Краснодарский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Краснодарский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Мосин А.В. "номер обезличен"
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 марта 2011 год город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
в составе: председательствующего Хахалевой Е.В.
и судей Поповой Е.И., Шелудько В.В.
по докладу Поповой Е.И.
при секретаре Романовой О.В.
с участием прокурора Грекова М.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора, участвующего в дела, Паршаковой Е.Д., и кассационной жалобе заместителя руководителя Кубанского управления Росохранкультуры Бреус Т.А. на решение Кореновского районного суда от 11 февраля 2011 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кореновского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Кореновского городского поселения, выразившегося в неиспользовании полного комплекса мер, направленных на исполнение предписания от 20.01.2010 года "номер обезличен" Кубанского управления Росохранкультуры по разработке проекта восстановления объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И.Ленину» в первоначальном месте расположения, а также по восстановлению объекта культурного наследия регионального значения на . Требования прокурора мотивированы тем, что Советом Кореновского городского поселения Кореновского района принято решение от 28.10.2009 года №12 «О переносе памятника В.И.Ленину», которое и послужило основанием для демонтажа и переноса памятника в ночь с 10.12.2009 года на 11.12.2009 года на площади перед зданием ресторана «Южный» г.Кореновска путем демонтажа с постамента бронзовой скульптуры В.И.Ленина. Памятник является объектом культурного наследия регионального значения и охраняется государством согласно решению Краснодарского Крайисполкома от 29.01.1975 года № 63. 01.11.1999 Комитетом по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края главе Кореновского городского округа выдано охранное обязательство на памятник В.И.Ленину, государственный номер 1553, согласно п.2 которого администрация Кореновского городского поселения обязана обеспечить охрану и режим содержания памятника, а также своевременно производить ремонтно-реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния, при наличии специального разрешения. С целью устранения нарушений требований законодательства прокурором района на решение Совета Кореновского городского поселения 29.01.2010 года на сессии Совета Кореновского городского поселения принято Решение об отмене Решения Совета Кореновского городского поселения от 28.10.2009 года №12 «О переносе памятника В.И.Ленину». Также прокурором района в адрес главы Кореновского городского поселения Кореновского района, в адрес Совета Кореновского городского поселения Кореновского района 24.12.2009 года внесены представления об устранении выявленных нарушений законодательства, устранении причин и условий им способствующих. Представления прокурора удовлетворены, однако реальных действий по устранению выявленных нарушений законодательства так и не принято. 20.01.2010 года Кубанским управлением Росохранкультуры администрации Кореновского городского поселения выдано предписание "номер обезличен", согласно которому администрации Кореновского городского поселения в срок до 01.03.2010 года необходимо разработать проект восстановления объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И.Ленину», в первоначальном месте расположения; до 01.04.2010 года восстановить объект культурного наследия регионального значения «Памятник В.И.Ленину» на . За период с 20.01.2010 года по настоящее время администрацией Кореновского городского поселения никаких действенных мер по исполнению предписания от 20.01.2010 года "номер обезличен" Кубанского управления Росохранкультуры по разработке проекта восстановления объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И.Ленину» в первоначальном месте расположения, а также по восстановлению объекта культурного наследия регионального значения «Памятник В.И.Ленину» на , не предпринято. Кубанским управлением Росохранкультуры внеплановые проверки по исполнению выданного ими предписания от 20.01.2010 года не проводились. Распоряжения о продлении сроков исполнения выданного предписания приняты по формальным основаниям.
В свою очередь администрация Кореновского городского поселения обратилась в суд с заявлением об обжаловании предписания Кубанского Управления Росохранкультуры, ссылаясь на то, что сроки устранения недостатков установлены без учета реально необходимого времени на разработку проектно-сметной документации и выделения денежных средств из бюджета. То есть, установленными неразумными сроками администрация изначально была поставлена в такое положение, при котором невозможно исполнить предписание.
В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Паршакова Е.Д. доводы поддержала и пояснила, что администрация в нарушение Федерального законодательства не согласовала перенос памятника с Управлением Росохранкультуры, произвела действия, не имея сметы на восстановление памятника. После получения предписания действовать начала практически только через месяц, дважды просила продлить сроки исполнения предписания. До настоящего времени действенных мер не предпринято, памятник не восстановлен.
В судебном заседании представитель Кубанского управления Росохранкультуры Бреус Т.А. пояснила, что кроме их управления никто проверкой законности переноса памятника не занимался. Сроки исполнения своего же предписания они продлевали законно и обоснованно, так как произошла затяжка в выдаче необходимых администрации документов. Однако требование о восстановлении памятника в первоначальном его месте считала обоснованным. Только их Управление имеет право давать разрешение на перенос этого памятника. Произведенное согласование переноса памятника незаконно. Восстановление памятника не выполняется. Просила применить 3-х месячный срок исковой давности к требованию администрации о признании сроков предписания необоснованными.
Представитель администрации Кореновского городского поселения и Совета Кореновского городского поселения Горностаев Д.Л. в судебном заседании пояснил, что администрация согласовала вопрос переноса памятника и этому есть документальное подтверждение, в бюджете были запланированы на это расходы. Согласование переноса памятника В.И.Ленину, отнесенного к объектам регионального значения, это не исключительная компетенция Росохранкультуры. Однако, получив предписание от Росохранкультуры, администрация предпринимала все возможное, чтобы его исполнить, но все упиралось в слишком короткие сроки и в отсутствие денег в бюджете на реконструкцию. По смете для этого необходимо рублей. В настоящее время изменилось налоговое законодательство, и бюджет недополучит в этом году миллионов рублей. Постамент памятника находится в неудовлетворительном состоянии. Поэтому администрация считает нецелесообразным восстановление памятника на прежнем месте. Предусмотрена реорганизация схемы дорожного движения на перекрестке улиц Красная и Ленина. Проведение митингов членов коммунистической партии становится невозможным без нарушения требований законодательства, так как это запрещено около здания суда, расположенного в непосредственной близости к памятнику. Кроме того, приезжал автор памятника Гурин А.Д., который осмотрел прежнее место и новое месторасположение памятника и выразил свое положительное мнение по поводу его переноса.
Решением Кореновского районного суда от 11 февраля 2011 года требования прокурора удовлетворены частично.
Суд признал необоснованным предписание от 20.01.2010 года "номер обезличен" Кубанского управления Росохранкультуры в части установления сроков на его исполнение.
Суд оставил без удовлетворения требование о признании незаконным распоряжения Кубанского управления Росохранкультуры от 16.04.2010 года №20-р «О продлении сроков исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 20.10.2010 года "номер обезличен"».
Суд обязал администрацию Кореновского городского поселения выполнить полный комплекс мер, направленных на реализацию полномочий поселения по сохранению, использованию и популяризации объекта культурного наследия – памятника В.И. Ленину в парке культуры и отдыха .
Суд отказал в удовлетворении требований о возложении на администрацию Кореновского городского поселения обязанности восстановить «Памятник В.И. Ленину» на .
В кассационном представлении прокурор, участвующий в деле, Паршакова Е.Д. просит отменить решение суда, считая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В кассационной жалобе заместитель руководителя Кубанского управления Росохранкультуры Бреус Т.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, выслушав прокурора Грекову М.В., поддержавшую доводы кассационного представления, представителя Кубанского управления Росохранкультуры Бреус Т.А., просившую отменить решение суда, представителя администрации Кореновского городского поселения Кореновского района Горностаева Д.Л., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда.
В материалах дела имеется копия Устава Кореновского городского поселения, из которого следует, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия местного значения.
О необоснованности установления сроков в предписании от 20.01.2010 года № "номер обезличен" Кубанского управления Росохранкультуры свидетельствует несколько фактов.
Во-первых, продление этих сроков самим же Кубанским управлением Росохранкультуры распоряжением от 16.04.2010 года №20-р «О продлении сроков исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 20.10.2010 года "номер обезличен"».
Во-вторых, действиями администрации Кореновского городского поселения: согласование задания "номер обезличен" от 24.03.2010 года на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (разработку научно-проектной документации), получение разрешения "номер обезличен" от 13.07.2010 года на изучение недвижимого памятника истории культуры.
Кроме этого, по заказу администрации Кореновского городского поселения составлена научно-проектная документация, сметная документация на реставрацию памятника. Сметная стоимость работ составила рублей.
Поэтому, суд первой инстанции обоснованно указал, что не могут быть признаны обоснованными сроки установленные предписанием Росохранкультуры и не может быть признано незаконным распоряжение о продлении этих сроков, ввиду действительной необходимости установления реального времени для проведения ремонтно-реставрационных работ в отношении памятника.
По этой же причине суд правильно указал, что оснований считать проделанную администрацией Кореновского городского поселения работу абсолютным бездействием не имеется.
Материалами дела подтверждается, что памятник обеспечен охраной. Состояние памятника и его постамента неудовлетворительное. Облицовка постамента частично отошла от основания, имеются трещины, вымывание заделки швов. Наблюдается деформация стилобата. Бронзовая скульптура окрашена и подлежит расчистке от окрасочных слоев, реставрации и защитной обработке поверхности. Финансирование установлено за счет средств муниципального бюджета.
Учитывая изложенное, нельзя признать проводимую администрацией работу - бездействием. Однако, суд обоснованно сделал вывод о необходимости обязать администрацию использовать полный комплекс мер, направленных на реализацию полномочий поселения по сохранению, использованию и популяризации объекта культурного наследия - памятника В.И.Ленину. При этом, заявителем жалобы не конкретизирован комплекс мер, по его мнению который неполно использовала администрация. Из материалов дела видно, что меры предприняты в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего вопросы осуществления местного самоуправления и имеющимися финансовыми возможностями.
Так, согласно сметной стоимости работ по реставрации памятника, для реализации предписания необходимо рублей.
Согласно актам обследования памятника установлено, что состояние постамента неудовлетворительное и имеет подвижки плит с расхождением до 4 сантиметров, подвижки фундамента, подмывание, на самом памятнике следы коррозии, трещины.
Обоснованно отказано в удовлетворении требований прокурора о возложении на администрацию Кореновского городского поселения обязанности восстановить объект культурного наследия регионального значения «Памятник В.И.Ленину» на , поскольку это требование, безоговорочно дублирующее предписание от 20.01.2010 года № П-23-НМ-001-2010 Кубанского управления Росохранкультуры, ничем не мотивировано.
Как следует из материалов дела, постамент расположен на своем месте, а бронзовая скульптура не разрушена и не уничтожена, а временно перенесена и установлена в парке отдыха. В отношении данной скульптуры, как и её постамента, необходимо проведение реставрационных работ. Однако, никем из участников процесса не названы конкретные сроки, необходимые для их производства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что самостоятельно, без учета реальных сроков производства работ, не имеет возможности определить срок восстановления памятника, а предложенные ранее в предписании сроки явно несоразмерны тем действиям, которые предстоит выполнить администрации поселения.
Кроме этого, заявляя требование о восстановлении памятника, прокурор не учел необходимость предварительного изучения возможности такого восстановления и согласованности его с имеющимися планами администрации по развитию инфраструктуры города Кореновска. Также не учтено, что администрацией предварительно уже был начат процесс согласования возможности переноса памятника В.И.Ленину к зданию типографии, в городской парк культуры и отдыха. Имелись и предложения перенести его к зданию дома культуры, ввиду неудачного месторасположения, о чем свидетельствует выписка из протокола "номер обезличен" заседания секции памятников архитектуры, истории и монументального искусства краевого научно-методического совета по сохранению историко-культурного наследия от 07.04.2009 года, а также приведенные ниже документы, в том числе и представление прокурора Кореновского района "номер обезличен" от 10.12.2008 года.
Письмом руководителя управления Медведева М.И. от 17.04.2009 года в адрес главы администрации МО Кореновский район, управление согласовывает размещение объекта культурного наследия Памятник В.И.Ленину по ул.Красная на аллее центрального входа в городской парк, при условии обеспечения сохранности постамента и скульптуры, проведения благоустройства прилегающей территории.
Согласно мнению архитектора Гурина А.Д., поступившему в администрацию Кореновского городского поселения письмом 05.08.2010 года, установлено, что он побывал на месте, куда был перенесен памятник и констатирует, что это было сделано грамотно и уважительно. Он очень удачно размещен на территории парка культуры и отдыха. В 70-х годах установка памятника В.И.Ленину на главной площади была целесообразна и обоснована политическими мотивами, что позволяло организовать вокруг памятника многолюдные демонстрации, митинги. Однако в настоящее время такая необходимость отпала, а в связи с прогрессом общества главная площадь превратилась в место скопления автомобильных потоков. Возможность подойти к памятнику, рассмотреть его, положить цветы стала затруднительной без остановки транспортного движения в городе. В своем письме архитектор Гурин А.Д. считает целесообразным и своевременным действием установку памятника в парковой зоне, ссылаясь на то, что это позволит отделить людские потоки от транспортного движения, хотя и не исключает возможности проведения политических мероприятий любыми заинтересованными партиями. Перенос памятника полагает необходимым узаконить и создать в парке «Уголок истории».
Доводы архитектора Гурина А.Д. являются заслуживающими внимания, тем более, что они согласуются с планами развития транспортной инфраструктуры города Кореновска, изложенными в схеме реконструкции центральной площади с организацией безопасности дорожного движения.
В соответствии с предоставленной суду схеме реконструкции установлено, что по от в сторону планируется расширение проезжей части дороги в месте расположения (в настоящее время) постамента памятника В.И.Ленину и вместо одной полосы в каждом направлении, планируется две полосы с распределением движения по направлениям и обустройством полосы безопасности, разделяющей транспортные потоки встречных направлений.
О необходимости пересмотра организации дорожного движения на перекрестке улиц и , в месте расположения памятника В.И.Ленину, свидетельствует и письмо из ОГИБДД ОВД по Кореновскому району от 25.08.2010 года "номер обезличен", из содержания которого следует явное увеличение из года в год количества ДТП на этом перекрестке, в том числе с причинением вреда здоровью человека. ОГИБДД информирует об этом администрацию Кореновского городского поселения и ставит вопрос о необходимости принятия конкретных мер.
Кроме этого, согласно копии представления прокурора Кореновского района "номер обезличен" от 10.12.2008 года установлено, что 07.11.2008 года в период с 10 до 11,30 часов на центральной площади г.Кореновска у памятника В.И.Ленину состоялся митинг, при организации и проведении которого были допущены грубые нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в том числе в проведении его в месте где это запрещено.
На основании п.3 ч.2 ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается относятся территории непосредственно прилегающие к зданиям занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом центральная площадь г.Кореновска, где был расположен памятник В.И.Ленину, непосредственно прилегает к зданию Кореновского районного суда, расположенного в .
Ссылка кассационного представления и кассационной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, является не обоснованной.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
На основании ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в части.
Другие доводы кассационного представления и кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кореновского районного суда от 11 февраля 2011 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу и кассационное представление – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: