ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2-404/2021 от 13.07.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2-404/2021

№ 88а-6635/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 13 июля 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 26.07.2022

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г., Тымченко А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 18 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона к жилищно-коммунальной службе № 3 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, Министерству обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей постановленные судебные акты подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области с вышеназванным исковым заявлением, с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту здания многоквартирного дома по адресу: ЕАО, Биробижданский район, с.Бабстово, военный городок № 1, ул.Юбилейная, дом 1; обязать Министерство обороны РФ в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить выполнение капитального ремонта многоквартирного дома, а именно: установку урн – 5 шт., установку скамеек – 5 шт., установку бельевой площадки – 1 шт.; установку беседки (1 шт); обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить выполнение текущего ремонта многоквартирного дома, а именно: ремонт окон (70 кв.м), штукатурку стен и потолка – 250 кв.м, побелку стен – 397,5 кв.м, покраску стен – 450 кв.м, восстановление ПВХ перил в подъездах – 30 м/п, восстановление игровой площадки – 1 шт., ремонт (установку) внутренних дверей (поквартирные входные двери) – 70 шт., ремонт дверей (тамбурные/металлические) (5 шт.); ремонт (установку) дверных замков (70 шт.); ремонт (установку) навесов (20 шт.); заделку трещин межпанельных швов – 1 900 м; ремонт отмостки – 188 кв.м.; установку продухи – 2,34 кв.м; замену трубы отопления Д-80 мм (160 м); замену задвижек Д-80 мм (4 шт.); замену трубы холодного водоснабжения Д-80 мм (80 м); замену задвижек Д-80 мм (2 шт.); замену канализации Д-110 мм (40 м); замену ВРУ-04 (1 шт.), замену трубы холодного водоснабжения Д-25 мм (180 м), замену трубы отопления Д-20 мм (1 400 м), замену электропровода (500 м), замену электрощита (25 шт.).

Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 29 октября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен НКО Фонд – региональный оператор по проведению капитального ремонта многоквартирных домов ЕАО.

Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года исковые требования заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с.Бабстово, военный городок № 1, улица Юбилейная, дом 1. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бабстово, военный городок № 1, улица Юбилейная, дом 1, а именно: установку урн в количестве 5 штук, установку скамеек в количестве 5 штук, установку бельевой площадки в количестве 1 штука; установку беседки в количестве 1 штука. На федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с.Бабстово, военный городок № 1, улица Юбилейная, дом 1, а именно: ремонт окон -70 м.кв., штукатурку стен и потолка – 250 кв.м, побелку стен – 397,5 кв.м, покраску стен – 450 кв.м, восстановление ПВХ перил в подъездах – 30 м/п, восстановление игровой площадки – 1 шт., ремонт (установка) внутренних дверей (поквартирные входные двери) – 70 шт., ремонт дверей (тамбурные/металлические) (5 шт.); ремонт (установка) дверных замков (70 шт.); ремонт (установка) навесов (20 шт.); заделку трещин межпанельных швов – 1 900 м; ремонт отмостки – 188 кв.м.; установку продухи – 2,34 кв.м; замену трубы отопления Д-80 мм (160 м); замена задвижек Д-80 мм (4 шт.); замену трубы холодного водоснабжения Д-80 мм (80 м); замену задвижек Д-80 мм (2 шт.); замену канализации Д-110 мм (40 м); замену ВРУ-04 (1 шт.), замену трубы холодного водоснабжения Д-25 мм (180 м), замену трубы отопления Д-20 мм (1 400 м), замену электропровода (500 м), замену электрощита (25 шт.). При недостаточности у федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации денежных средств на проведение вышеуказанных работ обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства на указанные цели. Исковые требования к филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службе № 3 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 18 февраля 2022 года решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19 февраля 2021 года отменено в части возложения на федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанности в срок до 31декабря 2022 года произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с.Бабстово, военный городок № 1, улица Юбилейная, дом 1, а также в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности при недостаточности у федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации денежных средств на проведение вышеуказанных работ выделить денежные средства на указанные цели. В этой части вынесено новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.

