ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2-199/2021 от 31.08.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2-199/2021

88а-8068/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток 31 августа 2022 года

Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 9 сентября 2022 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Зайцевой О.А., Ровенко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя заинтересованного лица Министерства обороны Российской Федерации Оленникова В.В. на решение Партизанского районного суда Приморского края от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 1 июня 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Текуновой Н.Н. к администрации Партизанского муниципального района Приморского края об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Текунова Н.Н. обратилась в суд к администрации Партизанского муниципального района Приморского края с административным исковым заявлением, уточнив требования которого просила признать незаконным решение об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка площадью 3757 кв.м. в соответствии с заявлением от 27 октября 2020 года; постановление от 15 июня 2021 года № 565 об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым ; возложить обязанность передать ей испрашиваемый земельный участок.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что через Федеральную информационную систему «На Дальний Восток» 27 октября 2020 года она подала заявление о предоставлении земельного участка площадью 3757 кв.м. по программе «Дальневосточный гектар», в ответ на которое администрацией Партизанского муниципального района Приморского края отказано в предоставлении в безвозмездное пользование испрашиваемого земельного участка по причине, что данный участок является территорией общего пользования (прибрежная защитная полоса), земли, на которых располагается земельный участок, переданы Вооруженным Силам Российской Федерации.

С данным решением она не согласна, считает его незаконным, поскольку в документах по планировке территории земли, на которых располагается испрашиваемый земельный участок, красными линиями не обозначены. Также не имеется сведений о том, что спорный земельный участок принадлежит Министерству обороны Российской Федерации, согласно Федеральной информационной системе «На Дальний Восток» разрешен к предоставлению в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ).

На основании протокольного определения Партизанского районного суда Приморского края от 5 марта 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Решением Партизанского районного суда Приморского края от 7 октября 2021 года административные исковые требования Текуновой Н.Н. удовлетворены, признаны незаконными отказ администрации Партизанского муниципального района Приморского края в предоставлении Текуновой Н.Н. земельного участка площадью 3757 кв.м. в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; постановление администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 15 июня 2021 года № 565 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории»; формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым площадью 3458 кв.м., местоположение примерно в 4050 метрах по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – вершина горы Сестра. Почтовый адрес ориентира:; на администрацию Партизанского муниципального района Приморского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Текуновой Н.Н. от 27 октября 2020 года и предоставить Текуновой Н.Н. в безвозмездное пользование земельный участок площадью 3757 кв.м. в соответствии с ее заявлением от 27 октября 2020 года в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 1 июня 2022 года решение Партизанского районного суда Приморского края от 7 октября 2021 года изменено в части способа восстановления нарушенного права административного истца, исключено из резолютивной части указание на обязательство администрации Партизанского муниципального района Приморского края предоставить Текуновой Н.Н. в безвозмездное пользование земельный участок площадью 3757 кв.м. в соответствии с ее заявлением от 27 октября 2020 года в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в остальной части решение Партизанского районного суда Приморского края от 7 октября 2021 года оставлено без изменения.

21 июля 2022 года представителем заинтересованного лица Министерства обороны Российской Федерации Оленниковым В.В. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 5 августа 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Текуновой Н.Н. требований.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что испрашиваемый Текуновой Н.Н. земельный участок находится на землях Министерства обороны Российской Федерации, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования Партизанскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации – филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования», однако указанное лицо к участию в деле судом не привлекалось. Земельный участок с кадастровым общей площадью 6 га (185 квартал), в котором расположен испрашиваемый истцом земельный участок, является ранее учтенным, а временное отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о его границах не влияет на факт существования территории военного объекта, описание границ содержится в материалах государственного лесоустройства.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 27 октября 2020 года Текунова Н.Н. через Федеральную информационную систему «На Дальний Восток» обратилась в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка площадью 3757 кв.м., приложив схему размещения земельного участка.

По результатам рассмотрения заявления администрация Партизанского муниципального района Приморского края направила Текуновой Н.Н. ответ об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании пунктов 8 и 22 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с тем, что образованием земельного участка в соответствии со схемой его размещения нарушаются предусмотренные статей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования к образуемым земельным участкам; участок входит в состав земель, находящихся в федеральной собственности и предоставленных Министерству обороны Российской Федерации на основании распоряжений Совета Министров СССР, которые имеют гриф «секретно», тем самым администрация Партизанского муниципального района не является уполномоченным на утверждение схемы расположения земельного участка органом; участок расположен в рыбоохранной зоне моря, ширина которой в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 743 «Об утверждении Правил установления рыбоохранных зон» составляет 500 метров.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Текуновой Н.Н. требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, испрашиваемый истцом земельный участок не является территорией общего пользования, доказательств его расположения в рыбоохранной зоне моря не имеется, участок расположен за территорией 185 квартала Партизанского (бывшего Тихоокеанского) военного лесничества Министерства обороны Российской Федерации и не пересекает границы данного квартала, что следует из заключения эксперта № 057/С-2020 от 2 марта 2021 года и вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 апреля 2021 года по гражданскому делу № 2-492/2019, а также учитывая, что в период рассмотрения в суде данного спора администрацией Партизанского муниципального района Приморского края было принято постановление от 15 июня 2021 года № 565 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3458 кв.м. в кадастровом квартале частично совпадающего с координатами испрашиваемого земельного участка, пришли к выводу о незаконности решения административного ответчика об отказе в предоставлении Текуновой Н.Н. земельного участка и постановления 15 июня 2021 года № 565 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами не может согласиться, поскольку они постановлены при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и существенном нарушении процессуального законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лицу на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара (часть 1 статьи 2).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, и оснований для приостановления срока рассмотрения указанного заявления, предусмотренных частями 2 и 4.1 настоящей статьи, принимает решение об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте и обращается в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учете испрашиваемого земельного участка.

Основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование предусмотрены статьей 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, в силу положений которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае, когда образование испрашиваемого земельного участка в соответствии со схемой его размещения нарушает предусмотренные статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования к образуемым земельным участкам, за исключением требований к предельным (минимальным и максимальным) размерам земельного участка (пункт 8); испрашиваемый земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если подано заявление о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка из состава земель лесного фонда (пункт 21); испрашиваемый земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования (пункт 22).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела администрация Партизанского муниципального района Приморского края и Министерство обороны Российской Федерации ссылались на то, что испрашиваемый Текуновой Н.Н. земельный участок входит в состав земельного участка площадью 231 га, находящегося в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, который закреплен на праве пользования за Партизанским лесничеством Министерства обороны Российской Федерации – филиалом ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости к федеральной собственности отнесен земельный участок с кадастровым площадью 60 000 кв.м., расположенный в районе мыса Неприступный Партизанского района Приморского края, переданный в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что спорный земельный участок не входит в территорию 185 квартала Партизанского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, данный вывод, с которым согласился суд апелляционной инстанции, сделан на основании заключения эксперта ООО «Приморское бюро судебных экспертиз» № 057/С-2020 от 2 марта 2021 года.

Между тем, судами не учтено, что указанное заключение эксперта было выполнено в рамках рассмотрения другого гражданского дела, предметом спора которого являлся земельный участок с кадастровым .

Испрашиваемый Текуновой Н.Н. земельный участок площадью 3757 кв.м. расположен в кадастровом квартале . Из заключения эксперта, на которое сослались суды, следует, что в данном кадастровом квартале имеется зона с особыми условиями использования территории – запретная зона военного объекта – Партизанского лесничества Министерства обороны Российской Федерации (учетный номер 25.00.2.76, реестровый номер 25.00-6.4), которая по своей конфигурации и размеру соответствует землям обороны 185 квартала Партизанского лесничества, а земельный участок с кадастровым расположен за пределами 185 квартала военного лесничества.

С учетом обстоятельств настоящего дела из заключения эксперта невозможно сделать однозначный вывод о том, что испрашиваемый Текуновой Н.Н. земельный участок площадью 3757 кв.м., расположенный в кадастровом квартале 25:13:020404, не входит и не пересекает территорию 185 квартала Партизанского военного лесничества.

Принятие администрацией Партизанского муниципального района Приморского края постановления от 15 июня 2021 года № 565, которым утверждена схема расположения земельного участка площадью 3458 кв.м. в кадастровом квартале , категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, территориальная зона Р1 - зона рекреационной деятельности, вид разрешенного использования - гостиничное обслуживание, не может являться неопровержимым доказательством наличия у органа местного самоуправления полномочий по распоряжению данными землями.

Из положений статей 6.1 и 23 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что леса на землях обороны выделены в отдельную категорию от земель лесного фонда. Обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе (часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Кроме того, часть 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 этого кодекса, предусматривающей полномочие суда привлечь к участию в деле административного соответчика, второго административного ответчика, заинтересованное лиц (часть 5 статьи 41, часть 1 статьи 43, часть 2 статьи 47 приведенного Кодекса).

Согласно части 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

Суды приведенные нормы процессуального закона не выполнили и не учли указанные выше положения норм материального права, подлежавшие применению при разрешении заявленных Текуновой Н.Н. требований.

Для правильного разрешения данного административного дела суду следовало установить, пересекает ли испрашиваемый административным истцом земельный участок границы земель, входящие в состав 185 квартала Партизанского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, и земельного участка с кадастровым , для чего необходимо было разрешить вопрос о привлечении к участию в деле ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, в пользование которого переданы данные земли.

Тем самым судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход административного дела, в связи с чем судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу о том, что решение Партизанского районного суда Приморского края от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 1 июня 2022 года подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении административного дела суду следует учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с установленными по нему обстоятельствами и требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Партизанского районного суда Приморского края от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 1 июня 2022 года отменить.

Административное дело направить в Партизанский районный суд Приморского края на новое рассмотрение в ином составе суда.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.

Председательствующий

Судьи