Дело № 2-1269/2020
№ 88а-5361/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 21 июля 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 02.08.2021
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г., Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения «Хабаровское управление автомобильных дорог» на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ванинского района в интересах неопределенного круга лиц к краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог», заинтересованные лица: Министерство имущественных отношений Хабаровского края, администрация городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дородного движения.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., возражения прокурора Маториной О.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Ванинского района обратился в интересах неопределенного круга лиц в Кировский районный суд г.Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением, просил обязать краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» (далее - КГКУ «Хабаровскуправтодор») принять на баланс искусственное дорожное сооружение - мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км 712 м автомобильной дороги «Советская Гавань - Ванино»; в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести искусственное дорожное сооружение — мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км 712 м автомобильной дороги «Советская Гавань - Ванино» в состояние, отвечающие требованиям безопасности; в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать нерегулируемый пешеходный переход на 37 км 712 м автомобильной дороги «Советская Гавань - Ванино» освещением.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Ванинского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что мостик через водоотводную канаву, расположенный напротив нерегулируемого пешеходного перехода через автомобильную договору «Советская Гавань - Ванино» 37 км 712 м, не имеет собственника. В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского каря от 17 мая 2007 года № 100-пр дорога Советская Гавань - Ванино включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Хабаровского края. Непроведение ремонта по содержанию искусственного дорожного сооружения привело к тому, что прогнили перила, разрушилась бетонная плита, что влечет за собой наступление тяжелых последствий в виде обрушения мостика, в том числе и в период прохода по нему пешеходов. Также установлено, что на нерегулируемом пешеходном переходе на 37 км 712 м автомобильной дороги «Советская Гавань - Ванино» в нарушение п.4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствует освещение.
Определением Кировского районного суда г.Хабаровска от 15 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных отношений Хабаровского края, администрация городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Определением Кировского районного суда г.Хабаровска от 27 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 марта 2021 года, исковые требования прокурора Ванинского района удовлетворены. На краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» возложена обязанность принять на содержание искусственное дорожное сооружение — мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км 712 м автомобильной дороги «Советская Гавань - Ванино»; в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести искусственное дорожное сооружение - мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км 712 м автомобильной дороги «Советская Гавань - Ванино» в состояние, отвечающие требованиям безопасности; в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать нерегулируемый пешеходный переход на 37 км 712 м автомобильной дороги «Советская Гавань - Ванино» стационарным электрическим освещением.
17 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба КГКУ «Хабаровскуправтодор», поданная через Кировский районный суд г.Хабаровска 6 мая 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и отказе в удовлетворении требований либо направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своей позиции административный ответчик указал, что судами нарушен порядок определения судьбы бесхозяйной недвижимой вещи, на ответчика незаконно возложена обязанность по содержанию данного имущества. Поскольку мостик через водоотводную канаву не имеет собственника, расположен на межселенной территории Ванинского муниципального района, то суды должны были отказать в иске и указать прокурору на право обратиться с иском к администрации Ванинского муниципального района о возложении обязанности по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке указанного сооружения на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Решение суда нарушает установленный порядок учета имущества, поступающего в краевую государственную собственность, нарушает права потенциального собственника (министерства имущественных отношений Хабаровского края) по распоряжению данным имуществом, необоснованно возлагает на КГКУ "Хабаровскуправтодор" обязанности по содержанию имущества в отсутствие решения собственника о его закреплении за учреждением на праве оперативного управления, а также в отсутствие доведенных финансовых средств на ремонт указанного сооружения. Выводы судов о том, что мостик через водоотводную канаву входит в состав автомобильной дороги, являются ошибочными, противоречат представленным в материалы дела доказательствам — техническому паспорту автомобильной дороги. Примыкание мостика непосредственно к пешеходному переходу автоматически не придает ему статуса искусственного дорожного сооружения, являющегося технологической частью автомобильной дороги. Вопрос о принадлежности мостика собственнику (владельцу) водоотводной канавы, через которую он расположен, судами не исследовался, указанное лицо к участию в деле не привлекалось. Судами необоснованно отклонены доводы учреждения об отсутствии нормативной обязанности по установке стационарного электрического освещения на пешеходном переходе, положения пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 не являются обязательными к применению.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2021 года кассационная жалоба КГКУ «Хабаровскуправтодор» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители КГКУ «Хабаровскуправтодор», Министерства имущественных отношений Хабаровского края, администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Маториной О.А., изучив письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие существенные нарушения норм материального права допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.6 названного закона к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Согласно п.4 указанной Классификации, к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, относится в том числе устройство недостающего электроосвещения (п. «з»).
Пунктом 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст установлено, что пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В силу пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе, на пешеходных переходах по проезжей части по п. 4.5.2.4.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой Ванинского района проведена проверка на предмет соблюдения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации.
Согласно акту проверки от 11 сентября 2020 года напротив нерегулируемого пешеходного перехода через автомобильную дорогу «Советская Гавань – Ванино» 37 км. 712 м расположено искусственное дорожное сооружение – мостик, который предназначен для движения пешеходов через водоотводную канаву. При осмотре сооружения установлено, что разрушилась бетонная плита, прогнили перила, трава не окошена. На пешеходном переходе отсутствует освещение в ночное время суток.