Абзацы первый, второй, третий резолютивной части решения суда изложены в новой редакции:

«Исковые требования заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального и текущего ремонтов здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с.Бабстово, военный городок № 1, улица Юбилейная, дом 1.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок до 31 декабря 2022 года произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Бабстово, военный городок № 1, улица Юбилейная, дом 1, а именно: установку урн в количестве 5 штук, скамеек в количестве 5 штук, бельевой площадки в количестве 1 штуки, беседки в количестве 1 штуки. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с.Бабстово, военный городок № 1, улица Юбилейная, дом 1, а именно: ремонт окон – 70 кв.м, штукатурку стен и потолка – 250 кв.м, побелку стен – 397,5 кв.м, покраску стен – 450 кв.м, восстановление ПВХ перил в подъездах – 30 м/п, восстановление игровой площадки – 1 шт., ремонт (установка) внутренних дверей (поквартирные входные двери) – 70 шт., ремонт дверей (тамбурные/металлические) (5 шт.), ремонт (установка) дверных замков (70 шт.), ремонт (установка) навесов (20 шт.), заделку трещин межпанельных швов – 1 900 м, ремонт отмостки – 188 кв.м, установку продухи – 2,34 кв.м, замену трубы отопления Д-80 мм (160 м), замену задвижек Д-80 мм (4 шт.), замену трубы холодного водоснабжения Д-80 мм (80 м), замену задвижек Д-80 мм (2 шт.), замену канализации Д-110 мм (40 м), замену ВРУ-04 (1 шт.), замену трубы холодного водоснабжения Д-25 мм (180 м), замену трубы отопления Д-20 мм (1 400 м), замену электропровода (500 м), замену электрощита (25 шт.)». В остальной части решение суда оставлено без изменения.

8 июня 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства обороны РФ, поданная через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области 31 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона со ссылкой на то, что полномочий на заявление указанных требований в интересах неопределенного круга лиц у прокурора не имелось, поскольку круг лиц, проживающих в спорном доме индивидуализирован и определен. Дело подлежало рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства. Истец должен указать, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределённому кругу лиц не выполнил собственник либо чем именно нарушены права и охраняемые, законом интересы этого неопределенного круг лиц, а так же почему восстановление прав неопределённого круга лиц должно быть произведено именно проведением капитального ремонта собственником своего имущества, чего сделано не было. Обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание переданного имущества. Суд не привлек к участию в деле ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ в качестве соответчика, которое осуществляет техническое обслуживание, содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда. Судами не проверялась обоснованность объема ремонта, судебные акты основаны на фототаблицах и актах осмотров, проведенных, лицами, специальные познания которых судом не устанавливались. В указанные сроки исполнение судебных актов невозможно.

Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 июня 2022 года гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона к жилищно-коммунальной службе № 3 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по Восточному военному округу, Министерству обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ Центральному жилищно-коммунальному управлению МО РФ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности передано в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года кассационная жалоба Министерства обороны РФ передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ филиала Центрального жилищно-коммунального управления МО РФ по Восточному военному округу, Центрального жилищно-коммунального управления Министерства обороны Российской Федерации, третьих лиц ФКУ «ОСК Восточного военного округа», НКО Фонд – региональный оператор по проведению капитального ремонта многоквартирных домов ЕАО; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., изучив письменные возражения заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие основания для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в части в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела усматриваются.

Согласно ч.3 ст.328 и п.4 ч.1 ст.310 КАС РФ судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или ступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" усматривается, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года 155 создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение), основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ЕАО, Биробижданский район, с.Бабстово, военный городок № 1, ул.Юбилейная, дом 1 находится в собственности Российской Федерации, закреплён за Вооружёнными Силами Российской Федерации, Министерство обороны РФ осуществляет правомочия собственника данного многоквартирного дома.

Управляющая организация ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на основании договора управления от 26 сентября 2017 года № 3-УЖФ/ВВО-1 приняла на себя обязательства по предоставлению услуг по надлежащему содержанию жилья и текущему ремонту общего имущества дома.

Военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проведена проверка технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ЕАО, Биробижданский район, с.Бабстово, военный городок № 1, ул.Юбилейная, дом 1 (инв. 47), в ходе которой установлено, что здание указанного многоквартирного дома находится в неудовлетворительном состоянии, требующем капитального и текущего ремонтов.

Из акта приёма-передачи многоквартирного дома в управление, технического паспорта, следует, что капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ЕАО, Биробижданский район, с.Бабстово, военный городок № 1, ул.Юбилейная, дом 1, 1979 года постройки, не проводился.

Признавая незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта здания многоквартирного жилого дома и возлагая на него обязанность произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома в установленный срок, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, исходил из того, что ненадлежащее исполнение Минобороны России обязанностей как собственника по проведению капитального ремонта объекта недвижимости, вытекающих из бремени содержания принадлежащего ему имущества, влечет возможность существенного нарушения прав неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, создает угрозу их жизни и здоровью.

Возлагая на федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанности произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, Биробижданский районный суд ЕАО руководствовался пунктами 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в соответствии с которыми учреждение обеспечивает и осуществляет в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.

Отменяя решение суда первой инстанции в части возложения на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанности в срок до 31 декабря 2022 года произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, суд апелляционной инстанции исходил из того, что договор управления от 26 сентября 2017 года № 3-УЖФ/ВВО-1, заключённый между Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, расторгнут, сведения о жилом доме, исключены из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, имущество закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)», в связи с чем на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не может быть возложена обязанность по проведению текущего ремонта указанного жилого дома.

Между тем, судебные инстанции не приняли во внимание следующее.

Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу требований статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым.

Материалами дела установлено, что на основании приказа Министра обороны РФ от 4 апреля 2020 года № 175 создано Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, предметом уставной деятельности которого является обеспечение функционирования единой системы управления и распоряжения жилищным фондом, иным имуществом и земельными участками, закрепленными за Учреждением, в соответствии с его назначением.

В соответствии с пунктом 19 Устава, основным видом деятельности Учреждения, осуществляемым в рамках выполнения государственного задания, формируемого Министерством обороны, является содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной собственности (объектов жилищного фонда, прилегающей территории), для обеспечения реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, закрепленном за Министерством обороны, созданию условий их жизни и деятельности.

Согласно пунктам 20.4, 20.5 Устава учреждение вправе осуществлять деятельность заказчика-застройщика, организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе жилых и нежилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и закрепленных на праве оперативного управления за Учреждением (в том числе по обеспечению объектов оборудованием, материалами, поставка которых возложена на заказчика-застройщика, их приемку, учет, хранение, своевременную передачу подрядным организациям), пуско-наладке и сдаче объектов в эксплуатацию в установленном порядке; техническое обслуживание, содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда.

Источниками формирования имущества Учреждения являются: имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленное Учреждению в безвозмездное пользование собственником имущества; имущество, приобретенное Учреждением за счет выделенных ему средств федерального бюджета; имущество, приобретенное Учреждением за счет доходов, получаемых Учреждением от приносящей доход деятельности; имущество, полученное по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (пункт 30 Устава)

Как следует из пункта 31 Устава имущество Учреждения, находящееся в федеральной собственности, закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Приказом директора департамента военного имущества Минобороны России от 10 июня 2021 года № 1772 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России прекращено право оперативного управления федерального государственного казённого учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на недвижимое имущество, указанное в Приложении № 1 к настоящему приказу. Данное имущество закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России. Согласно Приложению № 1 за ФГАУ «Росжилкомплекс» на праве оперативного управления закреплены квартиры с 1 по 70 жилого дома, расположенного по адресу: ЕАО, Биробижданский район, с.Бабстово, военный городок № 1, ул.Юбилейная, дом 1.

Данное имущество в виде квартир с 1 по 70 жилого дома, расположенного по адресу: ЕАО, Биробижданский район, с.Бабстово, военный городок № 1, ул.Юбилейная, дом 1, передано по акту приёма-передачи недвижимого имущества в оперативное управление от 28 июня 2021 года ФГАУ «Росжилкомплекс».

2 ноября 2021 года собственником имущества Минобороны России в лице начальника филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» принято решение о расторжении договора от 26 сентября 2017 года № 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, заключённого с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, с даты подписания дополнительного соглашения о расторжении договора управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными силами РФ (Единоличное решение собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Минобороны России от 2 ноября 2021 года № 36).

3 ноября 2021 года между Минобороны России в лице начальника филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу заключено соглашение о расторжении договора управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными силами РФ от 26 сентября 2017 года № 3-УЖФ/ВВО-1. Стороны договорились расторгнуть договор в отношении объектов жилищного фонда, переданного в управление управляющей организации, согласно Приложению № 1 к настоящему соглашению, в том числе в отношении жилого дома, расположенного по адресу: ЕАО, Биробижданский район, с.Бабстово, военный городок № 1, ул.Юбилейная, дом 1.

Решением Государственной жилищной инспекции ЕАО от 26 ноября 2021 года № 216 в реестр лицензий по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ЕАО в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России внесены следующие изменения: с 1 декабря 2021 года из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, исключены сведения о многоквартирных домах, в том числе о доме, расположенном по адресу: ЕАО, Биробижданский район, с.Бабстово, военный городок № 1, ул.Юбилейная, дом 1.

Между тем, установив вышеуказанные обстоятельства, суды не дали им надлежащей правовой оценки, вопрос о привлечении к участию в деле ФГАУ «Росжилкомплекс» не обсудили, круг полномочий данного учреждения в отношении жилого фонда Министерства обороны РФ не определили.

Кроме того, возложив обязанность на Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства при недостаточности у федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации денежных средств на проведение вышеуказанных работ, суд вышел за пределы исковых требований прокурора.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Необходимо также отметить, что настоящее дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства, в то же время с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведенных в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, уточнить административные исковые требования прокурора и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права, приняв законное и обоснованное решение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 18 февраля 2022 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в порядке административного судопроизводства.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.

Председательствующий

Судьи