ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № от 17.06.2010 Тихоокеанского флотского военного суда (Приморский край)

                                                                                    Тихоокеанский флотский военный суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Тихоокеанский флотский военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Председательствующий: судья Бояркин Д.В..

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток « 17 » июня 2010 года

  Судебная коллегия Тихоокеанского флотского военного суда в составе:

председательствующего Шевченко В.Ю.,

судей Савченко Д.П. и Никитина А.Н.

при секретаре Букиной В.Ю., рассмотрела гражданское дело по кассационным жалобам заявителя Гниденко Вячеслава Васильевича и представителя начальника и жилищной комиссии Владивостокского гарнизона Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю (далее по тексту - ПУ ФСБ России по Приморскому краю), первого заместителя директора – руководителя пограничной службы ФСБ РФ, заместителя руководителя пограничной службы РФ Столяровой О.Н. на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2009 года по заявлению  Гниденко В.В. об оспаривании бездействия ФСБ РФ при разрешении вопроса об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства.

Заслушав доклад судьи Никитина А.Н., объяснения заявителя Гниденко В.В. в обоснование доводов кассационной жалобы и возражавшего против доводов кассационной жалобы представителя должностных лиц и органа, флотский военный суд

У С Т А Н О В И Л:

Решением гарнизонного военного суда заявление Гниденко удовлетворено частично, бездействие структурного подразделения ФСБ РФ – пограничной службы ФСБ РФ, препятствующие реализации заявителем права на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением по избранному им после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в  признано незаконным и на жилищную комиссию Владивостокского гарнизона ПУ ФСБ России по Приморскому краю возложена обязанность положительно рассмотреть рапорт Гниденко от 24 июля 2007 года, признав его нуждающимся в жилом помещении по избранному им постоянному месту жительства в городе  на состав семьи из четырех человек, включив его в список военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях в городе , с учетом других военнослужащих, включенных ранее. Начальника этого управления суд обязал утвердить данное решение.

Этим же решением суда на директора ФСБ РФ возложена обязанность по принятию мер по реализации прав Гниденко на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в городе .

В требовании заявления Гниденко о возложении на центральную жилищную комиссию пограничной службы ФСБ РФ обязанности признать заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении в городе  и утверждении этого решения директором ФСБ РФ судом отказано за необоснованностью.

В кассационной жалобе заявитель Гниденко выражает несогласие с решением суда в части оставленных судом без удовлетворения требований заявления, считая решение в этой части необоснованным и незаконным ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.

В обоснование кассационной жалобы Гниденко указывает, что решение суда о признании факта неправомерного бездействия только лишь пограничной службы ФСБ РФ и вывод правомерности бездействия директора ФСБ РФ из-за отсутствия у него необходимой информации, без оценки доводов его заявления основанных на положениях УВС ВС РФ о принципе единоначалия и без результатов оценки представленных доказательств, является неприемлемой ссылкой в решении. Не подтверждается этот вывод суда и самим фактом длительного судебного разбирательства по данному делу об оспаривании бездействия директора ФСБ РФ, связанного с не реализацией его жилищных прав. Далее в жалобе Гниденко обращает внимание, что этим решением сформирован «правовой механизм» реализации его права на жилье по избранному месту жительства, содержание которого не конкретно, вызывает вопросы о порядке реализации им этого права в соответствии с законодательством РФ.

В кассационной жалобе представитель названных должностных лиц и жилищной комиссии Столярова О.Н., выражая несогласие с решением суда в части удовлетворенных требований заявления Гниденко и находя его незаконным и необоснованным ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в заявлении Гниденко.

