частности, для вида разрешённого использования «гостиничное обслуживание» установлен применяемый процент – 6%.

Пункт 2.5 Положения о порядке определения размера арендной платы установил, что годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП=КСзу х % ВРИ х Ки, где:

АП – годовой размер арендной платы за земельный участок;

КСзу – кадастровая стоимость (нормативная цена);

Ки – коэффициент инфляции.

Годовой размер арендной платы в отношении земельного участка, предоставленного застройщику при реализации программы «Жильё для российской семьи» в Республике Крым, а также для государственных унитарных предприятий при переоформлении земельных участков из постоянного пользования в аренду, устанавливается в размере земельного налога, исчисляемого в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Решения № 25/79 оно вступило в законную силу с 01 января 2017 года.

18 августа 2017 года Алуштинским городским советом Республики Крым принято решение № 33/116 «О внесении изменений в решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 декабря 2016 года № 25/79 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» (далее – Решение № 33/116), опубликованное 25 августа 2017 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым http://alushta-adm.ru, 31 августа 2017 года в газете «Алуштинский вестник» № 34 (1368).

Подпунктом 2.3 пункта 2 Решения 33/116 пункт 2.5 Положения о порядке определения размера арендной платы изложен в новой редакции, в соответствии с которой годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП=КСзу х % ВРИ х Ки, где:

АП – годовой размер арендной платы за земельный участок;

КСзу – кадастровая стоимость (нормативная цена);

Ки – коэффициент инфляции, установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

В случае, если в отношении земельного участка установлен более чем один вид разрешённого использования земельного участка, то при определении кадастровой стоимости (нормативной цены) 1 кв.м. земли для соответствующего вида разрешённого использования земельного участка, с применением процента для такого вида разрешённого использования.

Годовой размер арендной платы в отношении земельного участка, предоставленного застройщику при реализации программы «Жильё для российской семьи» в Республике Крым, а также для государственных (муниципальных) унитарных предприятий при переоформлении земельных участков из постоянного пользования в аренду, устанавливается в размере земельного налога, исчисляемого в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

В расчёте арендной платы применяется нормативная цена, утверждённая постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450 (в редакции от 29 декабря 2016 года) до установления кадастровой стоимости в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации.

Подпунктом 2.2 пункта 2 Решения 33/116 подпункт 3 пункта 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы изложен в новой редакции, в соответствии с которой годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка и рассчитывается в процентах, в соответствии с видом разрешённого использования, при этом, в частности, для вида разрешённого использования «гостиничное обслуживание» установленный применяемый процент остался тот же – 6%.

В соответствии с пунктом 4 Решения 33/116 оно вступает в законную силу со дня принятия.

15 декабря 2017 года Алуштинским городским советом Республики Крым принято решение № 33/200 «О внесении изменений в решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 декабря 2016 года № 25/79 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» (далее – Решение № 33/200), опубликованное 18 декабря 2017 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым http://alushta-adm.ru, 21 декабря 2017 года - в газете «Алуштинский вестник» № 50 (1384).

Пунктом 1.1 Решения 33/200 пункт 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы изложен в новой редакции, в соответствии с которой годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка и рассчитывается в процентах, в соответствии с видом разрешённого использования (далее ВРИ), в частности, подпунктом 55 для земельных участков с видом разрешённого использования «гостиничное обслуживание» (код вида разрешённого использования земельного участка – 4,7) установлен размер арендной ставки – 4%.

Пунктом 1.2 Решения 33/200 пункт 2.5 Положения о порядке определения размера арендной платы изложен в следующей редакции, согласно которой годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП=КСзу х % ВРИ х Ки, где:

АП – годовой размер арендной платы за земельный участок;

КСзу – кадастровая стоимость (нормативная цена);

Ки – коэффициент инфляции, установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

В случае, если в отношении земельного участка установлен более чем один вид разрешённого использования земельного участка, то при определении кадастровой стоимости (нормативной цены) 1 кв.м. земли для соответствующего вида разрешённого использования земельного участка, с применением процента для такого вида разрешённого использования.

При обращении в адрес администрации г. Алушта с соответствующим заявлением в отношении земельного участка, предоставленного застройщику при реализации программы «Жильё для российской семьи» в Республике Крым, а также для государственных (муниципальных) унитарных предприятий годовой размер арендной платы устанавливается в размере земельного налога, исчисляемого в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

В расчёте арендной платы применяется нормативная цена, утверждённая постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450 (в редакции от 29 декабря 2016 года) до установления кадастровой стоимости в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Решения № 33/200 оно вступает в силу с 01 января 2018 года.

Административные истцы - ООО «РК «Донбасс», ООО «Строитель» и ООО «Югкурортстрой» обратились в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Алуштинскому городскому совету Республики Крым, в котором с учётом уточнённых исковых требований (л.д.141-152 том 1, л.д.12-16 том 2) просят:

- признать не действующим со дня вступления в силу (с 01 января 2017 года) подпункт 3 пункта 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы, утверждённого Решением № 25/79, в том числе в редакции подпункта 2.2 пункта 2 Решения № 33/116, в части установления применяемого процента для земельных участков с видом разрешённого использования «гостиничное обслуживание» в размере 6%, как несоответствующий абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 (далее – Основных принципов, утверждённых постановлением Правительства РФ № 582);

- признать не действующим со дня принятия (с 18 августа 2017 года) абзац 4 пункта 2.5 Положения о порядке определения размера арендной платы, утверждённого Решением № 25/79, в редакции подпункта 2.3 пункта 2 Решения № 33/116 и в редакции пункта 1.2 Решения № 33/200 (со вступления в силу – с 01 января 2018 года), в части применения в расчёте арендной платы нормативной цены, утверждённой постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450 (в редакции от 29 декабря 2016 года), без учёта нормативной цены, установленной по состоянию на 2014 год, как несоответствующий абзацу 2 Основных принципов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 582, пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статье 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ), статье 11 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон РК № 38-ЗРК) и постановлению Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (далее - Постановление СМ РК № 450).

Решением Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2018 года разрешены исковые требования в части признания не действующим абзаца 4 пункта 2.5 Положения о порядке определения размера арендной платы, утверждённого Решением № 25/79, в части применения в расчёте арендной платы нормативной цены, утверждённой постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2018 года производство по административному делу в части исковых требований об оспаривании подпункта 3 пункта 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы, утверждённого Решением 25/79, которым установлены 6 процентов расчёта годового размера арендной платы для земельных участков с видом разрешённого использования «гостиничное обслуживание», было прекращено.

Апелляционным определением судебной коллегии Верховного суда Республики Крым от 05 сентября 2018 года определение Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2018 года отменено, дело возвращено для рассмотрения по существу в части неразрешённых требований.

Настоящим дополнительным решением судом в порядке, предусмотренном статьёй 183 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, разрешены исковые требования в части признания не действующим подпункта 3 пункта 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы, утверждённого Решением № 25/79 (в том числе в редакции подпункта 2.2 пункта 2 Решения № 33/116 от 18 августа 2017 года), в части установления 6 процентов расчёта годового размера арендной платы для земельных участков с видом разрешённого использования «гостиничное обслуживание».

Исковые требования в рассматриваемой части мотивированы тем, что в аренде у ООО «РК «Донбасс» на основании договора аренды земли от 05 октября 2009 года, заключённого сроком на 49 лет, находится земельный участок площадью 5,0 га, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование земельного участка – рекреационное (по угодьям: земли, используемые для отдыха, в том числе кемпингов, домов для отдыха или проведения отпусков), для строительства рекреационного комплекса.

В аренде у ООО «Строитель» (договор аренды земли от 09 января 2007 года, заключённого на 49 лет) находится земельный участок площадью 1,5 га, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование земельного участка – рекреационное (для строительства и обслуживания рекреационного комплекса).

ООО «Югкурортстрой» на основании договора аренды земли от 04 апреля 2008 года, заключённого с Маломаякским сельским советом, получило в платное пользование сроком на 49 лет земельный участок площадью 1,6732 га, расположенный по адресу: <адрес>, целевое использование земельного участка – рекреационное (для строительства и обслуживания рекреационного комплекса).

В целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации договоры аренды переоформлены, в частности:

06 июня 2016 года администрация г. Алушта Республики Крым заключила с ООО «РК «Донбасс» договор аренды земли (зарегистрирован 20 июля 2016 года под ), установлен вид разрешённого использования земельного участка – гостиничное обслуживание. Земельный участок передан арендатору по акту приёма-передачи от 06 июня 2016 года.

При этом, согласно Расчёту размера годовой арендной платы (Приложение № 1 к указанному договору) нормативная цена указанного земельного участка на основании Извлечения из технической документации о нормативной денежной оценке земель от 05 февраля 2014 года № 179 составляет:

7 576 500,0 х 3,8 х 1,122 х 1,064 = 34 370 567,99 руб., то есть 687,41 руб. за 1 кв.м.

Расчётный процент: 5% согласно решению Маломаякского сельского совета от 31 июля 2013 года № 26-120.

С учётом чего размер арендной платы: 34 370 567,99 х 5% = 1 718 528,40 руб. в год.

06 июня 2016 года между администрацией г. Алушта Республики Крым и ООО «Строитель» заключён договор аренды земли, зарегистрированный 06 июля 2016 года под , установлен вид разрешённого использования земельного участка – гостиничное обслуживание. Земельный участок передан арендатору по акту приёма-передачи от 06 июня 2016 года.

Согласно Расчёту размера годовой арендной платы (Приложение № 1 к указанному договору) нормативная цена указанного земельного участка на основании Извлечения из технической документации о нормативной денежной оценке земель от 05 февраля 2014 года № 181 составляет:

1 299 000,00 х 3,8 х 1,122 х 1,064 = 5 892 875,05 руб., то есть 392,86 руб. за 1 кв.м.

Расчётный процент: 5% согласно решению Маломаякского сельского совета от 31 июля 2013 года № 26-119.

С учётом чего размер арендной платы: 5 892 875,05 х 5% = 294 643,75 руб. в год.

06 июня 2016 года администрацией г. Алушта Республики Крым с ООО «Югкурортстрой» заключён договор аренды земли, зарегистрированный 06 июля 2016 года под , установлен вид разрешённого использования земли – гостиничное обслуживание. Земельный участок передан арендатору по акту приёма-передачи от 06 июня 2016 года.

Согласно Расчёту размера годовой арендной платы (Приложение № 1 к указанному договору) нормативная цена указанного земельного участка на основании Извлечения из технической документации о нормативной денежной оценке земель от 05 февраля 2014 года № 182 составляет:

1 468 233,00 х 3,8 х 1,122 х 1,064 = 6 660 595,54 руб., то есть 333,45 руб. за 1 кв.м.

Расчётный процент: 5% согласно решению Маломаякского сельского совета от 31 июля 2013 года № 26-118.

С учётом чего размер арендной платы: 6 660 595,54 х 5% = 333 029,78 руб. в год.

Согласно пункту 3 Решения № 25/79 в редакции Решения № 33/116 оно применяется ко всем договорам аренды земли, в том числе и в отношении истцов.

Административные истцы считают, что оспариваемыми положениями нарушаются их права, указывая, что администрация г. Алушта, применяя их, произвела перерасчёт арендной платы исходя из нормативной оценки 2 856,92 руб. за 1 кв.м., что в 4 раза больше, чем по договору аренды с ООО «РК «Донбасс», в 7 раз больше – для ООО «Строитель» и в 8,5 раз больше – для ООО «Югкурортстрой», и обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковыми заявлениями о взыскании с арендаторов задолженности по арендной плате.

Не оспаривая полномочия органа на принятие оспариваемых положений, административные истцы указали на допущение ряда нарушений при их принятии, в частности на отсутствие к проектам оспариваемых Решений пояснительной записки, на отсутствие в проектах этих Решений отметки о регистрации проектов, даты размещения проектов разработчиком на официальном сайте городского совета, отсутствие заключения главы администрации, не приложение текстов докладов, выступлений. Также указывают на то, что проекты оспариваемых Решений были внесены неполномочным субъектом правотворческой инициативы – начальником Управления земельных отношений администрации г. Алушта, о не проведении в отношении проектов Решений оценки регулирующего воздействия, антикоррупционной экспертизы с составлением соответствующего заключения. Истцы считают, что при установлении подпунктом 3 пункта 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы, утверждённого Решением № 25/79, 6 процентов расчёта годового размера арендной платы для земельных участков с видом разрешённого использования «гостиничное обслуживание» нарушен принцип экономической обоснованности, утверждённый постановлением Правительства РФ № 582.

