ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88а-6812/2020
номер дела суда 1-й инстанции№2а-1168/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 09 июня 2020 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Иванова А.Е.,
судей Шелудько В.В., Усенко Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации города Феодосии Бовтуненко С.Н. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, администрации г. ФИО3, МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации г. ФИО3», заинтересованные лица ГУП РК «Вода Крыма», МКУ «Управление капитального строительства администрации г. Феодосии Республики Крым», МКУ «Приморская поселковая администрация», Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определённые действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснение административного истца ФИО1, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Административный истец ФИО1 обратилась в Феодосийский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнений просила: признать незаконным бездействие и обязать Муниципальное образование городского округа Феодосии Феодосийского городского совета выделить финансирование из бюджета муниципального образования городской округ Феодосия на разработку проектно-сметной документации объекта «Строительства системы водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес> и на строительство сетей водоснабжения и водоотведения по вышеуказанному адресу до 31 декабря 2019 года; признать незаконным бездействие и обязать администрацию <адрес> Республики Крым разработать проектно-сметную документацию объекта и строительство системы водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес> до 31 декабря 2019 года и построить сети водоснабжения и водоотведения по вышеуказанному адресу.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 5 июня 2019 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации г. Феодосии Республики Крым, выразившееся в непринятии достаточных мер по формированию инженерной инфраструктуры, необходимой для использования по назначению земельного участка по адресу: <адрес>, и на администрацию г. Феодосии Республики Крым возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить подведение инженерных сетей водоснабжения и водоотведения к земельному участку по адресу: <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 августа 2019 года, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 июня 2019 года, оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации города Феодосии Бовтуненко С.Н. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец ФИО1 возражала доводам кассационной жалобы, просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела ФИО1 с 16 апреля 2018 года является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (микрорайон Аджиголь), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.
08 августа 2018 года ФИО1 обратилась в ГУП РК «Вода Крыма» с заявлением о получении технических условий на водоснабжение по адресу: <адрес>.
Факт отсутствия инженерных сетей водоснабжения и водоотведения подходящих к земельному участку расположенному по адресу: <адрес>, судами установлен и не оспаривался сторонами.
14 августа 2018 года ГУП РК «Вода Крыма» рассмотрено заявление истца о выдаче технических условий по подключению водоснабжения и водоотведения земельного участка, по результатам рассмотрения которого за исх. № заявителю дан ответ о невозможности выдачи технических условий, ввиду отсутствия технической возможности обеспечения заявителя услугами централизованного водоснабжения и водоотведения, в связи с отсутствием уличных инженерных сетей, проходящих вблизи границы земельного участка заявителя.
19 сентября 2018 года истец обратилась к главе администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО2, главе Феодосийского городского совета Республики Крым, с заявлениями о разрешении вопроса нарушения технических условий подключения земельного участка к водоснабжению и водоотведению, ввиду отсутствия уличных инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, проходящих вблизи земельного участка заявителя, с целью возможности подключения участка к указанным сетям.
15 октября 2018 года за исх. № заместителем главы администрации г. Феодосии в адрес ФИО1 дан ответ, согласно которому строительство сетей водоотведения по адресу: <адрес>, планом 2018 года программой по водоснабжению и водоотведению населенных пунктов Республики Крым до 2019 года не предусмотрено. В настоящее время поданы предложения на разработку проектно-сметной документации объекта «Строительство системы водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес>. При выделении финансирования из бюджета муниципального образования городской округ Феодосия будет рассмотрен вопрос о возможности включения в план капитального строительства на 2019 год.
26 ноября 2018 года в адрес ФИО1 за исх. №, заместителем главы администрации г. Феодосии Республики Крым в ответ на претензию ФИО1 от 29.10.2018 дан ответ о том, что планом капитального строительства администрации г. Феодосии Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годы выполнение инженерных изысканий и выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство сетей водоснабжения и водоотведения в пгт. Приморский» не предусмотрено, в связи с отсутствием достаточного финансирования. Включение в план капитального строительства на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов мероприятий по разработке проектно-сметной документации по объекту и получение положительного заключения государственной экспертизы возможно при условии выделения дополнительного финансирования из бюджета муниципального образования городской округ Феодосия или при корректировке бюджета муниципального образования городской округ ФИО3.
Аналогичные ответы даны ФИО1 письмом администрации г. Феодосии от 08 февраля 2019 года исх. № и 08 апреля 2019 года исх. №.
07 февраля 2019 года заместителем министра ЖКХ Республики Крым рассмотрено обращение ФИО1 и за исх. № дан ответ, согласно которому заявителю разъяснено, что финансирование объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства за счет средств бюджета Республики Крым осуществляется в соответствии с Порядком формирования и реализации РАПП и Плана капремонта объектов социальной инфраструктуры в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25 октября 2016 года № 517, при условии предоставления администрацией муниципального образования соответствующей документации. Объем бюджетных ассигнований в бюджете Республики Крым на 2019 год на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства и коммунальной теплоэнергетики составляет 575,4 млн. руб.
В свою очередь предложений по строительству водовода по адресу: <адрес>, соответствующих требованиям Порядка и вышеуказанным критериям, в Министерство не поступало.
Одновременно разъяснено, что в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения и водоотведения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем, администрация города ФИО3 полномочна решать поднятый вопрос за счет других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ответу первого заместителя министра ЖКХ Республики Крым, поступившего на обращение ФИО1 в адрес Совета министров Республики Крым по вопросу строительства водовода, в соответствии с пунктами 6 и 9 постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы. Орган местного самоуправления указанное техническое задание разрабатывает и в срок до 01 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает его, и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет в организацию для разработки инвестиционной программы. ГУП РК «Вода Крыма» осуществлена работа по сбору утвержденных технических заданий на разработку инвестиционной программы от администраций муниципальных образований Республики Крым, на территории которых расположены объекты водопроводно-канализационного хозяйства, находящиеся в хозяйственном ведении ГУП РК «Вода Крыма». ГУП РК «Вода Крыма» приступило к разработке проекта инвестиционной программы в соответствии с разработанной и утвержденной Дорожной картой.
Министерством ЖКХ Республики Крым в адрес администрации <адрес> направлено письмо от 26 февраля 2019 года № 08-10/670 о принятии мер по разработке проектно-сметной документации и проведению строительно-монтажных работ по строительству водовода по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством. По информации администрации г. Феодосии, в настоящее время МКУ «Приморская поселковая администрация Администрации г. Феодосии Республики Крым» ведется работа по разработке муниципальной программы по водоснабжению и водоотведению в пгт. Приморский г. Феодосии.
Письмом от 07 марта 2019 года администрацией г. Феодосии Республики Крым в адрес ФИО1 дан ответ на её обращение, о том, что финансирование объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства за счет средств бюджета Республики Крым осуществляется в соответствии с Порядком формирования и реализации РАПП и плана капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры в Республике Крым. Бюджет муниципального образования городской округ ФИО3 на 2019 год сформирован в режиме жесткой экономии бюджетных средств. Вопрос о выделении денежных средств на разработку проектно-сметной документации по объектам водоснабжения и водоотведения в пгт. Приморский г. Феодосия будет рассмотрен при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов. МКУ «Приморская поселковая администрация администрации г. Феодосии Республики Крым» ведется работа по разработке проектно-сметной документации по объектам водоснабжения и водоотведения в пгт. Приморский, ведется работа по разработке муниципальной программы по водоснабжению и водоотведению в пгт. Приморский г. Феодосии.
6 марта 2019 года в адрес Министра ЖКХ Республики Крым главой администрации г. Феодосии Республики Крым направлено письмо с просьбой оказания содействия в решении вопроса о выделении финансирования на выполнение проектно-изыскательских работ с дальнейшим получением положительного заключения экспертизы по объекту «Строительство сливной станции для приема жидких коммунальных отходов в муниципальном образовании городской округ Феодосии Республики Крым на территории пгт. Приморский» в сумме 8500,0 тыс. рублей. Ориентировочная стоимость строительно-монтажных работ составит 66 378,6 тыс. рублей.
В письме главы администрации г. Феодосии Республики Крымв в адрес ФИО1 от 19 марта 2019 года исх. № указано о том, что строительство централизованного водоснабжения и водоотведения по адресу: <адрес> в обязательном порядке будет реализовано. Отмечено, что постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 2 марта 2018 года № 579 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы ГУП РК «Вода Крыма» на 2018-2021 годы» утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ГУП РК «Вода Крыма» по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ ФИО3. Поскольку сроки постройки сетей водоснабжения по адресу: <адрес>, устанавливаются в инвестиционной программе, то сообщить сроки постройки не представляется возможным. Администрацией г. Феодосии разработано и утверждено техническое задание № 579. В свою очередь трехмесячный срок на разработку проекта инвестиционной программы нарушен ГУП РК «Вода Крыма».
Между тем, суд установил, что техническое задание на 2018 - 2021 года, разработанное администрацией г. Феодосии Республики Крым, ГУП РК «Вода Крыма» не рассматривалось, поскольку постановление администрации г. Феодосии от 02 марта 2018 года № 579 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы ГУП РК «Вода Крыма» на 2018-2021 годы» было принято администрацией г. Феодосии Республики Крым с нарушениями, как сроков его принятия и планируемого срока действия инвестиционной программы, так и с нарушением срока предоставления указанного Технического задания в адрес ГУП РК «Вода Крыма», поскольку в соответствие с пунктом 9 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641 техническое задание должно было быть утверждено органом местного самоуправления до 01 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы.
В связи с чем, техническое задание администрацией г. Феодосии должно было быть разработано и утверждено до 01 марта 2017 года соответственно.
Указанные обстоятельства послужили основанием принятия администрацией г. Феодосии Республики Крым постановления от 27 февраля 2019 года № 769 «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» на 2020-2024 годы».
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования административного иска правомерно исходил из того, что администрацией г. Феодосии не принималось должных мер в сфере водоснабжения и водоотведения объекта «Строительство сетей водоснабжения и водоотведения в пгт. Приморский» по адресу: <адрес>, не выполнены мероприятия по созданию сетей водоснабжения, водоотведения в отношении, в том числе, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, техническое задание по инвестиционной программе по водоснабжению и водоотведению на 2018-2021 года утверждено с нарушением сроков, с чем соглашается судебная коллегия.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ, водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 146-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
В силу статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводы судов они не опровергают, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 августа 2019 года, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько
Н.В. Усенко