Нижегородский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Нижегородский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья ФИО2 Дело № №
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 9 декабря 2011 года.
Судебная коллегия по уголовным делам Нижегородского областного суда
в составе
председательствующего Мясниковой В.С.
судей Кухованова Ю.Л. и Ефимова С.Е.
при секретаре Прохоровой К.В.
рассмотрела в судебном заседании от 9 декабря 2011 года
кассационное представление прокурора города Выксы Нижегородской области Махлейдта В.В.
кассационные жалобы Захаровой Е.Н., Цыпляевой Н.А.
На постановление судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 10 октября 2011 года, которым уголовное дело по обвинению Серова Владимира Ильича в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 293 УК РФ возвращено Выксунскому городскому прокурору для устранения допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Кухованова Ю.Л., мнение прокурора Богдановой В.И., просившей постановление судьи отменить по основаниям, указанным в кассационном представлении прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Органами следствия Серов В.И. обвиняется в том, что являясь должностным лицом, представителем власти, занимая должность заместителя главы администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области – председателя эвакуационной комиссии Выксунского района Нижегородской области совершил преступление средней тяжести при следующих обстоятельствах.
Согласно п. 21 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от 16.10.2003 года № 131-ФЗ (редакции от 27.07.2011 года) к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 1.11 Положения о порядке проведения эвакуационных мероприятий на территории Нижегородской области в чрезвычайных ситуациях, утверждённого Постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года № 75 (редакция от 17.07.2007 года) планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагается на эвакуационные органы по решению органов местного самоуправления Нижегородской области.
В соответствии с Уставом Выксунского муниципального района Нижегородской области к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района.
Пунктом 1.2 Положения об эвакуационной комиссии Выксунского муниципального района, утверждённого Постановлением администрации Выксунского района от 23.09.2008 года № 2736, предусмотрено, что общее руководство деятельностью эвакуационной комиссии осуществляет глава администрации – начальник гражданской обороны района через одного из своих заместителей – председателя комиссии.
Пунктом 4.2, названного Положения, председатель комиссии отвечает за организацию и своевременное проведение рассредоточения и эвакуации населения, за организацию работы всех членов комиссии и является прямым начальником всего личного состава комиссии.
Согласно п. 1.11 Положения о порядке проведения эвакуационных мероприятий на территории Выксунского района в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением администрации Выксунского района от 27.03.2006 года № 639, планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы.
25.06.1992 года Серов В.И. назначен на должность заместителя Главы администрации г. Выксы Нижегородской области.
22.05.2000 года назначен на муниципальную должность заместителя Главы администрации Выксунского района Нижегородской области.
04.04.2008 года Серов В.И., имеющий многолетний опыт работы на руководящих муниципальных должностях, достаточный уровень образования, введён в состав эвакуационной комиссии Выксунского муниципального района распоряжением главы местного самоуправления Выксунского муниципального района Нижегородской области № 131-р в качестве председателя эвакуационной комиссии.
Согласно функциональным обязанностям председателя эвакуационной комиссии, утверждённым 23.09.2008 года постановлением главы местного самоуправления Выксунского муниципального района Нижегородской области № 2736 Серов В.И. обязан в режиме повседневной деятельности: руководить разработкой планов эвакомероприятий; в режиме повышенной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) или перевода гражданской обороны (ГО) на военное положение: руководить уточнением планов эвакомероприятий, организовывать подготовку к развёртыванию пунктов посадки населения, организовывать контроль хода развёртывания; в режиме проведения эвакуации: контролировать оповещение эвакоорганов и населения о начале проведения эвакуации, организовывать контроль подачи транспорта на пункты посадки, руководить под чинёнными эвакоорганами в ходе сбора и от правки населения в загородную зону (безопасные районы).
В период выполнения полномочий председателя эвакуационной комиссии с 04.04.2008 года Серов В.И., имея реальную возможность для надлежащего исполнения служебных обязанностей и недопущения в следствие этого существенно вредных последствий, вследствие небрежного отношения к своим обязанностям, не принял мер по разработке плана эвакуационных мероприятий жителей Выксунского муниципального района Нижегородской области, проживающих за пределами города Выксы.
В соответствии с постановлением главы администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области от 23.07.2010 года № 2482 с 25.07.2010 года территория Выксунского муниципального района Нижегородской области стала считаться зоной чрезвычайной ситуации.
С момента вынесения указанного постановления Серовым В.И. в нарушение п. 2.1 Положения о порядке проведения эвакуационных мероприятий на территории Выксунского района Нижегородской области в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением администрации Выксунского района от 20.03.2006 года № 639, не было организовано уточнение планов эвакуационных мероприятий граждан, проживающих на территории Выксунского муниципального района Нижегородской области за пределами города Выксы, а именно: не указаны привлекаемые для эвакуации силы и средства, не определён порядок оповещения и информирования населения о начале эвакуации, не определён порядок вывоза населения из зон чрезвычайной ситуации, не указаны пункты посадки населения на транспорт и пункты высадки в безопасных районах, не определён график вывоза населения из опасных районов, а также перечень должностных лиц, отвечающих за проведение эвакуации из опасных районов.
27.07.2010 года решением оперативного штаба Выксунского муниципального района Серову В.И. поручено организовать, в числе прочих населённых пунктов предварительную эвакуацию жителей села Верхняя Верея Выксунского муниципального района Нижегородской области.
Однако, 28.07.2010 года при отсутствии плана эвакуационных мероприятий жителей Выксунского муниципального района Нижегородской области Серов В.И., имея реальную возможность предвидеть и предотвратить общественно опасные последствия в виде гибели граждан, при переходе лесных пожаров на населённые пункты, выполнил свои должностные обязанности без должной тщательности и внимательности.
По этой причине, направил в село Верхняя Верея Выксунского муниципального района Нижегородской области с численностью населения более 581 человека для оповещения и информирования о начале эвакуации и проведения эвакуационных мероприятий только одного члена эвакуационной комиссии Ерёмину А.В., указав только пункт посадки населения на транспорт.
Вследствие ненадлежащего исполнения Серовым В.И. своих обязанностей по организации оповещения и информирования населения о начале эвакуации, Ерёмина А.В. впервые оказавшись в селе Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области, не имея плана эвакуационных мероприятий, действуя по собственному усмотрению, не имея возможности оповестить всех жителей села о начале эвакуации и о проводимых эвакуационных мероприятиях, сообщила об этом части жителей села Верхняя Верея.
Кроме того, продолжая небрежно относиться к исполнению своих обязанностей по организации проведения эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации, в село Верхняя Верея Нижегородской области с численностью населения более 581 человека Серов В.И. направил только один автобус марки «ЛИАЗ» вместимостью 110 пассажиров.
Ввиду недостаточности принятых мер по оповещению и информированию жителей Верхняя Верея Выксунского района Нижегородской области об эвакуационных мероприятиях и ненадлежащего проведения эвакуационных мероприятий, жители указанного населённого пункта не получили необходимых сведений о начале эвакуации и порядке её проведения.
Таким образом, Серов В.И. при наличии обязанности выполнить соответствующие функции, вытекающие из его служебного положения, не обеспечил достаточного и должного оповещения жителей села Верхняя Верея Выксунского муниципального района Нижегородской области об эвакуационных мероприятиях, не проконтролировал подачу достаточного количества транспорта на пункт посадки при наличии явной угрозы перехода лесного пожара на территорию указанного населённого пункта.
В связи с отсутствием достаточной информации об опасности жители, которые не были оповещены и не имели возможности своевременно уехать из села, покинули его благодаря жителям, имевшим личный транспорт, либо погибли в огне.
Вследствие небрежного отношения Серова В.И. к обязанностям председателя эвакуационной комиссии Выксунского муниципального района Нижегородской области, на территории села Верхняя Верея в результате воздействия опасных факторов пожара погибли 12 жителей.
Кроме того, 29.07.2010 года Серов В.И. небрежно относясь к своим служебным обязанностям, не выполнил решение оперативного штаба Выксунского муниципального района Нижегородской области по ликвидации лесных пожаров от 28.07.2010 года, направив в село Борковка Выксунского муниципального района Нижегородской области с численностью населения более 1021 человека, два автобуса марки «ПАЗ», общей вместимостью 100 пассажиров.
Однако, оповещение жителей о проведении эвакуационных мероприятий на территории села Борковка Серов В.И. не организовал, для производства эвакуационных мероприятий никого из членов эвакуационной комиссии в данный населённый пункт направлено не было.
В виду недостаточности предпринятых мер по оповещению и информированию жителей села Борковка Выксунского муниципального района Нижегородской области об эвакуационных мероприятиях, жители данного населённого пункта не получили необходимых сведений о начале эвакуации и порядке её проведения.
