ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-1-6895/2023
88а-28855/2023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов |
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Ендовицкой Е.В., Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Калужского районного суда Калужской области от 26 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 26 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к управлению экономики и имущественных отношений города Калуги, управлению по работе с населением на территории города Калуги, муниципальному унитарному предприятию «Калугаспецавтодор» об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконными действия, совершенные в отношении его движимого имущества спецтранспортом МУП «Калугаспецавтодор» по решению управления экономики и имущественных отношений города Калуги, повлекшие эвакуацию с парковочного места принадлежащего ему транспортного средства ЗАЗ-110206, государственный регистрационный знак №, возложить на МУП «Калугаспецавтодор» вернуть ему данное транспортное средство силами и средствами муниципального унитарного предприятия.
В обоснование административного иска указал, что в сентябре 2015 года пропал принадлежащий ему автомобиль ЗАЗ-110206, государственный регистрационный знак №, который находился около подъезда дома № 12 по бульвару Моторостроителей города Калуги. 21 мая 2022 года от бывшего собственника данного транспортного средства ФИО2 ему стало известно о том, что автомобиль был принудительно эвакуирован по решению управления экономики и имущественных отношений города Калуги как брошенное имущество. Считает, что принудительная эвакуация принадлежащего ему транспортного средства была произведена без наличия на то оснований, с нарушением его прав, поскольку он постоянно до момента эвакуации пользовался автомобилем.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 26 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 26 января 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 31 июля 2023 года, ФИО1 просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, указав, что судами не дана должная оценка тому, что в нарушение Положения об эвакуации брошенного автотранспорта управление по работе с населением на территории города Калуги не приняло меры по установлению адреса регистрации по месту жительства или по месту пребывания владельца транспортного средства, и что эвакуированный автомобиль не являлся разукомплектованным, не имел ни одного из признаков неисправностей, включенных в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается его эксплуатация, с его стороны в суд были представлены доказательства, подтверждающие факт использования им автомобиля в спорный период времени.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 28 мая 2015 года между ФИО2 (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи, по условиям которого административный истец приобрел в собственность транспортное средство ЗАЗ-110206, 1993 года выпуска, VIN №
Из копии дубликата указанного транспортного средства следует, что сведения о ФИО1 как о собственнике в паспорт транспортного средства не вносились, регистрационные действия по изменению собственника транспортного средства не производились. В паспорте содержатся сведения о собственнике транспортного средства ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>
15 июня 2015 года сотрудниками управления по работе с населением города Калуги в количестве трех человек составлен акт осмотра транспортного средства с признаками брошенного, их которого следует, что произведен осмотр транспортного средства, государственный регистрационный знак №, находящегося во дворе дома № 12 бульвар Моторостроителей города Калуги напротив подъезда № 8 в парковочном кармане; транспортное средство имеет спущенные колеса и ржавое крыло.
17 июля 2015 года в адрес ФИО2 (<адрес>) как лица, сведения о котором как о собственнике транспортного средства имелись у регистрирующего органа и органов местного самоуправления, направлено уведомление с требованием перемещения транспортного средства в предназначенное для хранения транспортных средств место или своими силами и за свой счет эвакуировать/утилизировать транспортное средство в случае прекращения его эксплуатации в 7-дневный срок. Информации о заключенном между ФИО2 и ФИО1 договоре купли-продажи транспортного средства у административных ответчиков не имелось.
28 июля 2015 года комиссией при Городской Управе города Калуги, созданной для решения вопросов об эвакуации и осмотре транспортных средств, подлежащих эвакуации, в адрес ФИО3 направлено извещение о том, что 14 августа 2015 года будет проводиться осмотр принадлежащего ей транспортного средства марки, государственный регистрационный знак №, с составлением актов о необходимости его эвакуации.
30 июля 2015 года в печатном издании газета «Калужская неделя» № 29 (700) был размещен перечень бесхозяйного, брошенного, разукомплектованного автотранспорта, выявленного на территории муниципального образования «Город Калуга» и находящегося без перемещения более 30 дней, в который вошло и транспортное средство, государственный регистрационный знак №, находящееся в парковочном кармане у 8-го подъезда дома № 12 бульвар Моторостроителей города Калуги. В указанном сообщении управление по работе с населением города Калуги предложило владельцам транспортных средств в течение 7 суток после даты опубликования данного уведомления своими силами переместить транспортные средства в предназначенное для хранения место или эвакуировать/утилизировать транспортные средства в случае прекращения их эксплуатации. Разъяснено, что в случае непринятия мер в указанный срок транспортное средство будет эвакуировано в августе 2015 года.
Информация об автотранспортных средствах, по которым в комиссию поступили обращения для принятия решения об эвакуации, также была размещена на официальном сайте Городской Управы города Калуги, а также в выпуске газеты «Калужская неделя» № 30 (701) от 6 августа 2015 года.
В извещении, направленном ФИО3, а также в объявлениях, опубликованных на официальном сайте и в печатном издании, ошибочно была указана марка автомобиля «Москвич», однако государственный регистрационный номер и местонахождение автотранспортного средства приведены верно.
14 августа 2015 года по результатам произведенного осмотра комиссией при Городской Управе города Калуги, созданной для решения вопросов об эвакуации и осмотре транспортных средств, подлежащих эвакуации, составлен акт № 30 о необходимости эвакуации транспортного средства с государственным регистрационным знаком №, расположенного по адресу: бульвар Моторостроителей, д. 12, город Калуга (парковочный карман у 8-го подъезда), в связи с его нахождением более 30 суток без перемещения, а также наличием у транспортного средства битого и ржавого переднего левого крыла и спущенных шин. Копия акта от 14 августа 2015 года была направлена ФИО3 17 августа 2015 года заказным письмом. 9 сентября 2015 года сотрудниками МУП «Калугаспецавтодор» вышеуказанное транспортное средство было принято к эвакуации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у административных ответчиков имелись основания для эвакуации транспортного средства, порядок уведомления владельца и эвакуации автомобиля соблюден, нарушений прав административного истца не установлено.
При установленных фактических обстоятельствах судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Городской Управы города Калуги от 9 декабря 2013 года № 395-п утверждено Положение об эвакуации бесхозяйного, брошенного, разукомплектованного автотранспорта на территории муниципального образования «Город Калуга» (далее-Положение).
Согласно пункту 3.1.1 Положения (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) эвакуации на территорию для временного хранения подлежит, в частности, транспортное средство с признаками бесхозяйного и брошенного, расположенное на одном месте (без перемещения) на территории муниципального образования «Город Калуга» свыше 30 календарных дней.
Из пункта 3.2 Положения следует, что факт расположения на территории муниципального образования «Город Калуга» (без перемещения) свыше 30 дней транспортных средств с признаками бесхозяйного и брошенного, а также эксплуатация которых прекращена собственником, подтверждается соответствующими актами, составляемыми сотрудниками управления по работе с населением в количестве не менее трех человек.
Пунктами 4.1, 4.2, 4.3 Положения предусмотрено, что после получения сведений о нахождении либо выявлении на территории муниципального образования «Город Калуга» транспортных средств с признаками брошенных и разукомплектованных управление по работе с населением на территориях принимает меры к установлению их владельцев, адреса их регистрации по месту жительства или по месту пребывания (в отношении физических лиц), адреса места нахождения (в отношении юридических лиц) путем направления запросов в МРЭО ГИБДД УМВД России по Калужской области и иные организации.
В случае выявления владельца транспортного средства управление по работе с населением на территориях обращается к нему с письменным уведомлением, направляемым заказным письмом либо вручаемым под роспись лично владельцу транспортного средства, а также на срок не менее семи календарных дней размещает уведомление на транспортном средстве.
Размещение уведомления на транспортном средстве фиксируется на фото с указанием даты размещения. Уведомление содержит требование переместить транспортное средство в предназначенное для хранения транспортных средств место или своими силами и за свой счет эвакуировать/утилизировать транспортное средство в случае прекращения его эксплуатации.
Также уведомление содержит срок эвакуации транспортного средства, который не может быть менее семи календарных дней с момента размещения уведомления на транспортном средстве.
В день размещения уведомления на транспортном средстве уведомление размещается на официальном сайте Городской Управы города Калуги по адресу: www.kaluga-gov.ru в актуальном сюжете «Эвакуация транспорта» на срок не менее семи календарных дней и опубликовывается в ближайшем очередном выпуске периодического печатного издания - газете «Калужская неделя».
В силу требований пункта 4.5 Положения комиссией производится осмотр транспортного средства и составляется акт в трех экземплярах. В случае если владелец транспортного средства не явился на осмотр транспортного средства, акт составляется в двух экземплярах. О дате и времени проведения осмотра владелец транспортного средства извещается заказным письмом или извещение вручается владельцу транспортного средства лично под роспись. Одновременно информация о дате и времени осмотра не позднее, чем за 5 дней до даты проведения осмотра, размещается на транспортном средстве, официальном сайте Городской Управы города Калуги по адресу www.kaluga-gov.ru в актуальном сюжете «Эвакуация транспорта», в периодическом печатном издании - газете «Калужская неделя».
В случае отсутствия владельца транспортного средства при осмотре, уклонения его от подписания акта осмотра транспортного средства в акте об этом делается запись.
Согласно пунктам 4.6, 4.8 Положения на основании акта осмотра транспортное средство подлежит эвакуации на специально отведенную территорию для временного хранения. Эвакуация транспортных средств на специально отведенную территорию и временное хранение осуществляются муниципальным унитарным предприятием «Калугаспецавтодор» города Калуги. При осуществлении указанных действий муниципальным унитарным предприятием «Калугаспецавтодор» города Калуги должна быть обеспечена сохранность транспортного средства в состоянии, указанном в акте.
С учетом приведенного выше правового регулирования, суды, правильно установив фактические обстоятельства по делу, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку административными ответчиками соблюдены требования, предъявляемые указанным выше положением Положением; комиссионное обследование транспортного средства проведено уполномоченным органом в установленном порядке; имеющиеся у автомобиля технические повреждения (недостатки) препятствовали эксплуатации транспортного средства и позволяли отнести его к категории брошенных (разукомплектованных); административным ответчиком собственнику транспортного средства направлено уведомление о необходимости переместить транспортное средство в место для хранения транспортных средств с предупреждением о принятии мер по принудительному перемещению автомобиля на специализированную стоянку; в связи с непринятием собственником мер по самостоятельному перемещению автомобиля, правомерно осуществлено принудительное перемещение автомобиля на площадку временного хранения.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов нижестоящих инстанций, приведенными в обжалуемых судебных актах, по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, изложенным административным истцом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана соответствующая правовая оценка.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которые не были проверены и не учтены судами и влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судебных инстанций.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Калужского районного суда Калужской области от 26 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 26 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи