ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2-24/2021 от 18.01.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2-24/2021

88а-2130/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 18 января 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Васляева В.С., Гайдарова М.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района на решение Суворовского районного суда Тульской области от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 18 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мартенса М.В. к администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района о признании незаконными действий должностных лиц.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Мартенс М.В. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района, в котором просил признать незаконными действия администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района по снятию семьи Мартенса М.В. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать восстановить в списке нуждающихся в жилом помещении по категории многодетная семья.

Требования мотивированы тем, что 18 июля 2006 года административный истец был зарегистрирован и с указанного времени проживал в <адрес>. Согласие на вселение и проживание в данном жилом помещении было предоставлено его дядей Мартенсом С.П., являющимся собственником квартиры. С 23 января 2014 года по указанному адресу также были вселены и зарегистрированы его дети: Мартес Г.М., Мартенс М.М., Мартенс Э.М.

20 августа 2014 года по его заявлению администрацией муниципального образования Северо-Западное Суворовского района семья Мартенса М.В. в составе 4 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет. Однако, 11 апреля 2019 года его семью сняли с данной очереди ввиду достижения Мартенс Э.М. 18-летнего возраста.

Решением Суворовского районного суда Тульской области от 18 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 18 мая 2021 года, признаны незаконными действия администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области по снятию семьи Мартенс М.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд также обязал администрацию муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области восстановить семью Мартенса М.В. составом: Мартенс М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мартенс Э.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мартенс М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мартес Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории многодетная семья с установлением и указанием номера очередности, исходя из первоначальной постановки на учет - с 20 августа 2014 года.

В кассационной жалобе, поданной 17 ноября 2021 года администрацией муниципального образования Северо-Западное Суворовского района, через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, направлении дела на новое рассмотрение.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны в судах, указывая на то, что постановка на учет семьи заявителя была проведена с нарушением законодательства, так как не были предоставлены документы о признании семьи малоимущей; в протоколе отсутствовала запись о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; снятие с учета законно в виду отсутствия статуса многодетной семьи; имеется в долевой собственности квартира 43 кв.м, что, более учетной нормы (10 кв.м.).

Стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

Как следует из материалов дела, Мартенс М.В. с 18 июля 2006 года зарегистрирован по адресу: <адрес>, в качестве племянника Мартенса С.П., являющегося собственником в праве совместной собственности с Мартенс И.В., Мартенсом Д.С., Мартенс О.С..

С 23 января 2014 года по указанному выше адресу были зарегистрированы дети Мартенса М.В.: Мартес Г.М. (сын), Мартенс М.М. (дочь), Мартенс Э.М. (дочь). 20 августа 2020 года в названном жилом помещении зарегистрирована также Мартенс М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся дочерью Мартенс Э.М. и внучкой Мартенса М.В.

Постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 16 февраля 2018 года жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Семья Мартенса М.В. с 21 сентября 2009 года поставлена на учет как многодетная, постоянно проживающая на территории Тульской области, что подтверждается удостоверением многодетной семьи от 19 апреля 2019 года серии МС . Срок действия удостоверения продлен до 01 сентября 2020 года.

Постановлением администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района от 20 августа 2014 года № 305 на основании статей 51, 52 Жиищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) семья Мартенса М.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе 4 человек: Мартенс М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Мартенс Э.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь; Мартенс М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь; Мартес Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын.

Согласно объяснениям сторон по делу, семья Мартенса М.В. была учтена и по льготе «многодетная семья».

Из письма министерства строительства Тульской области от 10 июня 2020 года № ОГ/8792 следует, что семья Мартенса М.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, номер очереди - 73. Предоставление жилых помещений муниципального жилого фонда осуществляется согласно очередности.

Постановлением администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района от 11 апреля 2019 года № 90 семья Мартенса М.В. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием статуса многодетной семьи.

На момент принятия семьи Мартенса М.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий действовало положение о порядке и сроках предоставления единовременной денежной выплаты малоимущим многодетным семьям Тульской области, в которых один из членов семьи состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, на приобретение жилья, утвержденное постановлением Правительства Тульской области от 31 октября 2012 года № 622.

Согласно пункту 1 названного положения в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления от 11 апреля 2019 года, оно определяло порядок и сроки предоставления малоимущим многодетным семьям Тульской области, в которых один из членов семьи состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее - многодетная семья), единовременной денежной выплаты на приобретение жилья (далее - денежная выплата).

Судом первой инстанции установлено, что с учета нуждающихся в жилом помещении как многодетная семья Мартенса М.В. снята в связи с достижением Мартенс Э.М. возраста 18 лет.

Из материалов дела следует, что Мартенс Э.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент принятия решения о снятии семьи Мартенса М.В. с учета нуждающихся - 11 апреля 2019 года, достигла 18-го возраста.

Однако, согласно справке ГПОУ «Тульский областной медицинский колледж» Мартенс Э.М. является студенткой Белевского филиала ГПОУ «Тульский областной медицинский колледж», форма обучения дневная (очная), обучается с 01 сентября 2017 года, окончание срока обучения – 30 июня 2021 года, находилась в академическом отпуске с 02 сентября 2020 года по 14 февраля 2021 года.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятие администрацией муниципального образования Северо-Западное Суворовского района решения о снятии семьи Мартенса М.В. с учета в связи с достижением одним из детей 18-летнего возраста и утраты по этому основанию статуса многодетной, требованиям закона не соответствует.

Суд апелляционной инстанции при таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции признал правильным. При этом, установив, что Мартенс М.В. 15 мая 2020 года узнал о том, что оспариваемым постановлением от 11 апреля 2019 года его сняли с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и с заявлением в суд обратился 12 ноября 2020, то есть, с пропуском срока на обращение в суд, пришел к выводу о восстановлении срока на подачу административного искового заявления Мартенсом М.В., учитывая интересы несовершеннолетних детей.

Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций.

При разрешении спора судами правильно применены положения жилищного законодательства, в том числе, статей 49, 51, 52 ЖК РФ, Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей, регионального законодательства в сфере спорных правоотношений, в том числе: Закона Тульской области от 04 декабря 2008 года № 1154-ЗТО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области, Положения о порядке и сроках предоставления единовременной денежной выплаты малоимущим многодетным семьям Тульской области, в которых один из членов семьи состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, на приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 31 октября 2012 года № 622.

Согласно обстоятельствам административного дела, с учета нуждающихся в жилом помещении как многодетная семья Мартенса М.В. снята в связи с достижением Мартенс Э.М. возраста 18 лет. Иных оснований административным ответчиком в оспариваемом решении не указано.

При таких данных, с учетом разъяснений в абзаце 2 пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», судебные инстанции обоснованно отвергли доводы административного ответчика о том, что первоначальная постановка на учет и последующее снятие с учета многодетной семьи законно в виду наличия иных оснований, указанных в возражениях и кассационной жалобе.

С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.

При таких данных, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Суворовского районного суда Тульской области от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 января 2022 года.

Председательствующий

Судьи