Таким образом, Серов В.И. при наличии обязанности выполнить соответствующие функции, вытекающие из его служебного положения, не обеспечил достаточного и должного оповещения жителей села об эвакуационных мероприятиях и не проконтролировал подачу достаточного количества транспорта на пункт посадки населения при наличии явной угрозы перехода лесного пожара на территорию указанного населённого пункта.
В связи с отсутствием достаточной информации об опасности, жители, которые не были оповещены и не имели возможности своевременно уехать из села, покинули его благодаря жителям, имевшим личный транспорт, либо погибли в огне.
Вследствие небрежного отношения Серова В.И. к обязанностям председателя эвакуационной комиссии Выксунского муниципального района Нижегородской области на территории села Борковка в результате воздействия опасных факторов пожара погибли 3 человека.
В результате ненадлежащего исполнения Серовым В.И., возложенных на него обязанностей по эвакуации населения Выксунского муниципального района Нижегородской области в период исполнения им обязанностей председателя эвакуационной комиссии Выксунского муниципального района Нижегородской области и небрежного отношения к службе, им были нарушены ст. 7, п. «б» ч.2 ст. 11 Федерального закона РФ «О защите населения и территории от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» от 12.12.1994 года № 68-ФЗ, п.1.1 Положения о порядке проведения эвакуационных мероприятий на территории Выксунского района от 27.03.2006 года № 639. что повлекло нарушение прав и законных интересов граждан. предусмотренных ч.1 ст. 20. ч.4 ст. 29 и ст. 42 Конституции РФ, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Указанные нарушения, допущенные Серовым В.И., повлекли по неосторожности гибель 15 человек в двух населённых пунктах.
Между указанным бездействием и наступившими последствиями, имеется прямая причинная связь, поскольку надлежащее выполнение Серовым В.И. должностных обязанностей, исключило бы наступление существенно вредных последствий.
Действия Серова В.И. органами предварительного следствия квалифицированы по ч.3 ст. 293 УК РФ – халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, повлёкшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, а также повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц.
Суд в подготовительной части судебного заседания инициировал вопрос о возвращении дела прокурору в связи с допущенными нарушениями ст. 220 УПК РФ.
Выслушав мнение участников процесса, суд возвратил дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене постановления судьи.
По мнению автора представления, возвращение уголовного дела прокурору, по указанным в определении суда основаниям, является незаконным и необоснованным.
Автор представления указывает, что Серов В.И. в период выполнения полномочий председателя эвакуационной комиссии с 4 апреля 2008 года, имея реальную возможность для надлежащего исполнения служебных обязанностей и недопущения вследствие этого существенно вредных последствий, вследствие небрежного отношения к своим обязанностям, не принял мер к разработке плана эвакуационных мероприятий жителей Выксунского муниципального района Нижегородской области, проживающих за пределам и города Выксы.
В представлении также указывается, что в тот момент, когда территория Выксунского муниципального района Нижегородской области стала с читаться зоной чрезвычайной ситуации, Серовым В.И. в нарушение п. 2.1 Положения о порядке проведения эвакуационных мероприятий на территории Выксунского муниципального района в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением администрации Выксунского района от 27.03.2006 года № 639, не было организовано уточнение планов эвакуационных мероприятий граждан, проживающих на территории Выксунского муниципального района Нижегородской области за пределам и города Выксы, а именно: не указаны оповещения и информирования населения о начале эвакуации, не определён порядок вывоза населения из зон чрезвычайной ситуации, не указаны пункты посадки населения на транспорт и пункты высадки в безопасных районах, не определён график вывоза населения из опасных районов, а также перечень должностных лиц, отвечающих за проведение эвакуации из опасных районов.
По мнению автора представления, в обвинительном заключении нашло своё отражение, в чём состоит нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.
Серовым В.И. права граждан были нарушены путём бездействии при исполнении им своих обязанностей. поскольку в двух населённых пунктах погибли 15 человек.
В кассационной жалобе адвокат Батурина В.Н. в интересах подсудимого Серова В.И. просит определение Выксунского городского суда отменить, указывает, что оно не основано на законе, поскольку квалификация действий и бездействия инкриминированных Серову В.И. соответствует существу, предъявленного ему обвинения и полностью охватывается диспозицией ч.1 ст. 293 УК РФ, обвинение понятно стороне защиты, а вопросы поставленные в определении могли быть разрешены судом в процессе рассмотрения дела по существу.
