ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2-2478 от 19.07.2011 Магаданского областного суда (Магаданская область)

                                                                                    Магаданский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Магаданский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Судья Маркова О.Ю. Дело № 2-2478/11

№ 33-824/11

19 июля 2011 г. г. Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Лобыкина С.Н.

судей Назина В.И., Выглева А.В.,

при секретаре Иващенко В.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ФИО1, поданную его представителем ФИО2, на решение Магаданского городского суда от 15 июня 2011 года, которым постановлено:

ФИО1 в удовлетворении требований, предъявленных к мэрии города Магадана, Департаменту строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана о признании незаконным решения мэрии г. Магадана и Департамента САТЭК мэрии г. Магадана об отказе в образовании земельного участка для строительства здания продовольственного магазина в районе дома № 2 по ул. Полярной в г. Магадане - отказать.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда А.В. Выглева, объяснения представителя заявителя ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Департамента строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии г. Магадана ФИО3 относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО4 обратился в Магаданский городской суд с заявлением о признании незаконным решения мэрии г. Магадана и Департамента САТЭК мэрии г. Магадана об отказе в образовании земельного участка для строительства здания продовольственного магазина в районе дома .

В обоснование требований указал, что является собственником недвижимого имущества - кафе-шашлычная, расположенного в  на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 15 августа 2009 года.

В соответствии с указанным договором на основании постановления мэрии г. Магадана №...... от 09 ноября 2009 года на него переоформлено право аренды земельного участка под зданием кафе-шашлычной (незавершенное строительство) от прежнего собственника. 07 декабря 2009 года им с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Магадана заключено дополнительное соглашение к договору аренды земель для несельскохозяйственных нужд под незастроенными земельными участками №...... от 25 июля 2007 года.

В конце 2010 года он обратился в мэрию г. Магадана с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство здания продовольственного магазина рядом с расположенным на участке зданием кафе-шашлычной.

Письмом от 02 марта 2011 года (исх. № 08/1151) Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Магадана ответил отказом, поскольку земельный участок не может быть образован для строительства продовольственного магазина, в связи с не согласованием Департаментом САТЭК места размещения объекта. В письме Департамента САТЭК мэрии г. Магадана от 21 февраля 2011 года № 803, приложенного к ответу мэрии указаны основания данного несогласования.

В марте 2011 года он повторно обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Магадана с заявлением об изменении разрешенного строительства с кафе-шашлычной на здание кафе и продовольственного магазина.

Рассмотрение заявление было поручено Департаменту САТЭК мэрии г. Магадана, который 23 марта 2011 года отказал в формировании земельного участка ввиду отсутствия вида разрешенного использования земельного участка «для строительства здания продовольственного магазина» в основных и вспомогательных регламентах, указанных для планировочного квартала №...... жилой зоны Ж3 №......, утвержденных решением Магаданской городской Думы № 156-Д от 25 декабря 2009 г. в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Магадан».

Считает данный отказ незаконным, поскольку в разделе 3 Правил землепользования в зоне среднеэтажной жилой застройки ЖЗ 103 допускается использование земельного участка для объектов мелкорозничной торговли в разделе 3 «Условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства», к которым относится здание продовольственного магазина.

Поскольку оспариваемыми решениями нарушаются его права, установленные Конституцией РФ, а также статями 15 и 22 Земельного Кодекса РФ, просил суд признать незаконными решения мэрии г. Магадана и Департамента САТЭК мэрии г. Магадана об отказе в образовании земельного участка для строительства здания продовольственного магазина в районе дома

Магаданским городским судом 15 июня 2011 года постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, ФИО1 обратился с кассационной жалобой, поданной его представителем, в которой просит решение суда отменить.

В жалобе указывает, что Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Магадан», утв. решением Магаданской городской думы № 156-Д от 25 декабря 2009 года, на которые сослался суд в решении, не были официально опубликованы в полном объеме вместе с приложениями в нарушение пункта 12 статьи 45 Устава муниципального образования «Город Магадан».

Карты, из которых заявитель мог узнать о расположении границ территориальных зон, и в какой зоне расположен испрашиваемый земельный опубликованы не были.

Считает, что карты градостроительного зонирования территории города Магадана в законную силу не вступили, поэтому не могли быть применены судом в качестве обоснования принятого решения.

В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее - градостроительные отношения) урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (статья 4 Градостроительного кодекса РФ).

В силу пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником недвижимого имущества - кафе-шашлычная, расположенного в  на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 15 августа 2009 года.

В соответствии с указанным договором на основании постановления мэрии г. Магадана №...... от 09 ноября 2009 года на ФИО4 переоформлено право аренды земельного участка под зданием кафе-шашлычной (незавершенное строительство) от прежнего собственника.

07 декабря 2009 г. между ФИО4 и КУМИ г. Магадана заключено дополнительное соглашение № 1 к договору аренды земель для несельскохозяйственных нужд под незастроенными земельными участками №...... от 25 июля 2007 г.

