ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 160051-01-2021-007195-32 от 05.05.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД № 16RS0051-01-2021-007195-32

№ 88а-9326/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 мая 2022 года город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Кувшинова В.Е., Белова В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 4 марта 2022 года кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан на решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 8 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Татарстан от 5 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан к Шакирову Инсафу Ильгамовичу о взыскании недоимки по страховым взносам, штрафа и пени.

Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинова В.Е., объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан ФИО7, поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан (далее – налоговый орган, Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шакирову Инсафу Ильгамовичу (далее – Шакиров И.И.) о взыскании недоимки по страховым взносам, штрафа и пени.

В обоснование заявленных требований указано, что Шакиров И.И. был зарегистрирован в сводном государственном реестре арбитражных управляющих. 4 февраля 2020 года административный ответчик прекратил деятельность в таком качестве. По данным налогового органа за Шакировым И.И. числится задолженность по уплате штрафа за несвоевременную подачу налоговой декларации по налогу на доходы за 2016 год в размере 1000 рублей, по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017-2020 годы на общую сумму 18 113 рублей 02 копейки, начисленной пени по ним в размере 1798 рублей 28 копеек, по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017-2020 годы на общую сумму 82 375 рублей 97 копеек, начисленной пени по ним в размере 8629 рублей 95 копеек. Направленные должнику требования от 2 февраля 2018 года и от 14 мая 2020 года об уплате страховых взносов и пеней, штрафа не исполнены. Налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Шакирова И.И. недоимки и пени по обязательным платежам. 15 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка № 13 по Советскому судебному району города Казани вынесен судебный приказ о взыскании с Шакирова И.И. недоимки и пени по обязательным платежам. Определением мирового судьи от 30 ноября 2020 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от должника. До настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена. В связи с чем административный истец просил суд взыскать с административного ответчика недоимку в виде штрафа за несвоевременную подачу налоговой декларации по налогу на доходы за 2016 год в размере 1000 рублей, недоимку по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017-2020 годы на общую сумму 18 113 рублей 02 копейки, начисленные пени по ним в размере 1 798 рублей 28 копеек, недоимку по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017-2020 годы на общую сумму 82 375 рублей 97 копеек, начисленные пени по ним в размере 8 629 рублей 95 копеек, а всего взыскать 111 917 рублей 22 копейки.

Решением Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 8 июля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд взыскал с Шакирова Инсафа Ильгамовича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца города Казани, штраф за непредоставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в размере 1000 рублей, задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в размере 3 074 рублей 97 копеек, пеню за период с 20 февраля 2020 года по 13 мая 2020 года в сумме 50 рублей 77 копеек, задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 799 рублей 02 копеек, пеню за период с 20 февраля 2020 года по 13 мая 2020 года в сумме 13 рублей 20 копеек, а всего 4 937 рублей 96 копеек.

В остальной части административного искового заявления - о взыскании задолженностей за 2017, 2018, 2019 годы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Татарстан от 5 октября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права при отказе в удовлетворении заявленных требований в части взыскании задолженности по страховым взносам за 2017, 2018 и 2019 годы, пени и штрафа, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование указывает, что налоговым органом был соблюден порядок, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Шакировым И.И. предоставлен отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, представленные возражения Шакирова И.И. на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Нарушений такого характера судами обеих инстанций при рассмотрении данного административного дела не допущено.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования частично, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Шакиров И.И. с 17 апреля 2015 года по 4 февраля 2020 года состоял в сводном государственном реестре арбитражных управляющих.

Как указывает налоговый орган, информация о прекращении Шакировым И.И. деятельности в качестве арбитражного управляющего поступила в Межрайонную ИФНС России № 6 по Республике Татарстан только 4 марта 2020 года.

14 мая 2020 года административным истцом произведены начисления Шакирову И.И. недоимки по уплате страховых взносов за прошедшие налоговые периоды и выставлено требование , в котором заявлено о необходимости оплаты:

- страховых взносов за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей, страховых взносов за 2017 год на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей;

- страховых взносов за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, страховых взносов за 2018 год на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей;

- страховых взносов за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рублей, страховых взносов за 2019 год на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 рублей;

- страховых взносов за период осуществления деятельности в 2020 году на обязательное пенсионное страхование в размере 3 076 рублей 97 копеек, страховых взносов за период осуществления деятельности в 2020 году на обязательное медицинское страхование в размере 799 рублей 02 копеек.

2 февраля 2018 года административному ответчику направлялось требование об уплате штрафа в размере 1000 рублей за несвоевременное предоставление налоговой декларации по налогу на доходы физического лица за 2016 год, назначенного решением налогового органа от 5 декабря 2017 года, которое Шакировым И.И. также не выполнено.

Неуплата сумм, указанных в требованиях, явилась основанием для направления налоговым органом мировому судье заявления о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по страховым взносам.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 13 по Советскому судебному району города Казани от 15 сентября 2020 года по делу с Шакирова И.И. взыскана недоимка по страховым взносам, пени и штрафу.

Определением мирового судьи судебного участка №13 по Советскому судебному району города Казани от 30 ноября 2020 года указанный судебный приказ отменен в связи поступившим возражением от должника.

13 апреля 2021 года, то есть в установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ срок, налоговый орган направил в адрес Советского районного суда города Казани настоящее административное исковое заявление.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности административных исковых требований о взыскании с Шакирова И.И. задолженности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 1 января 2020 года по 4 февраля 2020 года, то есть до даты исключения административного ответчика из реестра арбитражных управляющих, в размере 3 074 рублей 97 копеек и 799 рублей 02 копеек соответственно, а также начисленных на них за период с 20 февраля 2020 года по 13 мая 2020 года пеней (50 рублей 77 копеек и 13 рублей 20 копеек соответственно), а кроме того, штрафа за совершение налогового правонарушения, назначенного решением налогового органа от 5 декабря 2017 года, в размере 1000 рублей, мотивируя это тем, что обоснованность требований налогового органа в этой части подтверждается представленными в материалы дела требованиями об уплате налогов, сборов, доказательствами их направления налогоплательщику, карточками расчета с бюджетом (содержащимися в выписках из АИС «Налог-3»), а также письменными пояснениями представителя административного истца с указанием подробного расчета сумм страховых взносов за 2020 год. При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправомерности доводов и требований налогового органа в рассматриваемой части, административным ответчиком не представлено, факты и обстоятельства, приведенные в письменных материалах дела, предметно не оспорены.

Размер взыскиваемых налоговым органом сумм административным ответчиком не оспаривался.

В то же время, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, не нашел оснований для удовлетворения административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Татарстан в остальной части, мотивируя это тем, что срок для направления налогоплательщику требований об уплате недоимки по страховым взносам за 2017 - 2019 годы, включаемый в совокупный срок принудительного взыскания налоговой задолженности, административным истцом был пропущен, поскольку Шакировым И.И. в 2016, 2017, 2018, 2019 годах в налоговый орган представлялись налоговые декларации по налогу на доходы, в которых содержались сведения о том, что налогоплательщик получает доход от ведения деятельности в качестве арбитражного управляющего (предпринимателя), что подтверждается отражением в декларациях кодом категории налогоплательщика. В решении Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Татарстан от 5 декабря 2017 года о привлечении Шакирова И.И. к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде несвоевременной подачи налоговой декларации за 2016 год также указано на статус налогоплательщика как арбитражного управляющего. Таким образом, в распоряжении налогового органа было достаточно информации для выявления того факта, что Шакиров И.И. осуществляет деятельность в качестве арбитражного управляющего, а значит ежегодно обязан оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах (пункт 5 статьи 430 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 432 НК РФ установлено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (абзац 1 пункта 2 статьи 432 НК РФ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ), утратившего силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе арбитражные управляющие.

В силу части 1 статьи 16 указанного Федерального закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктом 1 статьи 70 НК РФ в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 3000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как видно из материалов дела, за периоды 2017, 2018, 2019 годов Шакировым И.И. в налоговый орган предоставлялись налоговые декларации по форме 3-НДФЛ. В налоговых декларациях Шакировым И.И. был указан специальный код категории плательщика (арбитражный управляющий, предприниматель), свидетельствующий об осуществлении деятельности, облагаемой соответствующими страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Срок направления требования об уплате налога по пункту 1 статьи 70 НК РФ исчисляется со следующего дня после наступления срока уплаты налога (авансового платежа).

Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.

При уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 57 НК РФ).

Таким образом, не получив в срок от Шакирова И.И. оплату страховых взносов за 2017, 2018, 2019 годы у административного истца имелась возможность сформировать и направить налогоплательщику соответствующие требования, чего в установленный срок сделано не было.

В письме ФНС России от 24 октября 2017 года № ГД-4-11/21487@), Федеральная налоговая служба в целях организации работы налоговых органов по контролю за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, поименованными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ (далее - плательщики), сообщала следующее.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации с целью увеличения поступлений страховых взносов в бюджет путем побуждения плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год, необходимо направить в адрес плательщиков (индивидуальных предпринимателей, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов) извещение о своевременном исполнении обязанностей по уплате страховых взносов.

Извещение с указанием реквизитов налогового органа, размера страховых взносов и сроков их уплаты в электронном виде направляется в адрес плательщика по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При представлении налоговой отчетности на бумажном носителе извещение необходимо направить в адрес плательщика почтовым отправлением.

В соответствии с положениями Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» под днем выявления недоимки следует принимать следующий день после наступления срока уплаты налога (пункт 50). Таким образом, момент выявления недоимки по налогам и страховым взносам следует соотносить со сроком их уплаты.

Исходя из положений, закрепленных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных статьей 70 НК РФ не влечет изменение порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения вышеупомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Соответствующие правовые позиции изложены в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 1988-О, от 20 апреля 2017 года № 790-О.

Доводов, способных повлиять на оценку правильности судебных актов, кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной при рассмотрении административного дела, которой судами дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 8 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Татарстан от 5 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17 мая 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

Определение19.05.2022