Из письма КГКУ «Хабаровскуправтодор» от 25.08.2020 № 6417-9 следует, что мостик через водоотводную канаву на участке автомобильной дороги «Советская Гавань - Ванино» расположен в полосе отвода автомобильной дороги, ширина которой на данном участке составляет 16 м, указанный мостик не является частью обустройства автомобильной дороги. Сведениями о его собственнике учреждение не располагает. Безопасный переход пешеходов на данном участке автомобильной дороги осуществляется по пешеходному переходу, оборудованному светофором, расположенном на расстоянии около 130 м. от указанного.
В соответствии с письмом Администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края от 21 августа 2020 года № 2412/01-42 объекты недвижимого имущества: «мостик через канаву у автомобильной дороги напротив рынка», земельный участок, на котором расположен вышеуказанный объект, в реестре муниципальной собственности городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края не числятся.
Письмом Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 11 сентября 2020 года № 1.22-5018 подтверждается, что в реестре муниципального имущества Ванинского муниципального района отсутствует объект недвижимости – мостик через канаву у автомобильной дороги напротив рынка.
Согласно письму ОМВД России по Ванинскому району от 8 августа 2020 года пешеходный переход через автомобильную дорогу «Советская Гавань – Ванино» 37 км 712 м числится в дислокации «Дислокация дорожных знаков и дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Советско-Гаванского района «Советская Гавань – Ванино – Монгохто» (Подъезд к п.Монгохто), расположение данного пешеходного перехода 37 км 712 м. Элементы обустройства путей подхода пешеходов к пешеходному переходу, в частности мост через водоотводную канаву (кювет), будут являться искусственным дорожным сооружением согласно определения данного в п.3 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На данном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение в соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Из пункта 2.1 Устава КГКУ «Хабаровскуправтодор» следует, что предметом деятельности учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных дорожных сооружений на них на территории Хабаровского края.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, пришел к выводу о том, что искусственное дорожное сооружение – мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км 712 м автомобильной дороги «Советская Гавань-Ванино» входит в состав автомобильной дороги, находящейся на содержании ответчика, бездействие которого по вопросу о принадлежности названного искусственного дорожного сооружения в целях его содержания, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в частности, в сфере надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, данный участок дороги с пешеходным переходом, не оборудован стационарным электрическим освещением в нарушение требований п.п.4.5.2.4, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. Данные нарушения препятствуют безопасному передвижению участников дорожного движения на указанной автомобильной дороге и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается в части удовлетворенных административных исковых требований прокурора о возложении на административного ответчика обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать нерегулируемый пешеходный переход на 37 км 712 м автомобильной дороги «Советская Гавань - Ванино» стационарным электрическим освещением, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
В то же время, принимая решение о возложении на Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» обязанности принять на содержание искусственное дорожное сооружение — мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км 712 м автомобильной дороги «Советская Гавань - Ванино» и в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести указанное искусственное дорожное сооружение в состояние, отвечающие требованиям безопасности, судебные инстанции не учли следующего.
Согласно п.1.2 Устава Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» учреждение является некоммерческой организацией, создано на неопределенный срок.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является Хабаровский край. Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является министерство промышленности и транспорта Хабаровского края. Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия собственника имущества Учреждения, является министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (п.п.1.5, 1.6 Устава). Министерство закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления недвижимое и движимое имущество, находящееся на его балансе, и являющееся краевой государственной собственностью. Указанное имущество вносится в Реестр краевого государственного имущества (п.4.6 Устава).
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано понятие казенного учреждения как государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии со ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Полномочия собственника бюджетного учреждения, подведомственного органам публичной власти федеральной территории, осуществляют органы публичной власти федеральной территории в соответствии с федеральным законом о федеральной территории (часть 9 статьи 9.2 Закона).
Из смысла вышеприведенных законоположений следует, что имущество бюджетного казенного учреждения может быть закреплено за учреждением исключительно собственником имущества и только на праве оперативного управления.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п.п.3, 6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
Удовлетворяя административный иск прокурора в части возложения на КГКУ «Хабаровскуправтодор» обязанности принять на баланс учреждения искусственное дорожное сооружение и в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести это искусственное дорожное сооружение в состояние, отвечающие требованиям безопасности, суд вышеприведенные правовые нормы не принял во внимание.
Кроме того, удовлетворив иск прокурора, суд возложил на административного ответчика обязанность принять искусственное дорожное сооружение на содержание.
Между тем, таких исковых требований прокурором заявлено не было, уточнений административных исковых требований материалы дела не содержат.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (названного кодекса).
По смыслу приведенных законоположений у суда отсутствуют процессуальные основания для принятия решения по не заявленным административным истцом требованиям, следовательно, у судьи при рассмотрении административного иска прокурора отсутствовали мотивы для изменения предмета административного иска.
Такое толкование согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения судом предмета судебного разбирательства (определение от 30 января 2020 года N 25-О).
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм материального и процессуального права.
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 марта 2021 года в указанной части требованиям вышеприведенных норм материального права и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не соответствуют, в связи с чем подлежит отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 марта 2021 года отменить в части возложения на Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» обязанности принять на содержание искусственное дорожное сооружение — мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км 712 м автомобильной дороги «Советская Гавань - Ванино»; в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести искусственное дорожное сооружение - мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км 712 м автомобильной дороги «Советская Гавань - Ванино» в состояние, отвечающие требованиям безопасности.
В отмененной части дело направить в Кировский районный суд г.Хабаровска на новое рассмотрение.
В остальной части решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГКУ «Хабаровскуправтодор» – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи