Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты
(номер обезличен)
Судья Хуснутдинов Ф.Ф. Дело (номер обезличен)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 октября 2011 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего - судьи Оспичева И.М.,
судей: Блиновской Е.О., Сухих Е.А.,
при секретаре Солониной Е.А.,
с участием прокурора Чепуренко Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних воспитанников детского дома к бюджетному образовательному учреждению ХМАО-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «()», Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о понуждении к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и устранению нарушений правил пожарной безопасности,
по кассационным жалобам Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры и Управления социальной защиты населения по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району на решение Нефтеюганского городского суда от 06 июля 2011г., которым постановлено:
«Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать образовательное учреждение ХМАО-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «()» оснастить необходимым набором спортивного оборудования физкультурно-спортивную зону на территории детского дома путем приобретения необходимого оборудования. Общая физкультурная площадка должна иметь площадь не менее 200кв. м, травяное покрытие и оборудоваться: беговой дорожкой длиной 30 м; ямой для прыжков (4x4); зоной для спортивных игр; зоной для проведения закаливающих мероприятий, хорошо инсолируемой в дневное время; зоной для гимнастических снарядов; площадкой для профилактики плоскостопия.
Групповые площадки по периметру участка соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5м - для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения.
Физкультурно-спортивная зона для детей школьного возраста включает: площадки для спортивных игр (волейбола, баскетбола, тенниса); специализированную площадку (для гимнастики или занятий другого профиля); комбинированное поле для футбола, ручного мяча; два сектора для прыжков в высоту и длину; площадки для мини-футбола, хоккея, мини-волейбола, мини-тенниса, городков, лапты; бассейн (по возможности).
Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести расчет затрат для приобретения спортивного оборудования.
Обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры произвести финансирование мероприятий по оснащению необходимым набором спортивного оборудования физкультурно-спортивной зоны на территории детского дома.
2. Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести расчет затрат строительства банно-прачечного комплекса.
Обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры произвести финансирование мероприятий по строительству банно-прачечного комплекса.
3. Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести расчет затрат по строительству помещения для стирки и сушки мелких вещей, комнаты для глажения и чистки одежды.
Обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры и Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести финансирование строительства помещения для стирки и сушки мелких вещей, комнаты для глажения и чистки одежды.
4. Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести расчет затрат по строительству помещения для сушки верхней одежды и обуви, оборудованное умывальной раковиной с подводкой горячей воды отдельное от места для хранения уборочного инвентаря, отдельные помещения для хранения уборочного инвентаря с подводкой горячей и холодной воды, сливом и сушкой (для тряпок).
Обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры произвести финансирование строительства помещения для сушки верхней одежды и обуви, оборудованное умывальной раковиной с подводкой горячей воды отдельное от места для хранения уборочного инвентаря, отдельные помещения для хранения уборочного инвентаря с подводкой горячей и холодной воды, сливом и сушкой (для тряпок).
5. Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести расчет затрат по строительству кладовых для хранения личных и сезонных вещей.
Обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры произвести финансирование строительства кладовых для хранения личных и сезонных вещей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Нефтеюганскому межрайонному прокурору отказать за необоснованностью».
Заслушав доклад судьи Сухих Е.А., объяснения представителя Департамента социального развития ХМАО-Югры - ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы Управления социальной защиты населения, прокурора Чепуренко Е.В., возражавшего на доводы жалобы, полагавшего, что оснований для отмены решения не имеется, судебная коллегия
установила:
Нефтеюганский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних воспитанников к БОУ ХМАО-Югры «() с требованием о понуждении Детского дома к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и устранению нарушений правил пожарной безопасности.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент социального развития ХМАО-Югры и Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры.( л.д. 81).
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в результате прокурорской проверки, проведенной с привлечением контролирующих органов, установлено, что Детским домом допущены нарушения Санитарных правил: СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что здание детского дома построено в 1974г., в капитальном исполнении, проектная вместимость здания рассчитана на 124 места, в 2003г. проведена его реконструкция. За период 2009-2010г.г. руководству Детского дома прокурором было внесено два представления об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии. Однако, не устраненными остались некоторые нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, перечисленные в иске.
Таким образом, указывая, что в течение длительного периода времени Детским домом не принимаются меры к реальному устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии, в то время как неустранение выявленных нарушений законодательства напрямую затрагивает интересы и права проживающих в детском доме несовершеннолетних воспитанников, прокурор просил обязать Детский дом устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства нарушения правил пожарной безопасности, а именно: оснастить необходимым набором спортивного оборудования физкультурно-спортивную зону на территории детского дома путем приобретения необходимого оборудования. Общая физкультурная площадка должна иметь площадь не менее 200 кв.м, травяное покрытие и оборудоваться: беговой дорожкой длиной 30м; ямой для прыжков (размером 4x4); зоной для спортивных игр; зоной для проведения закаливающих мероприятий, хорошо инсолируемой в дневное время; зоной для гимнастических снарядов; площадкой для профилактики плоскостопия. Групповые площадки по периметру участка соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5м - для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения. Физкультурно-спортивная зона для детей школьного возраста включает: площадки для спортивных игр (волейбола, баскетбола, тенниса); специализированную площадку (для гимнастики или занятий другого профиля); комбинированное поле для футбола, ручного мяча; два сектора для прыжков в высоту и длину; - площадки для мини-футбола, хоккея, мини-волейбола, мини-тенниса, городков, лапты; бассейн (по возможности); обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести расчет затрат для приобретения спортивного оборудования; Обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры произвести финансирование мероприятий по оснащению необходимым набором спортивного оборудования физкультурно-спортивную зону на территории детского дома; обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести расчет затрат строительства банно-прачечного комплекса; обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры и произвести финансирование мероприятий по строительству банно-прачечного комплекса; обязат& Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести расчет затрат по строительству помещения для стирки и сушки мелких вещей, комнаты для глажения и чистки одежды; обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры и Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести финансирование строительства помещения для стирки и сушки мелких вещей, комнаты для глажения и чистки одежды; обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести расчет затрат по строительству помещения для сушки верхней одежды и обуви, оборудованное умывальной раковиной с подводкой горячей воды отдельное от места для хранения уборочного инвентаря, отдельные помещения для хранения уборочного инвентаря с подводкой горячей и холодной воды, сливом и сушкой (для тряпок); обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры произвести финансирование строительства помещения для сушки верхней одежды и обуви, оборудованное умывальной раковиной с подводкой горячей воды отдельное от места для хранения уборочного инвентаря, отдельные помещения для хранения уборочного инвентаря с подводкой горячей и холодной воды, сливом и сушкой (для тряпок); обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести расчет затрат по строительству кладовых для хранения личных и сезонных вещей; обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры произвести финансирование строительства кладовых для хранения личных и сезонных вещей; обязать детский дом «()» выполнить ограждающие конструкции переходов между зданиями спального корпуса (номер обезличен) и спального корпуса (номер обезличен), спального корпуса (номер обезличен) и столовой из строительного материала с пределом огнестойкости менее пределов огнестойкости основного здания (корпуса); обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести расчет затрат по строительству ограждающих конструкций переходов между зданиями спального корпуса (номер обезличен) и спального корпуса (номер обезличен), спального корпуса (номер обезличен) и столовой из строительного материала с пределом огнестойкости менее пределов огнестойкости основного здания (корпуса); обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАОЮ-Югры произвести финансирование указанных мероприятий; обязать детский дом «()» установить в зданиях спальных корпусов №(номер обезличен) лифты для транспортирования пожарных подразделений; обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести расчет затрат по установке в зданиях спальных корпусов №(номер обезличен) лифтов для транспортирования пожарных подразделений; обязать Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры и Департамент социального развития ХМАО-Югры произвести финансирование указанных мероприятий.(л.д. 146-149).
В судебном заседании помощник прокурора Вотин М.Д. исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель Детского дома - ФИО2 исковые требования не признал, указывая, что согласно заключению экспертизы о независимой оценке пожарного риска от 18.02.2011г., здание Детского дома отвечает требованиям пожарной безопасности. В части иска об устранении недостатков спортивных и иных сооружений пояснил, что Детскому дому выделено (номер обезличен) рублей на строительство спортивной площадки. ( л.д.168,169).
Представитель Департамента социального развития ХМАО-Югры - ФИО3 исковые требования не признала. В части требований об устранении нарушений правил пожарной безопасности пояснила, что пожарный риск не превышает допустимых значений, предусмотренных законодательством о пожарной безопасности. В части требований прокурора об устранении недостатков санитарно-эпидемиологического законодательства пояснила, что она согласна, что данные недостатки должны быть устранены. Однако, Детский дом может устранить указанные недостатки при соответствующем финансировании Департаментом социального развития на основании сметы расходов, которая должна быть утверждена. Утверждение сметы ремонта не входит в компетенцию Департамента социального развития ХМАО-Югры, который согласен устранить указанные прокурором недостатки санитарно-эпидемиологического законодательства при финансировании названных мероприятий. Финансирование осуществляет Департамент финансов ХМАО-Югры. Кроме того, пояснила, что названные прокурором в иске недостатки, требующие устранения, охватываются Целевой программой ХМАО-Югры на 2012-2013 г.г. «Современная социальная служба Югры». Все мероприятия по строительству, ремонту осуществляются по результатам конкурса (л.д. 158-160, 169).
Дело рассмотрено в отсутствие Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры на основании его заявления.
В возражении на иск Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры указал, что акт проверки от 21.09.23011г., на который ссылается прокурор в обоснование иска, не является допустимым доказательством, так как он получен с нарушением закона, с превышением полномочий прокурора, так как проведен без участия компетентных органов. Детский дом не может устранить указанные недостатки самостоятельно, так как Учреждение финансируется Департаментом социального развития ХМАО-Югры по смете. (л.д. 163-165).
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району, просит решение суда отменить и принять новое решение, отказав истцу в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указал, что не согласен с решением суда в удовлетворении исковых требований истца в части понуждения произвести расчеты затрат на устранение образовательным бюджетным учреждением ХМАО-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом «()» нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Департамент социального развития ХМАО-Югры является исполнительным органом государственной власти автономного округа как исполнительный орган государственной власти ХМАО-Югры финансируется (адрес обезличен). Полномочий на самостоятельное осуществление расчетов в отношении собственных расходов, как и расходов на содержание имущества Бюджетного учреждения «()», находящегося у Детского дома последнего в оперативном управлении, Департаменту социального развития ХМАО-Югры ни действующим законодательством, ни Положением о Департаменте не предоставлено. Кроме того, порядок и условия финансирования строительства, реконструкции, капитального ремонта учреждений системы социальной защиты, в том числе, образовательных учреждений, их оснащение в соответствии с современными требованиями и требованиями санитарно-эпидемиологической безопасности, пожарной безопасности определены Целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Современная социальная служба Югры» на 2011-2013 годы Утверждённой постановлением Правительства ХМАО-Югры от 19.10.2010г. № 262-и, в которую «()» включен. Денежные средства в размере (номер обезличен). на оснащение спортивным оборудованием заложены в Программе и доведены до Учреждения уже в 2011 году. В настоящее время Детским домом проводятся работы по организации торгов в соответствии с федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Программой предусмотрены денежные средства на строительство хозяйственного блока с прачечной для Учреждения в размере (номер обезличен) руб., со строительством и вводом в эксплуатацию которого, Детским домом будут устранены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указал, что судом нарушен п. 2 ст. 150 ГПК и п. 2 ст. 12 ГПК РФ, предусматривающий принцип равноправия и состязательности сторон. Суд направил Департаменту социального развития только уточненные требования истца и определение о привлечении Департамента в качестве соответчика, остальные документы (исковое заявление, акты, иные документы приложенные к исковому заявлению) в адрес Департамента судом не направлялись, следовательно, Департамент был лишен возможности представить все свои доводы по существу. Кроме того, акт проверки Детского дома от 21.09.2010г. не может быть положен в основу решения суда, так как получен с нарушением закона. Проверка проведена помощником Нефтеюганского межрайонного прокурора без привлечения органов Роспотребнадзора, то есть с превышением полномочий, в то время как исходя из п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре», п. 2 ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ РФ, что органы прокуратуры не вправе самостоятельно без участия специальных органов проводить проверки, требующие специальных знаний и полномочий. Кроме того, вывод суда о том, что здание Детского дома является собственностью Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не подтверждено материалами дела. Названный факт может быть подтвержден только свидетельство о государственной регистрации права собственности или выписка из ЕГРП, а не устав учреждения, на который сослался истец. Также считает, что суд возложил обязанность финансировать строительство помещений и мероприятий по оснащению необходимым набором спортивного оборудования на ненадлежащего ответчика. Кроме того, суд не указал, на то, кто именно должен осуществлять само строительство помещений, а истцом эти требования заявлены не были. Финансирование строительства без осуществления самого строительства не приведет к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в частности СП 2.4.990-00, следовательно, суд постановил решение, которое не может быть исполнено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражения прокурора на доводы жалоб, проверяя законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия находит следующее.
Судом первой инстанции установлено и следует из Устава БОУ ХМАО-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «()», что Детский дом находится в ведении Департамента социального развития ХМАО-Югры, является юридическим лицом. Целью Учреждения является создание условий для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их дальнейшего устройства на воспитание в семьи граждан. Основными задачами Учреждения являются создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности,.. ., обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников, охрана прав и интересов воспитанников. Виды деятельности: предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, прочая деятельность по охране здоровья, физкультурно-оздоровительная деятельность, прочая деятельность в области спорта, прочая деятельность по организации отдыха и оздоровления, предоставление различных видов услуг (п.п. 2.1-2.3 Устава).
Суд первой инстанции, исходя из правильного применения Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пришел к верному выводу о том, что пожарную безопасность Детского дома следует признать обеспеченной, исходя из заключения о независимой оценке пожарного риска № (номер обезличен) от 18 февраля 2011г. (л.д. 95-98), выполненного ООО «()», которое является относимым и допустимым доказательством по делу.
В названной части решение суда не оспаривается сторонами.
Вместе с тем, судом первой инстанции в остальной части исковые требования удовлетворены без учета следующих обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Так, учитывая общие принципы и цели гражданского судопроизводства, решение суда должно быть исполнимым.
В силу ч. 1 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса РФ иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие).
2. Процессуальное соучастие допускается, если:
1) предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков;
2) права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание;
3) предметом спора являются однородные права и обязанности.
В силу ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества
В соответствии с п. 5 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно пунктов 1.2, 7.1.1, 7.1.2, 7.1.7 Устава БОУ «()», Детский дом находится в ведении Департамента социального развития ХМАО-Югры (Вышестоящая организация). Вышестоящая организация согласовывает планы деятельности, смету доходов и расходов Учреждения, осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовым актами Российской Федерации, ХМАО-Югры и уставом (п.п. 7.1.1.,7.1.2.,7.1.7).
Вместе с тем, Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры определяет цели и виды деятельности Учреждения, осуществляет контроль использования по назначению и сохранности имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, осуществляет иные полномочия в соответствии с актами, составляющими правовую систему Российской Федерации и уставом (п.п. 7.,2.1.,7.2.7., 7.2.9.). Имущество Учреждения является собственностью ХМАО-Югры и закрепляется за ним на праве оперативного управления Департаментом по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, Источниками формирования имущества учреждения являются: средства, выделенные Учреждению по смете, имущество закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления. (п. 9.1.,9.2.1.,9.2.3.).
Таким образом, исполнение решения суда возможно лишь при внесении соответствующих необходимых для исполнения решения расходов в Бюджетную смету БОУ «(0», которая согласуется Управлением социальной защиты населения по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району и утверждается Департаментом социального развития ХМАО-Югры на соответствующий финансовый год.( л.д. 102-106,124-130).
Согласно п.8 Положения о Департаменте по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, утвержденного Постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 06.06.2010г. № 102, Департамент участвует в формировании проектов бюджетов и долгосрочных целевых программ ХМАО-Югры по вопросам своей компетенции.
Согласно п. 57 Положения о Департаменте социального развития ХМАО-Югры, утвержденного Постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 19.07.2010г. № 129 Департамент социального развития осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности Департамента, в том числе для обеспечения нужд Департамента. Функции главного распорядителя и получателя средств бюджета автономного округа, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент функций.
Таким образом, Департамент социального развития ХМАО-Югры, являясь исполнительным органом власти автономного округа, финансируется Правительством автономного округа. При этом, из Положения о Департаменте социального развития ХМАО-Югры не следует, что названный Департамент имеет право непосредственно, самостоятельно финансировать утвержденные им сметы расходов учреждений, находящихся в его ведении.
Департамент социального развития как и Департамент финансов ХМАО-Югры лишь участвуют в формировании проектов бюджетов по вопросам своей компетенции и является в отношении Детского дома не финансирующим органом, а главным распорядителем бюджетных средств.
Департамент социального развития ХМАО-Югры не наделен полномочиями по самостоятельному осуществлению расчетов в отношении собственных расходов, как и расходов на содержание имущества Детского дома.
Согласно Положения о Департаменте финансов ХМАО-Югры, утвержденного Постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 06.06.2010г. № 101, Департамент финансов является финансовым органом автономного округа со всеми полномочиями, установленными Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации и в числе иных полномочий осуществляет: составление проекта бюджета автономного округа и организацию исполнения бюджета автономного округа, в связи с чем организует составление и непосредственно составляет проект бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период, проектирует и доводит до главных распорядителей средств бюджета автономного округа предельные объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств на очередной финансовый год и плановый период;( пункты 1,8,10).
Вместе с тем, суд первой инстанции, в нарушение положений ст. 40 ГПК РФ, не обсуждал вопрос о привлечении к участию в деле Департамента финансов ХМАО-Югры, как органа, исполняющего финансирование учреждений автономного округа.
Названное нарушение норм процессуального права привело к необоснованному возложению на Департамент социального развития и Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры обязанностей в виде действий, выходящих за пределы их полномочий и компетенций, что в силу ст. 362 ч. 1 ГПК РФ влечет отмену решения в части исковых требований, удовлетворенных судом первой инстанции, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение, поскольку названное нарушение не может быть устранено судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, обсудить вопрос о круге лиц, участвующих в деле; привлечь к участию в деле в качестве соответчика Департамент финансов ХМАО-Югры; предложить сторонам представить доказательства своих требований и возражений, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нефтеюганского городского суда от 06 июля 2011 года в части исковых требований прокурора, удовлетворенных судом первой инстанции, отменить. Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Оспичев И.М.
Судьи: Блиновская Е.О.
Сухих Е.А.