В судебном заседании представители административных истцов – ФИО1 и ФИО2 доводы иска поддержали в полном объёме.

Представитель административных ответчиков - Алуштинского городского совета Республики Крым, главы муниципального образования городской округ Алушта - председателя Алуштинского городского совета Республики Крым, и заинтересованных лиц на стороне административных ответчиков – администрации г. Алушты Республики Крым, Управления земельных отношений администрации г. Алушты Республики Крым – ФИО3 просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Совета министров Республики Крым - Гамм А.Ф. против доводов административного иска возражала.

Прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Алескеров Д.А. считает не подлежащими удовлетворению исковые требования в рассматриваемой части, указывая на принятие органом оспариваемых положений с учётом особенностей законодательства Республики Крым.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Выслушав объяснения представителей административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации до вступления в законную силу решения по административному делу суд, принявший решение, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.

В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

Из приведённых законоположений следует, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

- 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

- 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

- а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

- б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

- в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

- г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 17, 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 49 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды земли от 6 июня 2016 года, заключённого с администрацией г. Алушта Республики Крым, ООО «РК «Донбасс» пользуется земельным участком площадью 50 000 кв.м., расположенным в <адрес>, кадастровый , с видом разрешённого использования – гостиничное обслуживание.

ООО «Строитель» пользуется земельным участком площадью 15 000 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, кадастровый , на основании договора аренды земли, заключённого администрацией г. Алушта Республики Крым 6 июня 2016 года (вид разрешённого использования земли – гостиничное обслуживание).

На основании договора аренды земли, заключённого 6 июня 2016 года с администрацией г. Алушта Республики Крым, ООО «Югкурортстрой» пользуется земельным участком площадью 16 732 кв.м., расположенным в <адрес>, кадастровый , вид разрешённого использования – гостиничное обслуживание.

Указанные договоры административными истцами заключены на основании требований Закона Республики Крым № 38-ЗРК и постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым», в целях приведения в соответствие договоров аренды земли, заключённых ими до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.

Согласно приложениям к указанным договорам от 6 июня 2016 года расчёт арендной платы по земельным участкам произведён в соответствии с решениями Маломаякского сельского совета (в соответствии с решением Алуштинского городского совета от 19 декабря 2014 года № 5/91 «О вопросах правопреемства» правопреемником ликвидированного Маломаякского сельского совета определены Алуштинский городской совет и администрация г. Алушта), в которых указана нормативная цена земельных участков, в частности:

- в отношении ООО «РК «Донбасс» - в соответствии с решением Маломаякского сельского совета от 8 июля 2013 года № 26-1 «Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке <адрес> Республики Крым». Нормативная цена земельного участка согласно извлечению из технической документации о нормативной денежной оценке земель от 5 февраля 2014 года № 179 составляет 7 576 500,0 х 3,8 х 1,122 х 1,064 = 34 370 567,99 руб.;

- в отношении ООО «Строитель» - в соответствии с решением Маломаякского сельского совета от 8 июля 2013 года № 26-2 «Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке села Виноградное <адрес> Республики Крым». Нормативная цена земельного участка согласно извлечению из технической документации о нормативной денежной оценке земель от ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 299 000,00 х 3,8 х 1,122 х 1,064 = 5 892 875,05 руб.;

- в отношении ООО «Югкурортстрой» - в соответствии с решением Маломаякского сельского совета от 8 июля 2013 года № 26-2 «Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке села <адрес> Республики Крым». Нормативная цена земельного участка согласно извлечению из технической документации о нормативной денежной оценке земель от ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 468 233,00 х 3,8 х 1,122 х 1,064 = 6 660 595,54 руб.

В ноябре 2017 года администрация г. Алушта Республики Крым обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковыми заявлениями о взыскании с административных истцов задолженности по арендной плате. При расчёте арендной задолженности администрация г. Алушта Республики Крым в отношении арендаторов применила, в том числе, установленный процент арендной ставки 6%, что послужило основанием для обращения заявителей в Верховный Суд Республики Крым с настоящим административным иском, что свидетельствует о том, что административные истцы являются субъектами правоотношений по настоящему административному делу.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Использование земли в Российской Федерации в соответствии со статьёй 65 Земельного кодекса Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

К вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ).

Исходя из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Частью 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

На территории Республики Крым особенности имущественных и земельных отношений установлены Законом РК № 38-ЗРК, Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон РК № 66-ЗРК).

Частью 6 статьи 18 Закона РК № 66-ЗРК установлено, что до 1 января 2017 года плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона РК № 66-ЗРК порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно части 1 статьи 4 Закона Республики Крым № 54-ЗРК от 21 августа 2014 года «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты принимаются также по иным вопросам, отнесённым уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.

Пунктом 33 части 2 статьи 26 Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, принятого решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 14 ноября 2014 года № 5/1 (далее - Устав), установлено, что вопросы установления порядка определения размеров арендной платы за землю в отношении земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления городского округа, если порядок определения размера арендной платы не установлен уполномоченными органами государственной власти; предоставление льгот по арендной плате за землю относятся к полномочиям Алуштинского городского совета Республики Крым.

Таким образом, Решение № 25/79, а также Решения № 33/116 и № 33/200, которыми в Решение 25/79 внесены изменения, приняты административным ответчиком в пределах предоставленных законодательством полномочий.

Форма и вид оспариваемого нормативного правового акта с учётом решений, которыми внесены изменения, соответствуют требованиям Федерального закона № 131, поскольку приняты представительным органом в форме решений.

Решение № 25/79 опубликовано 23 декабря 2016 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым http://alushta-adm.ru, 29 декабря 2016 года в официальном средстве массовой информации – газете «Алуштинский вестник» № 51 (1334).

Решение № 33/116 опубликовано 25 августа 2017 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым http://alushta-adm.ru, 31 августа 2017 года в газете «Алуштинский вестник» № 34 (1368).

Решение № 33/200 опубликовано18 декабря 2017 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым http://alushta-adm.ru, 21 декабря 2017 года - в газете «Алуштинский вестник» № 50 (1384).

На основании статьи 8 решения Алуштинского городского совета Республики Крым № 5/46 от 5 декабря 2014 года «О регламенте Алуштинского городского совета Республики Крым» (далее - Регламент) решения Алуштинского городского совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом № 131, иными федеральными законами, уставом, настоящим Регламентом, что также соблюдено административным ответчиком при принятии оспариваемого нормативного правового акта. Проекты решений прошли согласования, в том числе, прокуратуры.

Относительно процедуры принятия Решения № 25/79, а также Решений № 33/116, № 33/200, которыми внесены соответствующие изменения, следует отметить следующее.

В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона № 131-ФЗ проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

В части 8 статьи 36 Устава, которая воспроизведена в статье 48 Регламента, Управление земельных отношений администрации г. Алушта либо начальник Управления в качестве лиц, уполномоченных на внесение проектов муниципальных правовых актов, не определены. Достоверных доказательств внесения проектов решений правомочным субъектом правотворческой инициативы административным ответчиком не предоставлено.

В нарушение статьи 48 Регламента к проектам решений не приложены пояснительные записки, подписанные в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закреплён принцип обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В соответствии со статьёй 48 Регламента проект решения городского совета, являющегося нормативным правовым актом, подлежит обязательному согласованию лицом, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы в установленном порядке.

Частью 7 статьи 36 Устава определено, что положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов утверждается решением Алуштинского городского совета Республики Крым.

Соответствующее Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов утверждено решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 22 июля 2016 года № 25/12 (далее – Решение № 25/12), которым установлено, что антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится юридическим управлением администрации г. Алушта Республики Крым в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

Объектом антикоррупционной экспертизы, проводимой в соответствии с Положением, утверждённым Решением 25/12, являются муниципальные нормативные правовые акты и проекты муниципальных нормативных правовых актов администрации г. Алушта и Алуштинского городского совета Республики Крым.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения, утверждённого Решением № 25/12, к нормативным правовым актам относятся акты, затрагивающие права неопределённого круга лиц, устанавливающие правила поведения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования и рассчитанные на неоднократное применение.

