ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД № 16RS0040-01-2021-010462-29
№ 88а-13736/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июля 2022 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Кувшинова В.Е. и Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 19 мая 2022 года кассационную жалобу ФИО1 на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года по административному делу № по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО8, Зеленодольскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об обязании исключить из сведений Федеральной государственной информационной системы, Единого государственного реестра недвижимости Росреестра по административно-территориальному делению сведения о границах территорий муниципальных образований «Высокогорский муниципальный район», «Семиозёрское сельское поселение» и «Зеленодольский муниципальный район», «Бишнинское сельское поселение» соответственно части между муниципальными образованиями «Семиозёрское сельское поселение» и «Бишнинское сельское поселение», о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации выделенного земельного участка в счёт земельной доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование №, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию выделенного земельного участка №, в его составе №, №, № в счет земельной доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование №.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинова В.Е., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее - ФИО1) обратилась в суд с административным исковым заявлением к регистратору Зеленодольского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО9 об обязании Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан исключить из сведений Федеральной государственной информационной системы, Единого государственного реестра недвижимости Росреестра по административно - территориальному делению сведения о границах территорий муниципальных образований «Высокогорский муниципальный район», «Семиозёрское сельское поселение» и «Зеленодольский муниципальный район», «Бишнинское сельское поселение» соответственно части между муниципальными образованиями «Семиозёрское сельское поселение» и «Бишнинское сельское поселение»; о признании незаконным решения от 9 июня 2021 года Зеленодольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации выделенного земельного участка в счёт земельной доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование с кадастровым номером №; об обязании Зеленодольского отдела Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию выделенного земельного участка №, в его составе №, №, № в счёт земельной доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование №.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 9 июня 2021 года регистратором Зеленодольского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО10 незаконно, в отсутствие оснований, предусмотренных Федеральным законом № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», отказано в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации выделенного участка № в счет земельной доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование № ввиду того, что земельный участок № (в его составе участок № - исходный участок №, участок №) - исходный участок №) пересекают границу Зеленодольского муниципального района и формируются в границах Высокогорского муниципального района, Семиозерского поселения. Однако, по сведениям ЕГРН, публичной карты Росреестра данные земельные участки не пересекают никакие муниципальные границы и никак не формируются на территории Высокогорского района. Границы земельного участка с кадастровым номером № установлены фактически Указом Президиума Верховного Совета ТАССР от 12 января 1965 года, так как эта территория являлась территорией совхоза Зеленодольского района Республики Татарстан, образованного 1 марта 1972 года, земли которого были приватизированы, совхоз реорганизован в . Каких-либо законов Республики Татарстан, которые бы изменяли границы, установленные указом Президиума Верховного Совета ТАССР от 12 января 1965 года, и при этом содержали XY координаты поворотных точек границ территорий муниципальных образований не имеется, следовательно, границы муниципальных образований изменены самовольно в нарушение действующего законодательства. Государственный регистратор в нарушение действующего законодательства, Приказов Минэкономразвития не подготовила письмо - поручение в кадастровую палату для определения XY координат границ муниципальных образований по требованию пункта 6.3 Приказа Минэкономразвития № 267 от 3 июня 2011 года, не приняла решение об исправлении ошибки в границах территорий муниципальных образований, проигнорировала предложение кадастрового инженера об исправлении реестровой ошибки в границах территорий муниципальных образований в сведениях государственного реестра границ по административно- территориальному делению.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 13 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить все заявленные административным истцом требования.
В возражениях на кассационную жалобу Управление Росреестра по Республике Татарстан просит кассационную жалобу ФИО1 отставить без удовлетворения.
В возражениях на кассационную жалобу Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан просит кассационную жалобу ФИО1 отставить без удовлетворения.
Управление Росреестра по Республике Татарстан и Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан заявили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 3 июня 2022 года удовлетворено ходатайство ФИО1 о проведении судебного заседания путем использования системы веб-конференции.
Веб-конференция не состоялась в связи с тем, что ФИО1 не отвечала на неоднократные звонки в ее адрес, что подтверждается справкой.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушений такого характера судами обеих инстанций при рассмотрении данного административного дела не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административному истцу заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с выпиской из ЕГРН от 2 августа 2021 года земельный участок, площадью 7635813,37 кв.м с кадастровым номером №, учтенный в качестве единого землепользования, расположен по адресу: , категория земель: земли сельхозназначения, вид разрешенного использования: организация сельхозпроизводства.
На основании свидетельства о праве собственности на земельную долю серии № от 20 июня 1996 года ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит земельная доля вышеуказанного земельного участка площадью 4,17 га, право общей долевой собственности на которую зарегистрировано ею в Управлении Росреестра по Республике Татарстан 15 октября 2012 года.
28 августа 2020 года ФИО1 представлены в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан документы о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости: условный №, земельный участок, общая площадь 41700 кв.м, расположенный по адресу: , образованный путём выдела в счёт долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: . Образован один многоконтурный земельный участок № площадью 41700 кв.м, состоящий из трёх контуров № площадью 4700 кв.м, № площадью 3836 кв.м и № площадью 33164 кв.м.
12 сентября 2020 года государственным регистратором Зеленодольского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО11 принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности по заявлению от 28 августа 2020 года до устранения причин приостановления, но не более, чем по 11 декабря 2020 года на основании пунктов 7, 43 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
На государственную регистрацию представлен межевой план с целью образования многоконтурного земельного участка, путём выдела в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с проектом межевания земельных участков от 15 декабря 2017 года по адресу: .
В Межевом плане (XML файле) у образуемого земельного участка указано местоположение (адрес): , а согласно представленных каталогов координат контуры № и № формируются в установленных границах Высокогорского муниципального района, Семиозерского сельского поселения, контур № формируется в границах Зеленодольского муниципального района, Бишнинского сельского поселения.
Границы образуемого земельного участка № (контуры № и №), о государственном кадастровом учете которых и (или) государственной регистрации прав на которые представлены заявления, пересекают границу Муниципального образования Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (по представленным координатам межевого плана (XML-файла) образуемый многоконтурный участок № частично выходит в муниципальное образование Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости образуемый многоконтурный участок контур № формируется в границах Зеленодольского муниципального района, Бишнинского сельского поселения, а контуры № и № формируются в границах Высокогорского муниципального района, Семиозерского сельского поселения.
В уведомлении также указано, что ранее по представленному административным истцом заявлению от 19 декабря 2017 года о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права собственности земельного участка путём выдела в счёт земельной доли из земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с проектом межевания от 15 декабря 2017 года в границах в целях истребования дополнительной информации о наличии реестровой ошибки в границах, регистрирующим органом направлен запрос в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в ответ на который поступило сообщение от 10 июля 2018 года (исх. № от 4 июля 2018 года) об отсутствии реестровой ошибки в определении границ Зеленодольского и Высокогорского районов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 13 и пункта 69 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 921, в разделе представленного межевого плана «Заключение кадастрового инженера», отсутствуют результаты проведенного анализа, в процессе которого сделан вывод о возможном наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований с приложением документов, содержащих признание такой ошибки органом, утвердившим соответствующие границы.
9 декабря 2020 года ФИО1 обратилась в регистрирующий орган с заявлением о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права до 9 июня 2021 года.
Уведомлением регистрирующего органа от 19 февраля 2021 года осуществление действий по государственной регистрации прав приостановлено до 18 мая 2021 года, приостановлено по заявлению до 9 июня 2021 года.
9 июня 2021 года государственным регистратором ФИО12 принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с истечением срока приостановления по заявлению ФИО1 от 9 декабря 2020 года, указанного в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации права собственности.
В данном уведомлении указано, что в Межевом плане (XML файле) у образуемого земельного участка указано местоположение (адрес): , а согласно представленных каталогов координат контура № и № формируются в установленных границах Высокогорского муниципального района, Семиозерского сельского поселения, контур № формируется в границах Зеленодольского муниципального района, Бишнинского сельского поселения. Дополнительно сообщено, что контуры многоконтурного участка не могут быть расположены в разных муниципальных районах и не могут быть расположены в разных сельских поселениях.
Порядок внесения в ЕГРН сведений об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования регулируется статьей 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с требованиями приведенной статьи в рамках информационного взаимодействия органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решении об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования.
Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Согласно подпункту 2 пункта 13 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 912 «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в случае, если в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета образованных земельных участков или государственного кадастрового учета в связи изменением основных сведений ЕГРН о земельных участках.
В соответствии с пунктом 69 указанных Требований, в случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков, в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений (например, о необходимости направления органом регистрации прав в соответствующие органы информации о наличии ошибок в сведениях о границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков фрагмент описания местоположения границы таких объектов с правильными значениями координат характерных точек).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», в случае установления или изменения границ муниципального образования высший орган государственной власти субъекта направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований.
Границы муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» установлены законом Республики Татарстан от 31 января 2005 года № 24-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе», к которому приложены в том числе карта-схема границ муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» и картографическое описание границ муниципальных образований «Зеленодольский муниципальный район» и «Бишнинское сельское поселение».
Границы муниципального образования «Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан» установлены законом Республики Татарстан от 31 января 2005 года № 20-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Высокогорский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе», к которому приложены в том числе карта-схема границ муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Высокогорский муниципальный район» и картографическое описание границ муниципальных образований «Высокогорский муниципальный район» и «Семиозерское сельское поселение».
На момент вступления в законную силу указанных законов участок с кадастровым номером № с входящими в его состав обособленными участками с кадастровыми номерами № и № сформирован не был.
Сведения о границах муниципальных образований «Высокогорский муниципальный район», «Семиозерское сельское поселение», «Зеленодольский муниципальный район», «Бишнинское сельское поселение» внесены в ЕГРН в 2016 на основании обращения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с приложением землеустроительных дел по описанию местоположения границ объекта землеустройства, подготовленных АО .
Судами не установлено наличие оснований для исключения из сведений Федеральной государственной информационной системы, Единого реестра недвижимости Росреестра по административно-территориальному делению сведения о границах территорий муниципальных образований «Высокогорский муниципальный район», «Семиозерское сельское поселение», «Зеленодольский муниципальный район», «Бишнинское сельское поселение».
В ходе рассмотрения Зеленодольским городским судом Республики Татарстан гражданского дела № из заключения эксперта, назначенного судом, установлено соответствие местоположения границ Бишнинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, внесённых в ЕГРН на основании карты (плана) объекта землеустройства АО словесному описанию этой границы, приведённой в Законе Республики Татарстан от 31 января 2005 года № 24-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования Зеленодольский муниципальный район и муниципальных образований в его составе» в редакции, действовавшей на декабрь 2016 года. Исследование проводилось по оспариваемой части - в части поворотных точек от точки 424 до точки 467, указанных в землеустроительном деле.
Экспертом также сделан вывод о наличии реестровой ошибки в определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № в части границ обособленных земельных участков с кадастровыми номерами № и 16:20:076606:94. Реестровая ошибка заключается в том, что межующая организация ООО в 2006 году недостаточно внимательно исследовала необходимые для формирования паевого фонда документы и тем самым внесла в кадастр недостоверные сведения о границе обособленных земельных участков с кадастровыми номерами № и № (исходные участки), входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером №.
Решением суда от 10 марта 2021 года по делу №, вступившим в законную силу 3 июля 2021 года, ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований: о признании обособленных земельных участков с кадастровыми номерами №, №, входящих в земельный участок № по сведениям ЕГРН фактически и законно юридически расположенными на территории муниципального образования «Бишнинское сельское поселение» в составе муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» Республики Татарстан; об обязании Управления Росреестра по Республике Татарстан исправить ложное положение (реестровую ошибку) в сведениях ЕГРН о границах территорий муниципальных образований Бишнинского и Семиозёрского поселений, путём включения в территорию муниципального образования «Бишнинское сельское поселение» обособленных участков с кадастровыми номерами №, №, входящих в земельный участок № по сведениям ЕГРН фактически и законно юридически расположенных в границах ; об обязании Управления Росреестра по Республике Татарстан снять с кадастрового учёта сведения о (противозаконном) ложном местоположении границ муниципального образования между обособленными участками № и №, №; об обязании Управления Росреестра по Республике Татарстан провести государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию выделенного земельного участка № в его составе №, №, № в счёт земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок № в границах ЗМР Республики Татарстан.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 7 октября 2021 года по делу № по иску Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан из Единого государственного реестра недвижимости исключены сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровым номером № площадью 4700 кв.м и № площадью 3836 кв.м, входящих в земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером №, расположенный по адресу: .
При изложенных выше обстоятельствах судами установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и регистрация права собственности на земельный участок с условным №, общая площадь 41700 кв.м не представляется возможным, поэтому административные исковые требования ФИО1 об обязании Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан исключить из сведений Федеральной государственной информационной системы, Единого государственного реестра недвижимости Росреестра по административно-территориальному делению сведения о границах территорий муниципальных образований «Высокогорский муниципальный район», «Семиозёрское сельское поселение» и «Зеленодольский муниципальный район», «Бишнинское сельское поселение» соответственно части между муниципальными образованиями «Семиозёрское сельское поселение» и «Бишнинское сельское поселение»; о признании незаконным решения от 9 июня 2021 года Зеленодольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации выделенного земельного участка в счёт земельной доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование №; об обязании Зеленодольского отдела Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию выделенного земельного участка №, в его составе №, №, № в счёт земельной доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование № являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на земельный участок с условным №, общей площадью 41700 кв.м отказано обоснованно.
Суды отклонили, как необоснованные, доводы административного истца о том, что в нарушение действующего законодательства государственный регистратор ФИО13 не подготовила письмо-поручение в кадастровую палату для определения XY координат границ муниципальных образований по требованию пункта 6.3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации № 267 от 3 июня 2011 года, не приняла решение об исправлении ошибки в границах территорий муниципальных образований, проигнорировала предложение кадастрового инженера об исправлении реестровой ошибки в границах территорий муниципальных образований в сведениях государственного реестра границ по административно-территориальному делению, тем самым нарушила право административного истца на получение в собственность земельного участка, законно выделенного из паевого фонда.
Государственный регистратор не выявила реестровую ошибку в границах муниципальных образований, по сообщению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан реестровая ошибка в определении границ Зеленодольского и Высокогорского районов отсутствует.
Утверждение административного истца о том, что государственный регистратор должна была принять решение об исправлении реестровой ошибки в границах территорий муниципальных образований, является несостоятельным, поскольку материалами дела №, по которому принято решение об отказе в удовлетворении иска ФИО1 об исправлении реестровой ошибки в границах муниципального образования, подтверждается отсутствие такой ошибки.
В разделе межевого плана «заключение инженера» не содержатся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных в ходе кадастровых работ ошибок, поэтому у государственного регистратора не имелось оснований для подготовки письма-поручения.
Незаконных действий, нарушающих права, свободы и законные интересы административного истца, государственный регистратор ФИО14, приостанавливая осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации права собственности земельного участка с условным номером №, общей площадью 41700 кв.м и отказывая в осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации данного участка, не совершила.
В уведомлении о приостановлении государственной услуги от 12 сентября 2020 года подробно изложены причины приостановления с указанием положений федеральных законов, а также нормативно-правовых актов (Приказов Минэкономразвития Российской Федерации), порядок обжалования.
1 июня 2020 года в Государственном Совете Республики Татарстан состоялось рабочее совещание по актуальным вопросам осуществления государственной регистрации права собственности земельных участков по обращению ФИО1 о внесении изменений в Законы Республики Татарстан об установлении границ Зеленодольского и Высокогорского районов в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № относится к Зеленодольскому району, а входящие в него сегменты с кадастровыми номерами № и № находятся на территории Высокогорского района, и отсутствует возможность оформить на них право собственности в органах Росреестра.
По результатам совещания установлено, что при межевании земельного участка с кадастровым номером №, находящимся на территории Зеленодольского муниципального района ошибочно включены земельные участки с кадастровыми номерами № и №, входящие в состав Высокогорского района, выявлена ошибка в границах участка №.
По результатам совещания рекомендовано органам местного самоуправления Высокогорского муниципального района обратиться в судебные органы с требованием об исправлении реестровой ошибки, а ФИО1 рекомендовано осуществить выдел в счёт земельной доли земельного участка с кадастровым номером № на территории, находящейся в границах Зеленодольского муниципального района.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 7 октября 2021 года по делу № по иску Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан из Единого государственного реестра недвижимости исключены сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровым номером № площадью 4700 кв.м и № площадью 3836 кв.м, входящих в земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером №, расположенный по адресу: .
Решение Зеленодольского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 9 июня 2021 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации выделенного земельного участка в счёт земельной доли в праве общей долевой собственности на единое земелепользование № было принято в связи с истечением срока приостановления по заявлению ФИО1 от 9 декабря 2020 года, указанного в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации права собственности.
Само приостановление государственного кадастрового учёта и регистрации права собственности на спорные земельные участки административным истцом не оспорено.
Исходя из вышеизложенного, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим законом сведений; государственная регистрация прав на недвижимое имущество юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, которая осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права (части 2 - 5 статьи 1 Федерального закона № 218).
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом № 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Данные положения Федерального закона № 218-ФЗ свидетельствуют о том, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2). В кадастр недвижимости вносятся в качестве основных сведения об объекте недвижимости - описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4).
Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (пункт 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ).
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к образуемым земельным участкам. Согласно пункту 3 данной статьи, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Согласно пункта 11 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны понимается расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
В соответствии с пунктами 7, 43 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае: если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; если границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ).
Исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».
Частью 3 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» сделали правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения ФИО1 заявленных требований.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Доводов, способных повлиять на оценку правильности судебных актов, кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной при рассмотрении административного дела, которой судами дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Определение20.07.2022