ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1053/20 от 22.04.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 8а-6425/2021 (88а-11708/2021)

номер дела суда 1-й инстанции № 2а-1053/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 22 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Иванова А.Е.,

судей Усенко Н.В., Капункина Ю.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя Пономаревой Т.А. по доверенности Ефросинина Д.Г., поступившей в суд первой инстанции 17 февраля 2021 года, и администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, поступившей в суд первой инстанции 19 февраля 2021 года, на решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 16 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 03 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Гариной Л.А. к администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснения представителя Пономаревой Т.А. по доверенности Ефросинина Д.Г., представителя администрации города Сочи – Перекрестова П.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Гарина Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать решение администрации города Сочи от 24.01.2020 года об отказе в предоставлении Гариной Л.А. муниципальной услуги – «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» незаконным; считать утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1048 метров квадратных, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство (в пределах населенного пункта); считать, что вынесенное судебное решение является основанием для Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1048 метров квадратных, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство (в пределах населенного пункта), при этом согласие правообладателя земельного участка и согласование границ со смежными землепользователями не требуется; обязать администрацию города Сочи в лице уполномоченного органа - департамента имущественных отношений администрации города Сочи в пятнадцатидневный срок с момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка заключить с Гариной Л.А. соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в муниципальной собственности, в отношении земельного участка, образование которого осуществляется путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером землями, собственность на которые не разграничена, площадью 1048 метров квадратных, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство (в пределах населенного пункта).

Решением Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 16 июля 2020 года административные исковые требования Гариной Л.А. к администрации города Сочи, департаменту имущественных отношений администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 03 декабря 2020 года оставлено без изменения решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 16 июля 2020 года.

Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой и апелляционной инстанции и принятии по делу нового решения, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Представитель Пономаревой Т.А. по доверенности Ефросинин Д.Г., в кассационной жалобе так же ставят вопрос об отмене решения суда первой и апелляционной инстанции и принятии по делу нового решения, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Пономаревой Т.А. по доверенности Ефросинин Д.Г., представитель администрации города Сочи – Перекрестов П.А. доводы своих кассационных жалоб поддержали, настаивали на отмене состоявшихся по делу судебных актов с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 16 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 03 декабря 2020 года подлежат отмене, что обусловлено следующим.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что размещение испрашиваемого к перераспределению земельного участка не нарушает прав третьих лиц, в том числе, Пономаревой Т.А., так же технических препятствий для перераспределения земельного участка Гариной Л.А. не установлено, испрашиваемый к перераспределению земельный участок не входит в перечень земель, изъятых из гражданского оборота, не затрагивает границы красных линий улиц, нарушения предельных норм выделения земельных участков, установленных на территории города Сочи, вследствие перераспределения земель не имеется, в связи с чем, административные исковые требования подлежали удовлетворению.

Однако с такими выводами судов нижестоящих инстанций согласиться нельзя ввиду следующего.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, представленным в материалах дела (л.д. 174-183 т.1), пункт 3.8 В границах красных линий: земельный участок частично находится в границах красных линий.

В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержится перечень земель, земельные участки в составе которых не подлежат отчуждению.

В частности, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) и земельные участки земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.

Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических или физических лиц.

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Порядок установления красных линий осуществляется в соответствии с РДС 30-201-98 «Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», принятой Постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 года №18-30.

Пунктом 4.1 указанной Инструкции определено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а так же на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000, 1:2000.

Таким образом, поскольку перераспределяемый земельный участок частично находится в границах красных линий, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, не представляется возможным его перераспределение из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность юридических или физических лиц.

Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае: принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 16 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 03 декабря 2020 года так же подлежат отмене по безусловным основаниям, что обусловлено следующим.

Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований Гариной Л.А., судами не было принято во внимание то обстоятельство, что на перераспределяемом земельном участке находятся установленные в соответствии с утвержденной проектной документацией линейные объекты местного значения – водопровод, водоотделение, газопровод, электрические сети, питающие домовладения, в том числе лица, не привлеченного к участию в деле – Пономаревой Т.А., чем фактически затрагиваются права и обязанности Пономаревой Т.А. Так же судами не было учтено, что часть перераспределяемого земельного участка является проезжей частью автомобильной дороги постановленной на кадастровый учет и имеющей кадастровый номер

Таким образом, допущенные судом первой и апелляционной инстанции грубые процессуальные нарушения при разрешении административного дела являются существенными и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, а так же лиц, не привлеченных к участию в деле.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанции при разрешении административного дела нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, в связи с чем судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым обжалуемые решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 16 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 03 декабря 2020 года отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, с указанием на рассмотрение в дела в ином составе судей.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 310, 327 - 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 16 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 03 декабря 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Лазаревский районный суд города Сочи Краснодарского края в ином составе судей.

Отменить приостановление исполнения решения Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 16 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 03 декабря 2020 года.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 года.

Председательствующий

А.Е. Иванов

Судьи Н.В. Усенко

Ю.Б. Капункин

Постановление22.06.2021