ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Судья КамаловР.Р. ...
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Козловой Н.В.
судей Кутлубаевой Г.Р., Мухаметовой Н.М.
при секретаре Салимове И.М.
рассмотрела в судебном заседании 18 января 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе представителя Совета Муниципального района МР Гафурийский район Шариповой Р.И. на решение Гафурийского районного суда РБ от 17 ноября 2010 года, которым постановлено:
Признать пункт 7 Решения Совета МР Гафурийский район РБ № 19-150з от 14.12.2009 года «О бюджете муниципального района Гафурийского района РБ на 2010 год» недействующим со дня его принятия.
Взыскать с Совета МР Гафурийский район в доход государству государственную пошлину в сумме 200 рублей.
По докладу судьи Козловой Н.В. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Гафурийского района РБ обратился в Гафурийский районный суд РБ с заявлением о признании незаконным со дня его принятия п. 7 Решения Совета МР Гафурийский район РБ № 19-150з от 14.12.2009 г. «О бюджете муниципального района Гафурийский район РБ на 2010 год».
Истец мотивировал свои требования тем, что на заседании Совета муниципального района Гафурийский район принято решение № 19-150з от 14.12.2009 «О бюджете муниципального района Гафурийский район РБ на 2010 год». Данное решение в части принято незаконно и подлежит отмене. В частности, в пункте 7 Решения отмечено, что «в случае изменения в 2010 году состава и, (или) функций главных администраторов доходов бюджета МР Гафурийский район РБ или главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета МР Гафурийский район РБ, а также изменения принципов назначения и присвоения, структуры кодов классификации доходов бюджетов РФ и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, внесение изменений в утвержденные администрацией муниципального района Гафурийский район РБ перечень главных администраторов доходов бюджета Гафурийского района и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета МР Гафурийский район РБ, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов РФ или классификации источников финансирования дефицитов бюджетов осуществляется нормативным правовым актом администрации МР Гафурийский район РБ».
По мнению прокурора, пункт 7 Решения № 19-150з противоречит положениям пункта 6 данного же Решения № 19-150з. Так п.6 Решения № 19-150з представительным органом (Советом муниципального района) утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета МР «Гафурийский район» РБ и закреплены за ними основные источники доходов бюджета МР «Гафурийский район» РБ согласно приложения 3. По смыслу текста, изложенного в п.7 Решения № 19-150з, «в случаях, предусмотренных законом, вносятся изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета Гафурийского района и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета нормативно правовым актом, принятым администрацией. При этом (также по смыслу данного пункта 7) получается, что администрацией, а не Советом, утверждаются и сами перечень главных администраторов доходов бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета._ Пункт 7 Решения № 19-150з противоречит также требованиям ст.ст. 153, 154, 184.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 14, 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Просил признать пункт 7 Решения Совета МР Гафурийский район РБ № 19-150з от 14.12.2009 года «О бюджете муниципального района Гафурийского района РБ на 2010 год» недействующим со дня его принятия.
Судом 17 ноября 2010 года принято вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представителя Совета Муниципального района МР Гафурийский район Шариповой Р.И. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав прокурора Ишбулатову Е. И., не согласившуюся с доводами жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, пополнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета».
Согласно ч. 1 ст. 153 Бюджетного кодекса РФ «законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за пополнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ.
К бюджетным полномочиям администрации муниципального района исполнительно-распорядительному органу муниципального образования не относится утверждение, формирование и контроль бюджета муниципального района (ст. 154 БК РФ).
Согласно ч.3 ст. 184.1 БК РФ «Законом (решением) о бюджете устанавливаются: перечень главных администраторов доходов бюджета: перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета».
Внесение изменений в ведомственную, функциональную и экономическую структуру бюджета муниципального образования, внесение изменений в перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального района и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального района, а также утверждение перечня главных администраторов доходов бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета не могут являться полномочиями администрации муниципального района «Гафурийский район» РБ, а являются прерогативой представительного органа муниципального района - то есть Совета МР «Гафурийский район» РБ.
С учетом вышеприведенных правовых норм и оценки отдельных положений решения, суд пришел к правомерному выводу о том, что предоставление же такого права администрации муниципального района - исполнительно-распорядительному органу муниципального образования, противоречит основным принципам, как законодательства о местном самоуправлении, так и федерального бюджетного законодательства и принятию бюджета представительным органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 25 декабря 2008года «О противодействии коррупции» суд обоснованно указал на то, что предоставление, указанного полномочия в сфере исполнения местного бюджета района главе муниципального района нарушает право Совета района самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, способствует проявлениям коррупции при исполнении бюджета, является коррупционным фактором, связанным с реализацией полномочий органа местного самоуправления.
Судебная коллегия не может не согласиться с выводом суда о том, что предоставление такого права администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан создает условия для злоупотребления служебным положением, что соответственно проявляет коррупциогенность данного нормативно-правового акта, так как, предусмотренный пунктам 7 вышеуказанного решения механизм правого регулирования, способствует к приведению коррупционным действиям и (или) решениям главы администрации в процессе реализации им своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей.
Судебная коллегия находит, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются также права и интересы неопределенного круга лиц, которые на свободных выборах избрали состав представительного органа и через которых принимают участие в управлении муниципальным образованием.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 7 Решения Совета МР Гафурийский район РБ № 19-150з от 14.12.2009 года «О бюджете муниципального района Гафурийского района РБ на 2010 год» является незаконным со дня его принятия.
Судом верно разрешен вопрос о судебных расходах в соответствии с частью 2 Налогового Кодекса РФ ст. 333.20. части 1 п. 8, в случае, если истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком.
Доводы кассационной жалобы о внесении данного пункта в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Республики Башкортостан по составлению доходной части решения представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования на 2010 год не содержат правовых оснований для отмены решения суда, поскольку оспариваемый прокурором пункт 7 решения противоречит ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ч. 1 ст. 153, ч.3 ст. 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 347, 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Гафурийского районного суда от 17 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Совета Муниципального района МР Гафурийский район Шариповой Р.И.- без удовлетворения.
Председательствующий Н.В.Козлова
Судьи Г.Р.Кутлубаева
Н.М.Мухаметова