Как следует из материалов дела по обращению КУМИ мэрии города Магадан (исх.№ 08/7558 от 29 ноября 2010 г.) о формировании земельного участка по заявлению ФИО1 Департамент САТЭК мэрии г. Магадана письмом № 803 от 21 февраля 2011 г. разъяснил, что в формировании земельного участка под капитальное строительство здания продовольственного магазина в районе дома  отказано, в связи с тем, что он запрашивается заявителем в нарушение существующей линии застройки улицы  Кроме того, площади земельного участка под зданием кафе-шашлычной недостаточно для функционирования указанного объекта с соблюдением всех требований, предъявляемых к генпланам земельных участков таких объектов. Параметры построенного здания кафе-шашлычной превышают параметры предоставленного земельного участка. Увеличить данный земельный участок не представляется возможным по ряду причин: близость 9-этажного жилого дома, резкое понижение рельефа и неустойчивость грунтов за зданием, ограничение ос стороны дороги линией застройки, наличие магистральных сетей на расстоянии 16 м (в том числе 3 м охранная зона) от жилого дома в сторону кафе. Отсутствует возможность соблюдения главного критерия качества функциональной организации территории магазина - дифференциации транспортных и пешеходных потоков.

15 февраля 2011 года заявитель обратился к мэру г. Магадана на личном приеме с заявлением об образовании и предоставлении земельного участка под строительство здания продовольственного магазина рядом с расположенным на участке кафе-шашлычной.

Обращение ФИО1 было направлено мэром г. Магадана в Департамент САТЭК, о чем свидетельствует письменная резолюция.

Письмом КУМИ мэрии г. Магадана от 02 марта 2011 г. (исх. № 08/1151) заявителю сообщено, что испрашиваемый в его заявлении от 25 ноября 2010 г. земельный участок не может быть образован для строительства продовольственного магазина в связи несогласованием Департаментом САТЭК мэрии г. Магадана места размещения объекта, в качестве приложения к вышеназванному письму приложена копия письма Департамента САТЭК мэрии г. Магадана от 21 февраля 2011 г. № 803, для сведения.

23 марта 2011 года Департамент САТЭК мэрии г. Магадана сообщил заявителю о невозможности формирования земельного участка, поскольку запрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка «для строительства здания продовольственного магазина» отсутствует в основных и вспомогательных видах разрешенного использования градостроительных регламентов, указанных для планировочного квартала 01:01:03 жилой зоны ЖЗ 103, утвержденных в составе Правил землепользования.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, надлежаще проверил все доводы сторон, дал им в решении оценку и пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя не основаны на законе.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не установлено.

Решением Магаданской городской думы от 25 декабря 2009 г. № 156-Д утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Магадан» (далее Правила землепользования).

В соответствии с положениями статьи 15 Правил землепользования градостроительные регламенты устанавливаются на основании изучения социально-пространственного и иного качества среды города, возможности и рациональности ее изменения.

Градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительный регламент распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Магадан" застройка города должна осуществляться в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации, схемой территориального планирования области, генеральным планом города, утвержденными проектами планировки территории, проектами межевания территорий и градостроительными планами земельных участков, настоящими Правилами, а также действующими на территории города муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города в области градостроительной деятельности (статья 29).

Согласно части III Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Магадан" в территориальной зоне среднеэтажной жилой застройки (4-6 этажей) (ЖЗ 103) где располагается здание кафе-шашлычной заявителя, объекты общественного питания и мелкорозничной торговли указаны среди условно разрешенных видов использования.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства должно направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Постановлением мэрии города Магадана от 27 мая 2010 N 1500 "О комиссии по землепользованию и застройке" создана комиссия по землепользованию и застройке, к полномочиям которой отнесено (раздел 3): организация проведения публичных слушаний в порядке, установленном статьей 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Магадан"; рассмотрение вопросов о предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства в порядке, установленном статьей 50 Правил (проведение публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительств); рассмотрение вопросов о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в порядке, установленном статьей 51 Правил (проведение публичных слушаний по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Как следует из установленных обстоятельств, не оспаривалось ФИО1, с заявлением в соответствующий орган - комиссию по землепользованию и застройки о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в установленном порядке он не обращался.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых заявителем решений мэрии г. Магадана и Департамента САТЭК мэрии г. Магадана об отказе в образовании земельного участка для строительства здания продовольственного магазина в районе дома .

Довод заявителя о том, что Правила землепользования в силу не вступили, поскольку приложение к ним не было опубликовано, не может быть принят во внимание, поскольку указанные Правила со всеми приложениями были размещены на сайте Магаданской городской Думы, что следует из пояснений представителя Департамента САТЭК мэрии г. Магадана в судебном заседании. Кроме того, в качестве основания для признания незаконными оспариваемых решений, указанные доводы заявителем, при рассмотрении его заявления судом первой инстанции не приводились и судом не рассматривались, а потому не могут повлечь отмену решения суда, постановленного при соблюдении норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Магаданского городского суда от 15 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, поданную его представителем ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна.

Судья Магаданского

областного суда: А.В. Выглев