ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2511-К от 21.12.2011 Южного окружного военного суда

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 2511-кг

21 декабря 2011 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:

председательствующего — Потапченко И.Н.,

судей — Давыдова Д.А.,

— Аверкова И.А.,

при секретаре Бочковой В.В.,

рассмотрела гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Трофимова С.Н. на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 13 сентября 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Трофимова Сергея Николаевича об оспаривании действий командира той же воинской части и начальника Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты>, связанных с порядком предоставления бесплатного питания.

Заслушав доклад судьи Аверкова И.А., судебная коллегия

установила:

Трофимов обратился в гарнизонный суд с заявлением, в котором указал, что он не обеспечивался бесплатным питанием в период с 1 июня 2010 года по 21 июня 2010 и просил взыскать с Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <данные изъяты> в счет возмещения убытков 49276 рублей 60 копеек, а также судебные расходы, понесенные им в связи с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей и получением справки из органа Федеральной службы государственной статистики <данные изъяты> в размере 1560 рублей 45 копеек.

Судом в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Трофимов просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, и полностью удовлетворить его требования.

В обоснование просьбы заявитель указывает, что действующий приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ фактически дополняет перечень категорий военнослужащих, подлежащих обеспечению бесплатным питанием, к которым он относится, поэтому этот нормативный акт подлежит применению.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спорного правоотношения применены правильно.

Вопреки утверждению в жалобе, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, которые получили надлежащую правовую оценку в судебном решении.

В соответствии п. 1 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, в форме организации питания по месту военной службы – для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 9 февраля 2004 года № 65, которым установлены дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организации и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а также сотрудникам и военнослужащим Объеденной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории <данные изъяты> региона Российской Федерации.

Одной из таких дополнительных гарантий является обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, бесплатным питанием по установленным нормам с сохранением на это время порядка обеспечения их продовольственными пайками по месту военной службы.

Пунктом 1 указанного постановления также установлен перечень военнослужащих, на которых распространяются эти гарантии и компенсации. При этом из подпункта «д» пункта 1 постановления видно, что питание, наряду с прочим, предоставляется военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, дислоцированных на постоянной основе, на территории РСО-Алания, лишь при условии включения их в став специальных сил или сил Объединенной группировки.

Как видно из материалов дела, войсковая часть в состав специальных сил и сил Объединенной группировки в оспариваемый заявителем период не входила и Трофимов в это время задач в составе указанных сил не исполнял.

Пунктом 16 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ определенный указанным постановлением Правительства РФ перечень военнослужащих, подлежащих обеспечению бесплатным питанием, был дополнен военнослужащими, проходящими военную службу, а также командированными в воинские части, не входящие в состав специальных сил и сил Объединенной группировки, дислоцированные на территории <данные изъяты>

В соответствии с подпунктами 8, 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министр обороны России в целях реализации своих полномочий вправе издавать приказы нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции. Министр обороны России уполномочен утверждать лишь порядок продовольственного обеспечения и нормы продовольственных пайков для отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определенных Правительством РФ.

Расширение перечня категорий военнослужащих обеспечиваемых питанием по месту военной службы, равно как и установление иных дополнительных гарантий в сфере продовольственного обеспечения военнослужащих, к компетенции Минобороны России не относится.

Поскольку приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65, суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 11 ГПК РФ правильно применил положения данного нормативного акта, имеющего большую юридическую силу, и отказал в требованиях заявителя.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 347, 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 13 сентября 2011 года по заявлению Трофимова Сергея Николаевича оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: