ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2-3820/20 от 31.03.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2-3820/2020

88а-2805/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток 31 марта 2021 года

Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 13 апреля 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Зайцевой О.А., Кудриной Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 ФИО1 на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 31 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав посредством видеоконференц-связи объяснения представителя административного ответчика ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., полагавшей оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Аяно-Майский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 (далее - Центр ПФР № 1) о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2020 года оборудовать входную площадку при входе в клиентскую службу (на правах группы) в Аяно-Майском районе Хабаровского края ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 по адресу: <адрес>, доступную для маломобильных групп населения, навесом и водоотводом; обеспечить твердую поверхность покрытия входной площадки, не допускающую скользкость; привести ширину дверного проема в стене (входная наружная дверь) в помещение клиентской службы в соответствие с пунктом 6.1.5 СП 59.13330 не менее 0,9 м; устранить имеющиеся пороги в дверном проеме на входе в помещение клиентской службы.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований законодательства в области обеспечения прав инвалидов на доступное пользование зданием клиентской службы в Аяно-Майском районе Хабаровского края ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 по адресу: <адрес>, а именно: отсутствие минимум одного входа, доступного для маломобильных групп населения; отсутствие навеса над входной площадкой и водоотводов; отсутствие противоскользящей (твердой) поверхности покрытия входной площадки; в проеме входной двери, доступной для маломобильных групп населения, имеется порог высотой 9 см., ширина дверного проема при входе в здание клиентской службы составляет 72 см. Указанные нарушения существенно нарушают права и социальные гарантий инвалидов, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Судами первой и апелляционной инстанций настоящее дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 31 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2020 года, исковые требования прокурора удовлетворены, на Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 возложена обязанность в срок до 31 декабря 2020 года оборудовать входную площадку при входе в клиентскую службу в Аяно-Майском районе Хабаровского края ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 по адресу: <адрес> навесом и водоотводом, обеспечить твердую поверхность покрытия входной площадки, не допускающую скользкость; привести в соответствие с пунктом 6.1.5 СП 59.13330 ширину дверного проема в стене (входная наружная дверь) в помещение клиентской службы не менее 0,9 м.; устранить имеющиеся пороги в дверном проеме на входе в помещение клиентской службы.

Удовлетворяя требования прокурора, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 не приняты меры к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание клиентской службы, расположенное по адресу: <адрес>, доказательства объективной невозможности оборудования входа с учетом потребностей инвалидов административным ответчиком не представлено.

В доводах кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что законодательство в части обеспечения доступности инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяется с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, тогда как спорное здание построено в 1981 году, реконструкцию или модернизацию не проходило, тем самым положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на спорные правоотношения не распространяются. Необходимая доступность получения услуг маломобильными группами населения обеспечена путем организации мобильной клиентской службы, проведения выездных приемов по месту жительства инвалидов, посредством телефонной связи, через многофункциональные центры. Кроме того, исполнение возложенной обязанности в установленный срок невозможно, поскольку Центр ПФР № 1 является государственным учреждением, осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств, вопросы формирования и предоставления заявок на ассигнование капитального ремонта относятся к ведению вышестоящей организации. Неправильное определение вида судопроизводства, дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства, привело к возложению на Центр ПФР № 1 обязанности, в то время как учреждение не является главным распорядителем бюджетных средств и не может самостоятельно обеспечить финансирование мероприятий по исполнению судебного акта.

Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2021 года настоящее дело с кассационной жалобой начальника Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 ФИО1 в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передано в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений, влекущих отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.

Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

С учетом требований статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 3, 8, 12, 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здания и сооружения должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен, в том числе, СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330).

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 3 июня 2015 года помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае от 14 апреля 2015 года № 64 передано в оперативное управление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края.

В ходе проведенной с 17 марта 2020 года по 19 марта 2020 года прокуратурой Аяно-Майского района Хабаровского края проверки в учреждении клиентской службы (на правах группы) в Аяно-Майском районе Хабаровского края ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 по адресу: <адрес>, установлено, что в нарушение пункта 6.1.1 СП 59.13330 отсутствует вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли; в нарушение пункта 6.1.4 СП 59.13330 входная площадка при входе в клиентскую службу не имеет навес и водоотводы, а также поверхность покрытия входной площадки не является твердой; в нарушение пункта 6.1.5 СП 59.13330 в проеме входной двери, доступной для маломобильных групп населения, имеется порог высотой 9 см, ширина дверного проема составляет 72 см. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 19 марта 2020 года.

Наличие перечисленных недостатков также подтверждается актом обследования состояния доступности отдела ПФР в Аяно-Майском районе Хабаровского края для получения услуг пенсионного фонда инвалидам и другим маломобильным группам населения от 19 августа 2015 года № 20, паспортом доступности здания и помещений для маломобильных групп населения в рамках государственной программы «Доступная среда» в отношении обособленного подразделения Центра ПФР № 1 по установлению пенсий в Хабаровском крае – клиентской службы в Аяно-Майском районе Хабаровского края, и административным ответчиком не оспариваются.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «Сводом правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр, и установив факт непринятия ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 мер к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание клиентской службы, расположенное по адресу: <адрес>, пришли к выводы о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по устранению данных нарушений прав и социальных гарантий инвалидов путем приведения указанного объекта в соответствии с требованиями к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

Судебная коллегия кассационного суда указанные выводы судов находит правильными, мотивированными, подтвержденными исследованными в ходе производства по делу доказательствами и основанными на законе; обстоятельства, имеющие значение для дела, судами определены верно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы о том, что требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур не подлежат применению к зданию учреждения клиентской службы, которое было построено в 1981 году, судом кассационной инстанции не принимается.

Несмотря на то, что часть 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» определяет, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, часть 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ прямо предусматривает, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны в частности принять меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

Между тем административным ответчиком не представлено доказательств принятия мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг пенсионного фонда, а также технической невозможности приспособления спорного объекта для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения в учреждение клиентской службы в Аяно-Майском районе Хабаровского края ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1.

Несоблюдение требований законодательства в указанной части является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации, умаляет права данных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на административного ответчика обязанности устранить имеющиеся нарушения в доступности объекта инвалидам.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 не является главным распорядителем бюджетных средств, не влекут отмену принятых по делу судебных актов, поскольку не свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда с учетом организационно-правовых механизмов и процедур, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Настоящее дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, приведенных в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Вместе с тем неверный выбор судами вида судопроизводства не привел к неправильному разрешению дела.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, не установлены.

Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» в кассационном определении подлежит разрешению вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта, решение о котором было принято по ходатайству административного ответчика при разрешении вопроса о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 31 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 1 – без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения Индустриального районного суда г. Хабаровска от 31 августа 2020 года отменить.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.

Председательствующий

Судьи