ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1025/2021 от 20.12.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-1025/2021

88а-31319/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Васляева В.С.,

судей Кривенкова О.В., Софронова В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод штампов и пресс-форм» на решение Нижегородского районного суда города Нижний Новгород от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 1 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Завод штампов и пресс-форм» к администрации города Нижний Новгород о признании нормативного правового акта недействующим.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В., объяснения представителя административного истца ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2, полагавшего, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Завод штампов и пресс-форм» (далее – ООО «Завод штампов и пресс-форм», Общество) обратилось в суд с административным иском. В обоснование заявленных требований указало, что администрацией города Нижнего Новгорода принято постановление от 8 сентября 2020 года № 3193 «Об установлении норматива состава сточных вод для абонентов АО «Нижегородский водоканал» (технологическая зона водоотведения – Нижегородская станция аэрации) (далее – Постановление № 3193), официально опубликованное 8 сентября 2020 года на официальном сайте администрации города Нижний Новгород. Согласно пункту 4 указанного Постановления его действие распространено на период с 1 июля 2020 года.

Административный истец указал, что Общество является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым Постановлением, поскольку АО «Нижегородский водоканал» на основании единого договора холодного водоснабжения и водоотведения от 1 января 2015 года оказывает ООО «Завод штампов и пресс- форм» услуги по водоотведению, в том числе осуществляет прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Таким образом, ООО «Завод штампов и пресс-форм» является абонентом АО «Нижегородский водоканал», и на их отношения по водоотведению распространяются нормативы состава сточных вод, установленные оспариваемым нормативным актом. По мнению административного истца, указание в пункте 4 Постановления № 3193 в части придания данному нормативному акту обратной силы и распространения его положений на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 года, не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы ООО «Завод штампов и пресс-форм». В связи с чем, просили признать недействующим положения указанного пункта оспариваемого нормативного акта. Полагают, что ни законом, ни Уставом города Нижнего Новгорода не предусмотрена возможность придания нормативным правовым актам администрации города Нижнего Новгорода обратной силы. Распространение действия нормативов состава сточных вод на предшествующие периоды фактически означает изменения тарифов с приданием таким изменениями «обратной силы», что запрещено нормами тарифного регулирования. Кроме этого, придание обратной силы нормативному акту противоречит положениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Нижегородского районного суда города Нижний Новгород от 11 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 1 июня 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной 2 ноября 2021 года через суд первой инстанции, ООО «Завод штампов и пресс-форм» просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает, что оспариваемое постановление является нормативно-правовым актом гражданского законодательства. Указывает, что установление норматива состава сточных вод фактически предполагает повышение тарифов за предшествующие периоды и придает документу обратную силу, что противоречит закону.

Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Группа ГАЗ» представлен отзыв, в котором оно просит удовлетворить кассационную жалобу.

Администрацией города Нижнего Новгорода представлены возражения, в которых она просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, полагая, что судебные акты, принятые по административному делу, подлежат оставлению без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, изучив представленные возражения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В статье 47 Федерального закона № 131-ФЗ регламентировано, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

В соответствии со статьей 1 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2005 года № 91 (далее Устав), муниципальное образование город Нижний Новгород является городским округом, городом областного значения.

В соответствии с подпунктом 14.2 пункта 7 статьи 43 Устава администрация города Нижнего Новгорода в области жилищного, жилищно-коммунального обслуживания, осуществляет полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ, Закон о водоснабжении и водоотведении).

Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 8 сентября 2020 года № 3193 «Об установлении норматива состава сточных вод для абонентов АО «Нижегородский водоканал» (технологическая зона водоотведения – Нижегородская станция аэрации) издано в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода.

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 728) Правительство Российской Федерации рекомендовало органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в определенных случаях) установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 года.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, следовательно, Правительство Российской Федерации не имеет полномочий устанавливать для органов местного самоуправления обязывающие нормы, а устанавливает только рекомендательные нормы. Императивность требований Постановления № 728 заключается в том, что органы местного самоуправления должны установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 года.

Постановление № 728 принято в соответствии с пунктами 8.1, 8.2 части 11 статьи 7, частями 1,2,3 и 5 статьи 30.1, частями 1 и 3 статьи 30.2, частью 1 статьи 30.3 Федерального закона № 416-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 1 января 2019 года).

Согласно пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава 5 Федерального закона № 416-ФЗ, которой было предусмотрено установление нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимитов на сбросы в отношении объектов абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, признана утратившей силу.

Соответствии с пунктом 2 указанной статьи введено понятие «нормативы состава сточных вод» вместо понятия «нормативы водоотведения по составу сточных вод», ранее использовавшегося в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской от 12 февраля 1999 года № 167 (далее – Правила № 167).

В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона № 416-ФЗ (в редакции, вступившей в силу 1 января 2019 года), в целях охраны водных объектов от загрязнения, для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, определенных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 № 644, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Согласно установленному в Федеральном законе № 416-ФЗ порядку исчисления платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод (в редакции, вступившей в силу 1 января 2019 года), абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод.

В связи с вышеизложенным Постановлением № 728 из постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 644) исключаются положения, регулирующие установление в отношении объектов абонентов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимитов на сбросы.

В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 части 11 статьи 7, частями 1,2,3, 5 статьи 30.1, частями 1, 3 статьи 30.2 Федерального закона № 416-ФЗ (в редакции, вступившей в силу 1 января 2019 года), в Правила № 644 введены положения, регулирующие порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ, порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию абонентом мероприятий по обеспечению предотвращения превышения им нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов.

В связи с этим, Постановлением № 728 Правила № 167 и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», признаны утратившими силу с 1 июля 2020 года.

Таким образом, с момента вступления в силу изменений, предусмотренных Постановлением № 728, а именно с 1 июля 2020 года, ранее действовавший порядок регулирования расчета указанных платежей утратил силу.

Учитывая вышеизложенное, а также обязанность абонента внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества сверх установленных нормативов состава сточных вод, предусмотренную частью 1 статьи 30.2 Федерального закона № 16-ФЗ, является обоснованной рекомендация органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов об установлении нормативов состава сточных вод в соответствии с вновь установленным порядком со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 года, содержащейся в пункте 2 Постановления № 728.

Как установлено судами при рассмотрении административного дела, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 8 сентября 2020 года № 3193 уставлены нормативы состава сточных вод для абонентов АО «Нижегородский водоканал» (технологическая зона водоотведения – НСА) согласно приложению. Действие постановления распространено с 1 июля 2020 года (пункт 4).

Постановление № 3193 опубликовано на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода 8 сентября 2020 года, а также печатном издании «День города. Нижний Новгород» от 16 октября 2020 года № 84(1594).

ООО «Завод штампов и пресс-форм» является абонентом АО «Нижегородский водоканал» на основании договора от 1 января 2015 года , по условиям которого АО «Нижегородский водоканал» оказывает услуги Обществу по водоотведению, в том числе осуществляет прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, к выводу о том, что действие оспариваемого постановления администрации города Нижнего Новгорода, установленное пунктом 4, правомерно распространено на период с 1 июля 2020 года и соответствует Закону о водоснабжении и водоотведении, постановлению Правительства Российской Федерации № 728, Правилам № 644.

При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов.

Проверяя соответствие пункта 4 постановления администрации города Нижнего Новгорода от 8 сентября 2020 года № 3193 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суды установили, что предметом регулирования оспариваемого нормативного правового акта является установление норматива состава сточных вод для абонентов АО «Нижегородский водоканал», превышение которых влечет для абонента обязанность по внесению организации, осуществляющей водоотведение, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.

Принимая во внимание то обстоятельство, что в силу прямого указания в пункте 2 Постановления № 728 был установлен переходный период, в течение которого муниципальные нормативные правовые акты об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод должны быть приведены в соответствие с требованиями Правил № 644, оснований для признания оспариваемого положения постановления администрации города Нижнего Новгорода от 8 сентября 2020 года № 3193 недействующим по мотивам его несоответствия требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, у судов не имелось.

Судом первой инстанции также обоснованно отклонены доводы административного истца о противоречии оспариваемых норм пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Нормативный правовой акт, оспариваемый административным истцом в части распространения действия оспариваемого постановления на период с 1 июля 2020 года, принят во исполнение подпункта 9.1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416, введенному в действие с 1 января 2019 года, Постановления № 728, согласно которым установление нормативов состава сточных вод отнесено к исключительным полномочиям органов местного самоуправления. В связи с чем, к актам гражданского законодательства оспариваемое постановление не относится.

Судебная коллегия полагает выводы судов нижестоящих инстанций правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.

Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных постановлений, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. В остальном доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.

Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Нижегородского районного суда города Нижний Новгород от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 1 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод штампов и пресс-форм» – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 декабря 2021 года.

Председательствующий

Судьи