По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение, прилагается к нормативному правовому акту и хранится совместно с ним (пункты 2.11, 2.15 указанного Положения).

В нарушение указанных положений к оспариваемому нормативному правовому акту заключение о проведении антикоррупционной экспертизы не приложено.

Перечисленные нарушения изложены также и в решении Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2018 года, при этом основанием для признания не действующим оспариваемого нормативного правового акта – Решения № 25/79, в том числе в редакциях Решений № 33/116, № 33/200, они не являются, судом таковыми не признаны.

При проверке законности абзаца 4 пункта 2.5 Положения о порядке определения размера арендной платы, утверждённого Решением № 25/79, в части применения в расчёте арендной платы нормативной цены, утверждённой постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450, без учёта нормативной цены, установленной по состоянию на 2014 год, суд установил его правовую неопределённость, несоответствие законодательству, имеющему высшую юридическую силу.

Относительно довода административных истцов о том, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежал оценке регулирующего воздействия в силу части 6 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта 3 части 2 статьи 2, статьи 7.1, пункта 1 Приложения к Закону Республики Крым № 123-ЗРК/2015 от 25 июня 2015 года «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Крым, муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизе нормативных правовых актов Республики Крым, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» (далее – Закон РК № 123-ЗРК/2015), части 5 статьи 36 Устава и пункта 1.2 Порядка проведения оценки, суд указывает следующее.

В соответствии с Законом РК № 123-ЗРК/2015 оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Крым и муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Республики Крым, а также местных бюджетов.

Частью 5 статьи 3 Закона РК № 123-ЗРК/2015 определено, что порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов определяется муниципальным нормативным правовым актом, принятым в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ, а также настоящего Закона.

Так, решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 13 мая 2016 года № 20/43 «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизе нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» принят соответствующий Порядок, которым чётко определены критерии для проектов муниципальных правовых актов, которые подлежат оценке регулирующего воздействия.

Оценке регулирующего воздействия подлежат проекты, регулирующие отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт - Решение № 25/79, а также Решения № 33/116 и № 33/200, которыми внесены соответствующие изменения, не подлежали оценке регулирующего воздействия исходя из критериев Порядка проведения оценки для проектов решений.

Нарушений порядка вступления в силу Решений № 25/79 и № 33/200 с учётом требований статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ судом не установлено.

Относительно доводов административных истцов о нарушении административным ответчиком при принятии оспариваемого нормативного правового акта принципа экономической обоснованности, утверждённого постановлением Правительства РФ № 582, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение установленных земельным законодательством требований Правительством Российской Федерации принято Постановление № 582 об основных принципах определения арендной платы.

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесён в том числе принцип экономической обоснованности

С учётом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении Правительства РФ № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (ч. 5 ст. 65).

Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Статьёй 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

На территории Республики Крым особенности имущественных и земельных отношений установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон РК № 38-ЗРК), Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон РК № 66-ЗРК).

Частью 6 статьи 18 Закона РК № 66-ЗРК установлено, что до 1 января 2017 года плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона РК № 66-ЗРК порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.

Частью 2 указанного закона предусмотрено, что до утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков.

Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым (часть 3 Закона РК № 38-ЗРК).

Во исполнение указанных требований закона в Республике Крым Советом министров Республики Крым 12 ноября 2014 года было принято постановление № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым», которым определён порядок определения нормативной цены земель до утверждения кадастровой оценки.

Основой для определения нормативной цены земельных участков является нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.

Таким образом, нормативная цена земли на территории Республики Крым применяется для определения, в частности, и размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах, принятие оспариваемого нормативного правового акта обусловлено особенностями нормативно-правового регулирования в Республике Крым, особенностями регулирования земельных отношений в Республике Крым, с учётом Закона РК 38-ЗРК и Постановления СМ РК № 450, которые являются инструментами интеграции институтов, действовавших на территории Республики Крым до принятия в состав Российской Федерации, в российскую правовую систему, имеющие временный характер и применяемые до 1 января 2019 года, что предусмотрено статьёй 12.1 № 6-ФКЗ. Частью 1 статьи 11 Закона РК № 38-ЗРК прямо установлено, что до начала применения государственной кадастровой оценки нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу № 6-ФКЗ, считается нормативной ценой земли, во-вторых, Постановлением СМ РК № 450 установлены правила, позволяющие обеспечивать экономическую обоснованность нормативной денежной оценки (нормативной цены) с течением времени.

Согласно постановлению Правительства РФ № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель и их разрешённого использования. На принципах классификации земельных участков по их виду разрешённого использования и целевому назначению основана кадастровая оценка, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости является основным принципом определения арендной платы по постановлению Правительства РФ № 582.

Таким образом, на территории Республики Крым до утверждения результатов кадастровой стоимости земель применяется экономически обоснованная нормативная цена, применяемая, в том числе при определении размера арендной платы, а потому доводы административного истца о нарушении принципа экономической обоснованности являются несостоятельными.

При этом законность расчётов задолженности арендной платы подлежит проверке в ином порядке, отличном от нормоконтроля.

Анализ приведённых законоположений, а также их сопоставление с положениями оспариваемого нормативного правового акта показывают, что Решение № 25/79 принято уполномоченным представительным органом муниципального образования Республики Крым, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого нормативного правового акта и порядку его принятия, официального опубликования, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и в оспариваемой части прав и законных интересов заявителей не нарушает.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска о признании не действующим подпункта 3 пункта 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы, утверждённого Решением № 25/79 (в том числе в редакции подпункта 2.2 пункта 2 Решения № 33/116 от 18 августа 2017 года), в части установления 6 процентов расчёта годового размера арендной платы для земельных участков с видом разрешённого использования «гостиничное обслуживание», не имеется.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации до вступления в законную силу решения по административному делу суд, принявший решение, по своей инициативе может принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.

Административными истцами были заявлены требования о признании не действующим абзаца 4 пункта 2.5 Положения о порядке определения размера арендной платы, утверждённого Решением № 25/79, в редакции подпункта 2.3 пункта 2 Решения № 33/116 и пункта 1.2 Решения № 33/200.

Вместе с тем решением суда от 13 июля 2018 года данные требования удовлетворены без указания редакций.

С учётом положений статьи 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, необходимостью устранения возможных разночтений при исполнении судебного решения, в целях внесения ясности о полноте рассмотренных требований, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, и прокурора, суд считает необходимым дополнить решение Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2018 года, указав редакции, в которых подлежат признанию не действующими положения оспариваемого нормативного правового акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 183, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Рекреационный комплекс «Донбасс», Общества с ограниченной ответственностью «Строитель» и Общества с ограниченной ответственностью «Югкурортстрой» к Алуштинскому городскому совету Республики Крым о признании не действующим подпункта 3 пункта 2.4 Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждённого решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 декабря 2016 года № 25/79 (в том числе в редакции подпункта 2.2 пункта 2 Решения № 33/116 от 18 августа 2017 года, принятого тем же советом), в части установления 6 процентов расчёта годового размера арендной платы для земельных участков с видом разрешённого использования «гостиничное обслуживание», отказать.

Дополнить резолютивную часть решения суда, вынесенного по настоящему административному делу 13 июля 2018 года, в части признания не действующим с 18 августа 2017 года абзаца 4 пункта 2.5 Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждённого решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 декабря 2016 года № 25/79, в части применения в расчёте арендной платы нормативной цены, утверждённой постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450, в той мере, в какой данная норма не позволяет при определении размера арендной платы учитывать нормативную цену, установленную на 2014 год, признав его не действующим, в том числе, в редакции подпункта 2.3 пункта 2 Решения № 33/116 от 18 августа 2017 года и пункта 1.2 Решения № 33/200 от 15 декабря 2017 года, принятых тем же советом.

Настоящее дополнительное решение является неотъемлемой частью решения Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2018 года.

Дополнительное решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Крым.

Дополнительное решение является основанием для опубликования Алуштинским городским советом Республики Крым сообщения о его принятии в официальных средствах массовой информации, в которых был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, в течение одного месяца после вступления дополнительного решения суда в законную силу.

В окончательной форме дополнительное решение изготовлено 24 октября 2018 года.

Судья Л.А-В. Юсупова