ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Справка: судья ...
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Дело № ...
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 16 декабря 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Габитовой А.М.,
судей Пономаревой Л.Х. и Хайрутдинова Д.С.,
при секретаре Сулейманове С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения, Муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства г. Уфы о компенсации морального вреда и защиты чести и достоинства за необоснованностью отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Хайрутдинова Д.С., выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан – ФИО2, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты населения, МУП Управление жилищного хозяйства г. Уфы о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда, указывая, что с 01 января 2005 г. его лишили льгот по оплате за коммунальные услуги, электроэнергию, телефонную связь, бесплатного проезда на транспорте, кроме такси, бесплатного медицинского обслуживания и приобретение лекарств, тем самым нарушили его права инвалида III группы, приравненного к инвалиду Отечественной Войны.
В обоснование заявления ФИО1 указал, что поводом для его обращении в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения, МУП УЖХ г. Уфы о компенсации морального вреда и защиты чести и достоинства, послужило то, что, как федеральные власти, так и региональные, злоупотребляя его правами и законными интересами с него незаконно взыскивают полную стоимость за жилищно-коммунальные услуги, оплату за электроэнергию и телефонную связь. Он считает, что его незаконно лишили с 01 января 2005 г. льгот установленных Союзам Советских Социалистических Республик, в связи с чем, у него накапливается, не по его вине, задолженность за вышеуказанные услуги, тем самым нарушаются его права, как инвалида III группы, приравненного к инвалиду Отечественной войны.
Также ФИО1 указал, что должностные лица не рассматривают его заявления ограничиваясь отписками, тем самым нарушают его права.
В ходе судебного заседания в суде ФИО1 свои исковые требования, в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнил и просил суд обязать ответчиков предоставлять ему 50 % оплату за коммунальные услуги, услуги связи, электроэнергию и бесплатный проезд на общественном транспорте и бесплатное медицинское обслуживание по всем видам медицинских услуг, так как на него Федеральный закон № 122 не распространяется.
В подтверждение своих доводов привел расчеты, где указал, что сумма задолженности пред ним:
За коммунальные услуги за 2005 г. составляет 3731,41 руб.
За коммунальные услуги за 2006 г. эта сумма составляет 4839,37 руб.
Затем, в порядке ст. 39 ГПК РФ, ФИО1 28.09.2010 г. исковые требования изменил, указывая, что МУП УЖХ г. Уфы начисляет ему ежемесячно с учетом перерасчета сумму в размере 2252 руб., однако с января 2009 г. ежемесячный размер за коммунальные услуги с учетом льгот и перерасчета составляет 1942 руб. Но ему присылают квитанцию на сумму 305 руб. больше (2252 руб. - 1942 руб.). В связи с чем, с января 2009 г. общая сумма ущерба составляет 6405 руб., которая с учетом индексации подлежит перерасчету, в свою очередь МУП УЖХ присылают ему задолженность на 17183 руб., что по его мнению, является незаконным и просил суд исключить указанный выше долг.
В связи с этим истец просил суд:
1. Обязать МУП УЖХ с 01.01.2005 г. произвести перерасчет коммунальных услуг в размере 50 % с учетом членов семьи (начали возмещать с 01.01.2007 г.).
2. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения РБ разобраться по представляемым льготам Управлением труда и социальной защиты населения Министерства труда РБ по Советскому району г. Уфы.
3. Обязать МУП УЖХ г. Уфы вернуть излишне оплаченную сумму за 2005 и 2006 г. в сумме 8630,78 руб.
4. Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения, не выплаченную денежную сумму с 01.01.2005 г. по 01.01.2009 г. в размере 1631 руб. предполагаемая выплате по Постановлению Правительства РБ № 272 от 31.12.04 г.
5. Также МУП УЖХ г. Уфы его незаконно лишили пользованием телевизионной антенной, просил признать данные действия незаконными.
6. С 01.01.2007 г. по 01.01.2008 г. он ответчиком МУП УЖХ г. Уфы незаконно был лишен права льгот в размере 50 % на членов семьи.
7. Просит взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения РБ, с 01.01.2005 г. по 01.01.2009 г. недоплаченную денежную сумму в размере 78000 руб.
8. Просил обязать Министерство труда и социальной защиты населения восстановить его право на бесплатный проезд на общественном транспорте.
9. Просил обязать министерство восстановить его право на льготу в размере 50 % на уплату электроэнергии.
10. Просил обязать министерство восстановить его право на медицинское обслуживание.
11. Просил обязать министерство восстановить 50 % льгот за телефон.
12. Просил обязать ответчиков Министерство труда и социальной защиты населения, МУП УЖХ г. Уфы представить ему расчеты с указанием, где и когда он получил денежные суммы по коммунальным услугам.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, со ссылкой на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы гражданского дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, как инвалид III группы вследствие военной травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, а также члены его семьи, проживающие совместно с ним, до 31.12.2004 г. пользовались мерами социальной поддержки, установленными Законом РБ от 13.10.1994 г. «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил» в виде 50-процентной скидки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно Федеральному закону № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица отнесены к «федеральным льготникам» и меры социальной поддержки им устанавливаются Федеральным законом «О ветеранах».
На основании изменений, внесенных Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. в Федеральный закон «О ветеранах» такая мера социальной
поддержки как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений сохранена как для «федерального льготника», так и для членов его семьи, однако, мера социальной поддержки как оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг в виде (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления) установлена только для инвалидов войны и приравненных к ним лиц.
Таким образом, судом было установлено, что с 01.01.2005 г. меры социальной поддержки ФИО1 предоставлялись в соответствии с действующим законодательством РФ.
Также установлено, что в июле 2007 года ФИО1 обратился в МУП УЖХ г. Уфы по поводу перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги по лицевому счету жилого помещения, расположенного по адресу: ... за период с 01.01.2005 г. Ответчиком МУП УЖХ г. Уфы на основании письма Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 18.05.2007 г. № ... и определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 г. № 524-0 был произведен перерасчет платы по услугам «холодная вода», «отопление», «вывоз мусора», «газ» за период с 01.01.2007 г. по 31.05.2007 г. на сумму 2314,15 руб., о чем ФИО1 был дан ответ № ... ж от 14.08.2007 г. Согласно расчетам, представленным МУП УЖХ г. Уфы, сумма льгот начисленных и предоставленных ФИО1 и членам его семьи в период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. составляла 3164,95 руб., в том числе по жилищным услугам 1 937,56 руб., коммунальным услугам 1227,39 руб. В период с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. сумма предоставленных льгот составляла 4423,62 руб., в том числе по жилищным услугам - 2999,76 руб., коммунальным услугам -1423,86 руб. В период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. сумма предоставленных льгот составляла 10729,9 руб., в том числе по жилищным услугам 3804,53 руб., коммунальным услугам - 6925,37 руб. В период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. сумма предоставленных льгот составляла 11675,38 руб., в том числе по жилищным услугам - 4319,26 руб., коммунальным услугам - 7356,12 руб.
Разрешая спор, суд пришел к верному выводу, что с 01.01.2007 г. по 01.01.2009 г. начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги производилось с учетом мер социальной поддержки приходящихся на ФИО1 и членов его семьи на основании действующего законодательства в размере 50 %
Также установлено, что льгота по услуге «обслуживание телеантенны» была отменена Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.
В силу Закона РБ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан» № 69-з от 24.11.2008 г., с 01.01.2009 г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг всем льготным категориям предоставляются в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С 01.01.2005 г. по 31.12.2008 г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе и по оплате электроэнергии) предоставлялись в натуральной форме, путем возмещения выпадающих доходов поставщикам услуг, предоставляющим меры социальной поддержки ветеранам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2004 № 272).
Согласно Закону РБ от 24 ноября 2008 г. № 69-з «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан» и постановлению Правительства РБ от 29.12.2008 № 466 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе и по оплате электроэнергии) всем льготным категориям с 01.01.2009 г. предоставляются в денежной форме в виде выплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
ФИО1 просил взыскать с министерства невыплаченную денежную сумму ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1631,20 руб. (ежемесячно) взамен натуральных льгот за период с 01.01.2005 г. до 01.01.2009 г. на основании постановления Правительства РБ от 31.12.2004 № 272. Суд обоснованно отказал в удовлетворении данного требования. При этом суд исходил из следующего: Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ установлены ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно представленным суду сведениям из УТиСЗН МТиСЗН РБ по Советскому району г. Уфы, ФИО1 действительно является военнослужащим, имеющим III группу инвалидности, полученную при исполнении служебных обязанностей, приравнен по мерам социальной поддержки к инвалидам войны и пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по данной категории.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» (ред. от 29.12.2004) инвалидам войны меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг были сохранены в натуральной форме, а именно: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 524-0 установлено, что члены семей, проживающие совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, имеют право на 50-процентную скидку в оплате коммунальных услуг в пределах нормативов потребления при условии, что право на указанные меры социальной поддержки возникло на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года № 209) и было реализовано ими до 1 января 2005 года.
На основании ст. 23.2 Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержи по оплате жилищно-коммунальных услуг Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления инвалидам войны мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг был определен Положением о порядке предоставления ветеранам войны, труда и Вооруженных Сил мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РБ от 31.12.2004 № 272 (в настоящее время утратило силу). Согласно этому Положению ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным, поставщики услуг в соответствии с заключенными договорами представляли в управления (отделы) труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах и городах Республики Башкортостан для сверки списки ветеранов (в том числе на магнитных носителях), пользующихся мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Управления (отделы) труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах и городах Республики Башкортостан проверяли представленные списки и возвращали поставщикам услуг для уточнения. Поставщики услуг и управления (отделы) труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах и городах Республики Башкортостан ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, составляли акты сверок, подтверждающие сумму предоставленных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, раздельно по каждому закону. На основании актов сверок поставщики услуг представляли в управления (отделы) труда и социальной зашиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах и городах Республики Башкортостан уточненные списки ветеранов и заявки-отчеты о произведенных расходах по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в разрезе категорий ветеранов раздельно по каждому Закону. Возмещение выпадающих доходов поставщикам услуг, предоставляющим меры социальной поддержки ветеранам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, производилось ежемесячно управлениями (отделы) труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах и городах Республики Башкортостан согласно представленным ими заявкам-отчетам и спискам ветеранов раздельно по каждому закону. Ответственность за произведенные расчеты по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возлагалась на поставщиков услуг. Ответственность за сверку списков ветеранов, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возлагалась на управления (отделы) труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах и городах Республики Башкортостан. Также, на основании Положения, меры социальной поддержки по оплате. жилого помещения и коммунальных услуг всем категориям ветеранов предоставлялись поставщиками услуг, осуществляющими сбор платежей за жилье и коммунальные услуги, по месту жительства (постоянной регистрации) ветеранов, начиная с месяца их обращения, при представлении ими необходимых документов.
На основании изложенного, и представленных суду данных, суд пришел к верному выводу, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2005 г. до 01.01.2009 г. ФИО1 предоставлялись в натуральной форме и, следовательно его требования о выплате с 01.01.2005 г. до 01.01.2009 г. денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг взамен натуральных льгот в размере 1 631,20 руб. (ежемесячно) являются необоснованными.
Разрешая спор, в части требований ФИО1 о взыскании с министерства недоплаченной суммы ежемесячной компенсации, расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг взамен натуральных льгот за период с 01.01.2005 г. до 01.01.2009 г. в размере 78000 руб., суд также пришел к правильному выводу, что они являются необоснованными по вышеизложенным основаниям.
Рассматривая требования истца о восстановление его права на бесплатный проезд на общественном транспорте, которым он пользовался до 1 января 2005 г. судом установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним по льготам лица отнесены к Федеральным льготникам и меры социальной поддержки им устанавливаются Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. 14 ФЗ «О ветеранах» (с изм. внес ФЗ от 22.04.2008 № 122-ФЗ в ред. ФЗ от 29.12.2004 № 199-ФЗ) мера социальной поддержки по предоставлению права на бесплатный проезд на общественном транспорте, не установлена, кроме того, ответчик не наделен таким правом, так как данный вопрос решается на уровне федерального закона.
При решении вопроса об по обязыванию МТиСЗН РБ восстановить права ФИО1 на льготу в размере 50 % по оплате электроэнергии, суд правильно указал, что до 1 января 2009 г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения коммунальных услуг предоставлялись в натуральной форме, в том числе и льгота по оплате в размере 50 % электроэнергии.
Согласно п. 2 Перечня поручений Президента РФ от 23.02.2007 г. № Пр-294 по итогам заседания президиума Государственного Совета РФ от 19.01.2007 г. Правительству РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ поручено совершенствовать систему социальной поддержки при оплате жилищных и коммунальных услуг, завершив переход к предоставлению всех социальных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам в денежной форме к 1 января 2009 г.
Во исполнение данного поручения Президента РФ в РБ были приняты Закон РБ от 24 ноября 2008 г. № 69-з «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан» и постановление Правительства РБ от 29.12.2008 г. № 466 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан», которые прошли согласование со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе с Прокуратурой РБ.
Федеральным законодательством субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в определении формы предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с Законом РБ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан» от 24 ноября 2008 г. № 69-з, с января 2009 г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг всем льготным категориям предоставляются в денежной форме в виде выплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно статье 4 вышеуказанного Закона порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством РБ.
В соответствии с пунктом 4 Положения размер ЕДК определяется в процентом отношении, предусмотренном законодательными актами, указанными в пункте 2 Положения, к республиканским стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, установленным Правительством РБ по муниципальным образованиям РБ.
На основании исследованных судом доказательств, суд пришел к верному выводу, что размер денежного эквивалента натуральной льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исчисленный ФИО1 как инвалиду войны поставщиками услуг за 2008 год, составил 1008,49 руб., что ниже размера ЕДК, назначенной истцу с 01.01.2009 г.
В связи с чем, является правильным вывод суда, что ФИО1 меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и по оплате электроэнергии до 01 января 2009 г. предоставлялись в натуральной форме, а с 01 января 2009 г. предоставляется ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на основании действующего законодательства и в полном объеме.
При таких обстоятельствах, требования ФИО1 о восстановлении его права на 50 % льготу по оплате электроэнергии, которую имел до 01 января 2005 г., как правильно указал суд, не подлежат удовлетворению, так как эти льготы ему предоставляются согласно действующему законодательству.
При рассмотрении требования ФИО1 о восстановлении его права на медицинское обслуживание суд правильно исходил из того, что данные требования не подлежат удовлетворению, поскольку данный вопрос в компетенцию министерства не входит.
Разрешая вопрос о восстановлении за ФИО1 льготы по оплате абонентной платы за телефон в размере 50 %, которую он имел до 01.01.2005 г. суд также правильно пришел к выводу, что данное требование не основано на законе. Согласно ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» (с изм. внес. ФЗ от 22.04.2008 г. № 122-ФЗ в ред. ФЗ от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ) мера социальной поддержки по абонентной плате за телефон инвалидам войны не установлена, кроме того, в настоящее время ГТС, которая предоставляет услуги связи является частной компанией и все предоставляемые компанией услуги строятся на договорных отношениях, как с частными лицами, так и с юридическими.
При таких обстоятельствах, суд, определив юридически значимые по делу обстоятельства, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, правильно применив нормы материального права (в частности, ст.ст. 151, 152 ГК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10), пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме. При этом суд правильно указал, что ФИО1 не представлено доказательств, факта причинения ему физических и нравственных страданий действиями ответчика, то, что указанные действия были совершены с нарушением требований, предусмотренных действующим законодательством, наличие причинно-следственной связи между указанными действиями и наступившим вредом, а также то, что в действиях сотрудников ответчика присутствует вина. Право ФИО1 на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренные законодательством не нарушено и оснований для взыскания с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и Муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства г. Уфы компенсации морального вреда в размере 5 млн. рублей не имеется.
Кроме того, истцом в нарушении ст. 196 ГК РФ нарушен общий срок исковой давности. Доказательств, подтверждающих обоснованности пропуска срока исковой давности ФИО1 в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Нарушений, повлекших вынесение незаконного или необоснованного решения, влекущих его отмену, по доводам кассационной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий п/п А.М. Габитова
Судьи п/п Д.С. Хайрутдинов
п/п Л.Х. Пономарева