В обоснование кассационной жалобы Столярова указывает, что вывод суда в решении о не рассмотрении рапорта Гниденко от 24 июля 2007 года не соответствует действительности, поскольку из протокола № заседания жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю от 13 августа 2007 года видно, что по рапорту Гниденко этой комиссией было принято решение ходатайствовать перед управлением материально-технического обеспечения пограничной службы ФСБ РФ (далее по тексту – УМТО ПС) об обеспечении заявителя жилым помещением в  и жилищное дело Гниденко было направлено в УМТО ПС для решения этого вопроса. Затем 27 июля 2008 года жилищной комиссией повторно был рассмотрен рапорт Гниденко об обеспечении его жильем по избранному месту жительства, которым ему было предложено представить документы, подтверждающие его право на получение жилья в  (протокол №). Данное решение было утверждено начальником ПУ ФСБ по Приморскому краю и Гниденко выданы выписки из этих протоколов, которые в суде им не оспаривались. Далее в жалобе Столярова, ссылаясь на положения ЖК РФ указывает, что заявитель Гниденко с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в  в орган, осуществляющий принятие на учет и к должностным лицам пограничной службы не обращался, документов подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в избранном месте жительства в жилищную комиссию ПУ и в центральную жилищную комиссию пограничной службы (далее по тексту – ЦЖК ПС) ФСБ РФ он не представлял, пояснив в суде что не обязан и не желает этого делать. Таким образом Гниденко не признан нуждающимся в жилье в  по причине его собственного бездействия. Кроме того, по мнению автора жалобы, у жилищной комиссии ПУ и сейчас не имеется оснований для признания его нуждающимся в получении жилья в городе  в связи с отсутствием такого обращения, а представленные Гниденко документы только на себя и только 2 членов своей семьи, проживающих отдельно в , об отсутствии сведений о регистрации прав собственности и реализации права приватизации жилья в , в соответствии с требованиями законодательства РФ исключает возможность принятия заявителя на учет нуждающихся в получении жилья по избранному им месту жительства с общим составом семьи 4 человека и возложение судом этой обязанности на жилищную комиссию и начальника ПУ является необоснованным, противоречащим определению флотского суда от 17 августа 2009 года. В жалобе Столярова выражает несогласие с выводом суда об исключительной компетенции жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю по решению вопроса о признании Гниденко нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства, а также с неопределенностью в решении суда относительно действий и полномочий руководителя пограничной службы ФСБ РФ по обеспечению жилищных прав Гниденко, как заместителя руководителя органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, к которому заявитель не обращался и этим должностным лицом каких-либо решений в отношении заявителя не принималось и приниматься не могло, поэтому право заявителя на обеспечение жильем действиями (бездействием) этого лица не нарушены и нарушены быть не могли. В заключение кассационной жалобы её автор указывает, что возложив на директора ФСБ РФ общую обязанность по обеспечению Гниденко жильем, без указания конкретных действий, которые необходимо совершить, суд тем самым сделал невозможным исполнение этого решения, поскольку приказ о порядке обеспечения военнослужащих пограничной службы ФСБ РФ жильем по избранному ими месту жительства не издавался в соответствии с действующим законодательством РФ, до определения такого порядка Правительством РФ.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в кассационных жалобах, флотский военный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушения норм процессуального права.

Права военнослужащего Гниденко как на выбор своего постоянного места жительства, так и на способ его обеспечения по льготным основаниям жилым помещением за счёт средств федерального бюджета (ФСБ РФ), предусмотрены ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, п. 3 ст. 6, п. 1 ст. 15, п. 14 ст. 15, п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 1 ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», п. 4 ст. 1, п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ.

Статьёй 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (с изменениями от 26 декабря 2005 г., 30 июня, 29 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г.) определено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

Согласно п. 5 ст. 5, подп. 1, 4, 5, 15 и 17 ст. 12 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и вправе: определять порядок государственного учета жилищных фондов; определять основания и порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определять категории таких граждан и порядок предоставления им жилых помещений за счет государства; осуществлять правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями и осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации.

Федеральная служба безопасности РФ, как это усматривается из п. 1, подп. 69, 73 п. 9 Положения о Федеральной службе безопасности РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960, является федеральным органом исполнительной власти в функции которого также входит организация и осуществление централизованного материального, правового, социально-бытового и других видов обеспечения органов безопасности, в том числе жилищного и казарменно-жилищного строительства; реализация в соответствии с федеральным законодательством права владения, пользования и распоряжения (оперативного управления, хозяйственного ведения) недвижимым имуществом органов безопасности, находящегося в федеральной собственности.

Директору ФСБ РФ, как это видно из подп. 5 п. 11 указанного Положения, предоставлено право издавать на основании и во исполнение федерального законодательства и настоящего Положения правовые акты.

Таким образом, директором ФСБ РФ указанные функции этого органа исполнительной власти по обеспечению жильем военнослужащих пограничной службы ФСБ РФ могли быть делегированы первому заместителю – руководителю пограничной службы ФСБ РФ в соответствии с Положением о пограничной службе ФСБ РФ, которое судом первой инстанции по данному делу в соответствии со ст. 249 ГПК РФ не исследовалось и не применялось, хотя позволяло суду определить полномочия и обязанности должностных лиц пограничной службы ФСБ РФ, предоставленные и возложенные директором ФСБ РФ для обеспечения военнослужащих этой службы жильем в соответствии с законодательством РФ.

В настоящее время нормативными актами, определяющими порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за органами безопасности, регламентирующими вопросы, связанные с порядком постановки на учет и учетом военнослужащих ФСБ РФ, в том числе военнослужащих пограничной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом специфики военного ведомства, являются также:

- ст. 21 УВС ВС РФ, ст. 106, 107, 114, 116 и 117 ДУ ВС РФ, утверждённые Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 и определяющие порядок письменного обращения военнослужащих по всем (служебным и личным) вопросам по команде сначала к непосредственному начальнику. Эти обращения военнослужащих подлежат своевременному рассмотрению в установленный срок, либо направлению в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных вопросов;

- Примерные правила решения жилищных вопросов военнослужащих, рабочих и служащих органов государственной безопасности в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, Пограничных войсках РФ (далее по тексту – Примерные правила) (приложение к приказу Министерства безопасности РФ от 27 июля 1993 года № 285 с изм.) (т. 1 л.д. 108-117);

- Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в ОВД, военнослужащих и сотрудников ГПС, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее по тексту - Правила учета) (утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 (с изменениями от 14 ноября 2007 г.);

- Положение о ЦЖК Пограничной службы ФСБ РФ (далее по тексту – Положение) (приложение к приказу пограничной службы ФСБ РФ от 31 декабря 2004 года №) (т. 2 л.д. 48-51).

Данный приказ был издан в соответствии с п. 5.4 Положения о Пограничной службе ФСБ РФ, утвержденного приказом ФСБ РФ от 27 марта 2004 года №.

То, что перечисленные нормативные акты были приняты до введения в действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ, не является препятствием в их применении судом первой инстанции при разрешении данного дела в части не противоречащей жилищному законодательству РФ: указанному кодексу и Федеральному закону «О статусе военнослужащих» по реализации прав военнослужащих ФСБ РФ соответствующей категории, на выбор способа обеспечения их социальным жильем по избранному ими месту жительства при увольнении с военной службы.

Все указанные нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения сторон по данному делу, судом первой инстанции не учитывались и не применялись, поэтому судом не были выяснены полномочия и обязанности других должностных лиц и органов пограничной службы по обеспечению военнослужащих жильем по избранному месту жительства, что необходимо как определения полного круга заинтересованных лиц, так и для последующего правильного разрешения дела, путем возложения соответствующих обязанностей на то лицо или орган в чьи обязанности или полномочия это входит. В соответствии с рекомендациями п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» выяснение этих полномочий и заинтересованных лиц, должны осуществляться судом уже в ходе подготовки дела к судебному разбирательству.

Такая же рекомендация об определении круга заинтересованных лиц по данному делу, содержалась и в надзорном постановлении президиума флотского суда по данному делу от 9 апреля 2009 года (т. 2 л.д. 206-209), но судом первой инстанции она надлежаще выполнена не была.

Кроме того из содержания определения Тихоокеанского флотского военного суда от 17 августа 2009 года, вступившего в законную силу, видно, что другие члены семьи Гниденко, проживающие в , нуждающимися в получении жилья совместно с заявителем в  в установленном порядке признаны не были.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и должностных лиц, но не были учтены судом первой инстанции при вынесения решения по данному делу в части возложения на заинтересованных лиц обязанности по признанию Гниденко нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства на состав семьи из 4 человек.

Вместе с тем, судом оставлены без оценки, с учетом приведенных выше положений УВС и ДУ ВС, и решения жилищной комиссии Владивостокского гарнизона ПУ от 15 августа 2007 года (протокол №) (т.1 л.д. 8) и от 27 июля 2008 года (протокол №), на которое имеется ссылка в кассационной жалобе представителя, а также решение центральной жилищной комиссии пограничной службы ФСБ РФ от 27 марта 2009 года (протокол №) (т. 2 л.д. 217-218), которые принимались по рапортам Гниденко в части обеспечения заявителя жильем по избранному месту жительства, и ему предлагалось представить дополнительные документы, перечень которых, обоснованность требования о представлении этих документов, судом первой инстанции не выяснялась и не оценивалась.

Без исследования приведенных выше нормативных актов, документов и письменных доказательств, их надлежащей оценки, установить со всей полнотой фактические обстоятельства данного дела и обоснованность требований заявителя, по мнению судебной коллегии не представляется возможным, а вывод в решении суда о частичной обоснованности заявления Гниденко, бездействия тех или иных заинтересованных лиц по вопросу обеспечения его жильем по избранному месту жительства является преждевременным и не основанным на положениях ч. 1 ст. 157, ст. 195, ч. 1 ст. 196, ч. 3 ст. 246, ст. 249 и 258 ГПК РФ.

Поскольку флотский суд лишён возможности устранить перечисленные упущения по собственной инициативе, решение гарнизонного военного суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

В связи с этим судебная коллегия не входит в обсуждение иных доводов изложенных в кассационных жалобах заявителя и представителя должностных лиц и органа.

При новом судебном разбирательстве суду необходимо в соответствии со ст. 147-152 ГПК РФ разрешить с соблюдением предусмотренного процессуального порядка вопрос о составе заинтересованных лиц, участвующих в данном деле, предварительно истребовав Положение о Пограничной службе ФСБ РФ (утвержденное приказом ФСБ РФ от 27 марта 2004 года №) и другие необходимые письменные документы или надлежаще заверенные их копии, определяющие полномочия и обязанности руководителей структурного подразделения ФСБ РФ – пограничной службы ФСБ РФ по обеспечению жильем военнослужащих этой службы и разрешить заявленные требования применительно к изложенному выше законодательству. Суду также следует исследовать и оценить иные обстоятельства и доказательства, имеющие значение для правильного разрешения данного дела на которые заявитель и представитель должностных лиц ссылались в своих кассационных жалобах, поскольку ранее судом эти обстоятельства не проверялись.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 347, 361, пп. 1, 3 и 4 ч. 1 ст. 362, ст. 366 ГПК РФ, флотский военный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2009 года о частичном удовлетворении требований заявления Гниденко Вячеслава Васильевича об оспаривании бездействия ФСБ РФ при разрешении вопроса об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства - отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушения норм процессуального права.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи: