Краснодарский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Краснодарский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья - Бекетова В.В. Дело "номер обезличен"
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«21» июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.
и судей Казакова Д.А., Диянова С.П.
по докладу судьи Диянова С.П.
с участием прокурора Ермолаева В.А.
при секретаре Фоменко А.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам директора ООО «Бастилия» ФИО1, представителя по доверенности администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО2, представителя по доверенности департамента городско хозяйства администрации муниципального образования г. Краснодар – ФИО3 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 03 июня 2011 года.
Заслушав доклад судьи краевого суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Краснодара обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Бастилия», в котором просил признать деятельность ООО «Бастилия» незаконной и запретить деятельность.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Краснодара в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, о животном мире при отлове, иммобилизации безнадзорных животных на территории муниципального образования город Краснодар установлено, что в 2010 году департаментом городского хозяйства администрации МО г. Краснодар неоднократно заключались муниципальные контракты с ООО «Бастилия» на отлов, иммобилизацию и подбор трупов безнадзорных домашних животных (собак и кошек) на территории муниципального образования город Краснодар.
Как установлено в ходе проверки, фактически ООО «Бастилия» не осуществляло в 2010 году и не осуществляет в настоящее время отлов и иммобилизацию безнадзорных домашних животных. В нарушение требований ст. ст. 230-232 ГК РФ, ст. ст. 10, 11 Закона Краснодарского края от 02.12.2004 г. № 800-КЗ «О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае», ООО «Бастилия», используя фармацевтический препарат «Адилин-Супер», умерщвляет животных на месте их обнаружения, после чего трупы животных вывозит в г. Тимашевск для утилизации. Приюта для временного содержания животных у ООО «Бастилия» нет. Указанные обстоятельства исключают возможность временного помещения отловленного животного в приют и возврата его владельцу.
Прокурорской проверкой было установлено, что фактически умерщвление безнадзорных животных на территории муниципального образования город Краснодар с использованием «Адилин-Супер» осуществляется работниками ООО «Бастилия», не имеющими ветеринарного образования, на месте обнаружения безнадзорного животного.
Более того, у ООО «Бастилия» лицензия на деятельность по сбору, транспортировке отходов 1-4 классов отсутствует.
Выявленные нарушения законодательства со стороны ООО «Бастилия» при осуществлении деятельности по отлову, умерщвлению, сбору трупов безнадзорных животных на территории муниципального образования город Краснодар затрагивают, предусмотренные ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также на гуманное отношение к животным и право собственности на них.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 03 июня 2011 года суд исковое заявление прокурора г. Краснодара удовлетворил.
Признал деятельность ООО «Бастилия» по применению для поимки безнадзорных животных лекарственного препарата «Адилин-Супер» и его аналогов незаконной.
Признал деятельность ООО «Бастилия» по умерщвлению безнадзорных животных в нарушение ст. ст. 230-232 Гражданского кодекса РФ незаконной.
Признал деятельность ООО «Бастилия» по сбору, транспортировке тел умерших безнадзорных животных без паспорта опасных отходов и лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортировке отходов 1-4 классов незаконной.
Запретил деятельность ООО «Бастилия» по сбору, транспортировке тел умерших безнадзорных животных на территории муниципального образования г. Краснодар до составления паспорта на образуемые в результате хозяйственной деятельности отходы, в том числе тела умерших безнадзорных животных, и получения лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортировке отходов 1-4 класса опасности.
В кассационной жалобе директор ООО «Бастилия» ФИО1 просит решение отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что данное решение является незаконным и необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Считает, что суд не применил закон подлежащий применению, надлежащим образом не исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, не учел, что деятельность ООО «Бастилия» не включена в перечень, на который распространяется Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В кассационной жалобе представитель по доверенности администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО2 просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что заявителем не доказан факт того, что ответчиком допущены нарушения краевого закона при поимке безнадзорных животных, а применяемый им препарат является сертифицированным средством, производство и распространение которого не ограничено.
В кассационной жалобе представитель по доверенности департамента городского хозяйства администрации муниципального образования г. Краснодар – ФИО3 просит решение суда отменить принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора города Краснодара отказать.
В обоснование указал, что обжалуемое решение направлено на фактическое прекращение мероприятий администрации муниципального образования г. Краснодар по обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации на территории г. Краснодара.
В возражениях на кассационные жалобы старший помощник прокурора города Краснодара Чепель Д.А. просит решение оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетврения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя по доверенности ООО «Бастилия» ФИО4, представителя по доверенности департамента городского хозяйства администрации муниципального образования г. Краснодар – ФИО3, представителя по доверенности ККОБОК «Защита животных» - ФИО5, заключение прокурора, обсудив доводы кассационных жалоб, возражения прокурора на них, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.01.2011 года департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования г. Краснодар был заключен муниципальный контракт № 923 517М1-001980 с ООО «Бастилия» на отлов, иммобилизацию и подбор трупов безнадзорных домашних животных (собак и кошек) на территории муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с п. 1.1 контракта, ООО «Бастилия» обязуется оказывать услуги по отлову, иммобилизации, подбору трупов безнадзорных домашних животных (собак и кошек) и проведению карантинных мероприятий на территории муниципального образования г. Краснодар.
Срок действия контракта — до 30.09.2011 года. Аналогичные контракты заключались с ООО «Бастилия» 22.01.2010 года, 26.02.2010 года.
Согласно ст. ст. 230-232 Гражданского Кодекса РФ, лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления.
Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.
Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. ст. 10, 11 Закона Краснодарского края от 02.12.2004 г. № 800-КЗ «О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае», отлов безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности. Умерщвление домашних животных производится специально уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством. Умерщвление домашних животных должно производиться путем усыпления либо иными гуманными способами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.
Как установлено судом, прокуратурой города Краснодара была проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, о животном мире при отлове, иммобилизации безнадзорных животных на территории муниципального образования город Краснодар, в ходе которой было установлено, что неоднократно в 2010 году департаментом городского хозяйства администрации МО г. Краснодар заключались муниципальные контракты с ООО «Бастилия» на отлов, иммобилизацию и подбор трупов безнадзорных домашних животных (собак и кошек) на территории муниципального образования город Краснодар. Проверка показала, что фактически ООО «Бастилия» не осуществляло в 2010 году и не осуществляет в настоящее время отлов и иммобилизацию безнадзорных домашних животных.
Изложенное не отрицал в судебном заседании и представитель ООО «Бастилия».
ООО «Бастилия», используя фармацевтический препарат «Адилин-Супер», умерщвляет животных на месте их обнаружения, после чего трупы животных вывозит в г. Тимашевск Краснодарского края для утилизации. Приюта для временного содержания животных у ООО «Бастилия» нет.
Указанные обстоятельства исключают возможность временного помещения отловленного животного в приют и возврата его владельцу.
В ходе проведения проверки прокуратурой г. Краснодара было установлено, что фактически умерщвление безнадзорных животных на территории муниципального образования город Краснодар с использованием «Адилин-Супер» осуществляется работниками ООО «Бастилия», не имеющими ветеринарного образования на месте обнаружения безнадзорного животного.
Кроме того, прокуратурой города Краснодара совместно со специалистом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в лице начальника отдела государственного экологического контроля УФС Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО6 установлено, что в соответствии с приказом МПР № 786 от 02.12.2002 г. «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», тела животных, обращение с которыми требует мер предосторожности во избежание инфицирования, относится к категории отходов, класс опасности которых не определен (код отхода 1380000000000).
В соответствии со ст. 14 Федерального Закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на отходы 1-4 классов опасности должен быть составлен паспорт. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды.
У ООО «Бастилия» паспорта на образующиеся в результате деятельности отходы, в том числе тела животных, обращение с которыми требует мер предосторожности во избежание инфицирования, нет.
В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», порядок организации работы по паспортизации опасных отходов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устанавливает процедуру подготовки обосновывающих материалов рассмотрения и принятия решения о паспортизации опасных отходов. Настоящий порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Данный порядок применяется при: проведении работ по паспортизации опасных отходов; проведении инвентаризации отходов и объектов их размещения; осуществлении учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Поскольку в результате деятельности ООО «Бастилия» образуются отходы, указанный порядок распространяется также в отношении ответчика.
В соответствии с п. 2.1 Порядка, паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Пунктами 2.6, 2.7 Порядка определено, что материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды подготавливаются заявителем в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511 (далее Критерии), при этом документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является указанное в пункте 2.4 свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.
Согласно Критериев, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с критериями, приведенными в таблицах данного правового акта. Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. При этом, в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Суд учел, что обязанность доказать экологическую безопасность деятельности возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов, то есть на ООО «Бастилия».
Так, ООО «Бастилия» не доказало экологическую безопасность осуществляемой им деятельности, так как не подтвердило отнесение производственных отходов к 5 классу опасности, не предоставило оформленного в установленном порядке свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, в связи с чем в соответствии с положениями законодательства производственные отходы, образуемые в результате деятельности ООО «Бастилия», должны относиться к четвертому классу опасности.
В соответствии со ст. 9 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 17 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит лицензированию.
В ходе проведенной проверки прокуратурой города Краснодара установлено, что у ООО «Бастилия» лицензия на осуществление данных видов деятельности отсутствует. Изложенное не отрицал в судебном заседании и представитель ООО «Бастилия».
Выявленные нарушения законодательства со стороны ООО «Бастилия» при осуществлении деятельности по отлову, умерщвлению, сбору трупов безнадзорных животных на территории муниципального образования город Краснодар ущемляют предусмотренные ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также на гуманное отношение к животным и право собственности на них.
Таким образом, в действиях ООО «Бастилия» усматриваются признаки нарушения обязательных требований федерального законодательства в области обращения с отходами и лицензирования отдельных видов деятельности.
По этим основаниям суд обоснованно не принял во внимание довод представителя ООО «Бастилия» о том, что поскольку на территории г. Краснодара нет другой организации, оказывающей аналогичные услуги, запрещать деятельность ООО «Бастилия» нецелесообразно.
Кроме того, учитывая, что муниципальный контракт был заключен в ходе открытого аукциона, предполагающего участие не менее двух участников, данный довод также является несостоятельным.
Согласно экспертному заключению ФГОУВПО «Уральская государственная сельскохозяйственная академия», препараты «Адилин-супер» и «Дитилин» вызывают у животных мучительную смерть от удушья. Эвтаназией принесенных гражданами животных лекарственным препаратом «Адилин-Супер» должен заниматься исключительно лицензированный ветеринар, в специально отведенном помещении, с ограничением доступа для посторонних, с предварительным введением животного в состояние наркотического сна.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, ответчиком и третьими лицами не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение требований действующего законодательства в деятельности ООО «Бастилия», в том числе в части отнесения отходов к конкретному классу опасности и лицензирования.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции имелись достаточные правовые основания для вывода о том, что заявление прокурора г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Бастилия» о признании деятельности ООО «Бастилия» незаконной и ее запрете подлежит удовлетворению.
Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационных жалоб по существу сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права, с чем нельзя согласиться по изложенным выше основаниям.
Нарушений норм права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационных жалобах судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 03 июня 2011 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 03 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы директора ООО «Бастилия» ФИО1, представителя по доверенности администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО2, представителя по доверенности департамента городского хозяйства администрации муниципального образования г. Краснодар - ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: