ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 180013-01-2021-000205-74 от 09.06.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД № 18RS0013-01-2021-000205-74

№ 88а-12043/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 июня 2022 года город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Кувшинова В.Е. и Алексеева Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 апреля 2022 года кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики о признании незаконными действий, уведомления от 23 ноября 2020 года , об обязании выдать уведомление.

Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинова В.Е., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 (далее - ФИО1) обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - Администрация МО «Ягульское») о признании действий Администрации МО «Ягульское» незаконными; признании незаконным уведомление от 23 ноября 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; обязании Администрации МО «Ягульское» выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении o планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ФИО1 с кадастровым номером , расположенном по адресу: ; обязании Администрации МО «Ягульское» внести изменения в Генеральный план и правила землепользованиями застройки МО «Ягульское» в отношении земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО1 согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН»).

Определением судьи от 21 января 2021 года административное исковое заявление ФИО1 в части возложения обязанности на Администрацию МО «Ягульское» внести изменения в Генеральный план и правила землепользованиями застройки МО «Ягульское» в отношении земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО1 согласно сведений, содержащихся в ЕГРН, возвращено административному истцу, ввиду неподсудности.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , поставленного на кадастровый учет 27 января 2006 года.

18 ноября 2020 года ФИО1 обратился в Администрацию МО «Ягульское» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.

23 ноября 2020 года Администрация МО «Ягульское» уведомила административного истца о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, поскольку земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственного использования в границах населенного пункта), в которой строительство объектов индивидуального жилищного строительства градостроительным регламентом не предусмотрено.

Административный истец считает данное уведомление незаконным и нарушающим его права.

Решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 25 марта 2021 года административные исковые требования ФИО1 к Администрации МО «Ягульское» о признании незаконными действий Администрации МО «Ягульское» по выдаче уведомления от 23 ноября 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, оставлены без удовлетворения.

Административные исковые требования ФИО1 к Администрации МО «Ягульское» о признании незаконным уведомления от 23 ноября 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, удовлетворены.

Возложена на Администрацию МО «Ягульское» Удмуртской Республики обязанность в предусмотренные статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сроки выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ФИО1 с кадастровым номером , расположенном по адресу: .

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 октября 2021 года решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 25 марта 2021 года отменено в части удовлетворения административных исковых требований ФИО1 к Администрации МО «Ягульское» о признании незаконным уведомления от 23 ноября 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и возложении на Администрацию МО «Ягульское» обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, принадлежащем ФИО1, с кадастровым номером , расположенном по адресу: .

В указанной части принято новое решение, в удовлетворении административного искового требования ФИО1 к Администрации МО «Ягульское» о признании незаконным уведомления от 23 ноября 2020 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, отказано.

В остальной части решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 25 марта 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит обжалуемое апелляционное определение суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Нарушений такого характера судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного административного дела не допущено.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что с 21 октября 2019 года ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1621 кв. м, кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: .

18 ноября 2020 года ФИО1 обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке.

23 ноября 2020 года Администрация муниципального образования «Ягульское» подготовила и направила в адрес ФИО1 уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: , в связи с тем, что земельный участок, на котором планируется размещение объекта индивидуального жилищного строительства, расположен в территориальной зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственного использования в границах населенного пункта). В указанной территориальной зоне строительство объектов индивидуального жилищного строительства градостроительным регламентом не предусмотрено.

Суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на земельном участке административного истца, исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН, допускается строительство объекта индивидуального жилищного строительства, какие-либо ограничения (обременения), исключающие строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с разрешенным видом использования - для личного подсобного хозяйства, не установлены, то Администрацией МО «Ягульское» неправомерно принято оспариваемое уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Указанное в оспариваемом уведомлении основание о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке административным ответчиком не доказано.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части и в указанной части отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, исходил из того, что на основании анализа карты градостроительного зонирования территории МО «Ягульское», являющейся общедоступной, содержащейся на официальном сайте МО «Ягульское» в сети Интернет, в соответствии с которой весь земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположен в территориальной зоне Сх-1 - Зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов. Земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий административному истцу, расположен в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов (Сх-1), которая не предусматривает размещение объектов индивидуального жилищного строительства, поэтому оспариваемое уведомление является законным и обоснованным, права и законные интересы административного истца не нарушает.

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом апелляционной инстанции апелляционного определения, поскольку оно является верным, основанным на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление об их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Рассмотрение уведомления с приложенными документами осуществляется в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 13 мая 2005 года № 18-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района Удмуртской Республики» муниципальное образование «Ягульское» наделено статусом сельского поселения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.

Из содержания пункта 20 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения поселения относится направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Пунктом 20 части 1 статьи 7 Устава МО «Ягульское» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, является муниципальной услугой, под которой в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Постановлением Администрации МО «Ягульское» от 6 мая 2019 года № 200 утвержден Административный регламент предоставления Администрацией МО «Ягульское» муниципальной услуги «Выдача уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» (далее по тексту - Административный регламент).

Результатом муниципальной услуги является, в том числе направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (пункт 2.3.1 раздела 2.3 Административного регламента).

Основанием для выдачи уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке является, в том числе: размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (подпункт 2 пункта 2.3.2 раздела 2.3 Административного регламента).

Исполнителем муниципальной услуги является Администрация МО «Ягульское» (пункт 1.3.1 раздела 1.3 Административного регламента).

В связи с указанными обстоятельствами, оспариваемое уведомление вынесено уполномоченным органом, в установленный законом срок, порядок и процедура его вынесения не нарушены.

Случаи, когда уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке может быть направлено застройщику, определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 части 10 статьи 51.1 названного Кодекса определено, что уведомление о несоответствии может быть направлено, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник может возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Одним из принципов градостроительства в Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Данная норма сопоставляется общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из положений пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Абзац 2 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает использование объектов недвижимости без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Приведенная норма, установленная законодателем, не предусматривает возможность строительства нового объекта либо реконструкции объекта недвижимости.

Соответственно, реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (абзац 6 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Анализ приведенных положений указывает на то, что в каждом конкретном случае при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, пункту 20 части 1 статьи 7 Устава МО «Ягульское» утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения сельского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Решением Совета депутатов МО «Ягульское» от 13 февраля 2014 года № 68 утверждены Правила землепользования и застройки территории МО «Ягульское».

Правила землепользования и застройки территории МО «Ягульское» являются муниципальным нормативным правовым актом, опубликованы на официальном сайте муниципального образования «Ягульское» в сети Интернет.

Из введения Правил землепользования и застройки территории МО «Ягульское» следует, что Правила являются нормативно - правовым актом, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Удмуртской Республики, Завьяловского района и муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики. Правила землепользования и застройки разработаны на основе Генерального плана муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики. Настоящие Правила обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность на территории муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики.

Данные Правила являются результатом градостроительного зонирования территории МО «Ягульское» - разделения на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

В соответствии с указанными Правилами для земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , принадлежащего ФИО1, установлена территориальная зона Сх-1 (Зона сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов), в которой в соответствии с градостроительным регламентом строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено ни в качестве основных, ни в качестве вспомогательных, ни в качестве условно разрешенных видов использования земельных участков.

Данный вывод сделан на основании анализа карты градостроительного зонирования территории МО «Ягульское», содержащейся на официальном сайте МО «Ягульское» в сети Интернет, в соответствии с которой весь земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположен в территориальной зоне Сх-1 - Зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов.

Факт расположения всего земельного участка административного истца в указанной территориальной зоне подтверждается градостроительным планом земельного участка, генеральным планом, публичной кадастровой картой, картой градостроительного зонирования правил землепользования и застройки МО «Ягульское».

Из положений части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Положения части 9 той же статьи предписывают, что реконструкция указанных в части 8 названной статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Таким образом, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий административному истцу, расположен в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов (Сх-1), которая не предусматривает размещение объектов индивидуального жилищного строительства, оспариваемое уведомление является законным и обоснованным, права и законные интересы административного истца не нарушает.

Правила землепользования и застройки территории МО «Ягульское» не оспорены, недействующими в судебном порядке не признаны, в связи с чем, подлежали применению органом местного самоуправления.

Доводы кассационной жалобы о том, что вид разрешенного использования земельного участка в ЕГРН определен как для ведения личного подсобного хозяйства, что в силу статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» позволяет ему строительство нового жилого дома, несостоятелен.

Исходя из системного анализа вышеуказанных положений закона, следует, что собственник может использовать земельный участок только в соответствии с видом его разрешенного использования, предусмотренным для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом. Поскольку земельный участок расположен в зоне, где градостроительным регламентом в качестве вида разрешенного использования строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено, административным ответчиком правомерно вынесено оспариваемое уведомление.

Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предусматривает возможность использования приусадебного земельного участка для возведения жилого дома, но только при соблюдении градостроительных регламентов.

Вывод о невозможности строительства или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства в данной территориальной зоне подтверждается правовой позицией, изложенной в пункте 34 Обзора Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 27 ноября 2019 года, согласно которой, из пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 8-10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, градостроительным регламентом.

Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника, принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела видно, что 27 января 2006 года земельному участку присвоен кадастровый номер , а Правила землепользования и застройки территории МО «Ягульское» утверждены Решением Совета депутатов МО «Ягульское» от 13 февраля 2014 года № 68.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о наличии у административного ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения в форме уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Несогласие административного истца с указанным фактом не исключает для него возможности оспорить в данной части Правила землепользования и застройки в порядке, предусмотренном статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы о том, что административным ответчиком в суд представлена Выписка из Правил землепользования и застройки территории МО «Ягульское», в которой указана зона СХ-1 зона сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов, но доказательств того, распространяется ли она на принадлежащий административному истцу земельный участок, не имеется, отклоняется.

В обоснование своих доводов административным ответчиком представлены в суд схема генерального плана , а также из общедоступных источников, из сети Интернет копия фрагмента публичной карты и копия фрагмента карты градостроительного зонирования правил землепользования и застройки МО «Ягульское», которые объективно подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне СХ-1 (Зона сельскохозяйственного использования в границах населенного пункта), в которой строительство объектов индивидуального жилищного строительства градостроительным регламентом не предусмотрено.

Доводов, способных повлиять на оценку правильности апелляционного определения, кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной при рассмотрении административного дела, которой судом дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств апелляционное определение следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17 июня 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

Определение24.06.2022