В кассационной жалобе потерпевшая Захарова Е.Н. просит постановление судьи отменить, считает, что обвинительное заключение доступно и понятно, соответствует требованиям закона, противоречия в тексте предъявленного Серову В.И. обвинения и юридической его действий отсутствуют, в тексте обвинительного заключения чётко указано, в чём конкретно состоит нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.
Аналогичные доводы изложены и в жалобе потерпевшей Ципляевой Н.А.
Проверив представленный материал, обсудив доводы кассационных жалоб и представления прокурора. судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда. считает его законным и обоснованным.
По смыслу закона, объективная сторона халатности состоит в том, что должностное лицо либо не выполняет, возложенные на него служебные обязанности, либо выполняет их ненадлежащим образом, в результате чего существенно нарушаются, указанные в диспозиции ст. 293 УК РФ права и интересы граждан, общества и государства.
Таким образом, объективную сторону халатности составляют три обязательных признака: 1. невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей; 2. общественно опасные последствия в виде причинения вреда охраняемым законом интересам; 3. причинная связь между деянием виновного и наступившими последствиями.
Преступление может быть совершено как действием, так и бездействием.
Бездействие представляет собой невыполнение должностным лицом, возложенных на него служебных функций (обязанностей), непринятие мер, которое оно в соответствии с объёмом прав и обязанностей должно было принимать.
Действие при халатности заключается в ненадлежащем выполнении виновным своих должностных функций (недобросовестно, нерадиво, кое-как).
При этом в поведении лица могут сочетаться неисполнение и ненадлежащее исполнение.
Судом правильно отмечено, что действия Серова В.И. автором постановления о предъявлении обвинения и обвинительного заключения квалифицированы как ненадлежащее исполнение (действие) своих служебных обязанностей.
Вместе с тем, сам текст постановления о предъявлении обвинения и обвинительного заключения не соответствует юридической оценке действий Серова В.И.
В обвинении указано, что Серов В.И. будучи председателем эвакуационной комиссии Выксунского муниципального района Нижегородской области в нарушение своих должностных обязанностей не разработал план эвакуационных мероприятий жителей Выксунского муниципального района, проживающих за пределами города Выксы, не уточнил планы эвакуационных мероприятий граждан Выксунского муниципального района, не указал привлекаемые для эвакуации силы и средства, не определил порядок оповещения и информирования населения о начале эвакуации, не определил порядок вывоза населения из зоны чрезвычайной ситуации, не определил пункты посадки населения на транспорт и пункты высадки в безопасных районах, не определил график вывоза населения из опасных районов, а также перечень должностных лиц, отвечающих за проведение эвакуации из опасных районов.
Таким образом, в текстах постановления о предъявлении обвинения и в обвинительном заключении в противоречие юридической квалификации действий Седова, указано как о неисполнении им, являющимся должностным лицом, своих обязанностей, так и ненадлежащем исполнении своих обязанностей (обвинение предъявлено только как ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе….).
При таких обстоятельствах, суд правильно в своём определении указал. что описав в процессуальных документах бездействие Серова В.И., органы следствия данному бездействию юридической оценки не дали.
Более того, органы следствия в постановлении о предъявлении обвинения и в обвинительном заключении, определяя перечень действий Серова, связанных с ненадлежащим исполнением, возложенных на него обязанностей, ставят их в зависимость от совершённого им бездействия – не составление плана эвакуационных мероприятий.
Именно это бездействие, исходя из предъявленного Серову обвинения, и составляет объективную сторону, совершённого им деяния.
Суд также правильно в определении указал, что при изложении обвинения относительно обстоятельств эвакуации населения из села Боровка, автор обвинительного заключения не указал содержания решения оперативного штаба, которое Серов не выполнил, не указал о реальной возможности исполнить данное решение.
Кроме того, автором обвинительного заключения в тексте обвинения не раскрыто в чём конкретно состоит нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, и являются ли они существенными.
В определении суда сделан правильный вывод о том, что указанные нарушения препятствуют всестороннему и объективному рассмотрению дела по существу.
Возвращение дела прокурору, в данном случае, не связано с восполнением неполноты предварительного следствия, с предъявлением более тяжкого обвинения, а имеет цель, устранить допущенные в обвинении противоречия, конкретизировать его, то есть создать необходимые условия для рассмотрения дела судом по существу.
Руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Выксунского городского суда Нижегородской области от 10 октября 2011 года, которым уголовное дело в отношении Серова Владимира Ильича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 293 УК РФ возвращено Выксунскому городскому прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом, оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, кассационные жалобы потерпевших без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: