ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1198/20 от 11.01.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 2а-1198/2020

№88а-4112/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 11 января 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Капункина Ю.Б.,

судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.

Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФКУ «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» на решение Керченского городского суда Республики Крым от 3 августа 2020 года и на апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 10 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б., выслушав прокурора Костюк А.И., судебная коллегия

установила:

Крымский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации с административным иском, в котором просит:

- признать незаконным бездействие ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, в части непринятия мер, направленных на устранение нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» при привлечении осуждённых к работам в столовой без проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также личных медицинских книжек;

- возложить обязанность на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» с целью устранения последним нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осуждённых, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции в объёме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302, а также проведения их профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, получения на них личных медицинских книжек в специализированном на данный вид деятельности учреждения (организации);

- возложить обязанность на ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» в течение шести месяцев со дня поступления финансирования устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осуждённых, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции в объёме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302;

- возложить обязанность на ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» в течение шести месяцев со дня поступления финансирования получить на осуждённых занятых на должностях повара, кухонного рабочего, пекаря и резчика пищевой продукции личные медицинские книжки в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации);

- возложить обязанность на ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» в течение шести месяцев со дня поступления финансирования провести профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию осуждённых, занятых на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации).

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 03 августа 2020 года административный иск удовлетворен; признано незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю в части непринятия мер, направленных на устранение нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» при привлечении осужденных к работам в столовой без проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также получения личных медицинских книжек незаконным; на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» в части проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н, а также проведения их профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, получения на них личных медицинских книжек в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации). На Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня поступления финансирования устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н. На Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня поступления финансирования получить на осужденных, занятых на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, личные медицинские книжки в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации). На Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня поступления финансирования провести профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию осужденных, занятых на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации).

Возложена обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать в ФКУ ИК № 4 УФСИН России по Краснодарскому краю: помещения медицинской части и банно-прачечного комплекса пандусами или иными специальными приспособлениями для доступа в помещения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан; оборудовать входные площадки при входах в объекты социальной инфраструктуры навесом и водоотводом; все имеющиеся пандусы бортиками выстой не менее 0,05 м. по продольным краям маршей; световые обозначения для слабовидящих осужденных в медицинской части, банно-прачечном комбинате, столовой, школе, профессиональном училище и магазине для осужденных; вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов ограждения с поручнями; вход в помещения парикмахерской шириной не менее 1,2 м; в отряде для осужденных-инвалидов в помещениях туалета и душевой кабины, оборудованные для инвалидов на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для подъезда кресла-коляски, оборудовать универсальную кабину уборную общего пользования с наличием пространства для размещения кресла-коляски, крючков для одежды, костылей и других принадлежностей, а также возможности установки в случае необходимостей, а также возможности установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 сентября 2021 года решение от 03 августа 2020 года отменено в части удовлетворения требований о возложении обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» в части проведения предварительных и периодических осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, в объеме, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н, а также проведения их профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, получения на них личных медицинских книжек в лицензированном на данный вид деятельности учреждении (организации), и принять по делу в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В остальной части решение от 03 августа 2020 года изменено, изложена резолютивная часть в следующей редакции:

«Административный иск Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», Федеральной службе исполнения наказаний России, заинтересованное лицо – Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 91 Федеральной службы исполнения наказаний», о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также получение личных медицинских книжек в отношении осужденных, привлекаемых к работам в столовой в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю».

Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю обеспечить прохождение осужденными, привлекаемыми к работам в столовой в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также получение личных медицинских книжек.

В удовлетворении остальной части административного иска отказано.

В кассационной жалобе ФКУ «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю» просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций. Судами допущено нарушение норм процессуального права; выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.

Определением судьи от 12 ноября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции; приостановлен исполнение решения суда первой инстанции и апелляционного определения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно- эпидемиологического законодательства не устранены, предварительные и периодические осмотры (обследования) осужденных, трудоустроенных в ; толовой колонии на должностях повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции не проводятся, личные медицинские книжки не заведены, профессиональная гигиеническая подготовка и аттестацию указанных лиц не проведена. Доказательств обратного суду не представлено и административными ответчиками не оспаривалось.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Согласно части 2 статьи 1 УИК РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии с положениями УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных (часть 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 1 статьи 104 УИК РФ)

В силу части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии с частью 1, абзацем одиннадцатым части 2 статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно части 2 статьи 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Постановлением Главного государственного санитарного врача от 8 ноября 2001 года № 31 с 1 февраля 2002 года, (действовавшего как на момент возникновения спорных правоотношений, так и на момент принятия судом решения), введены в действие санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 ноября 2001 года (пункт 1).

Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.3.6.1079-01 данные правила распространялись на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Вышеуказанные санитарные правила, как указал суд апелляционной инстанции, на момент принятия судом первой инстанции решения являлись обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий.

В соответствии с пунктом 13.1 СанПиН 2.3.6.1079-01 лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

Судебная коллегия приняла во внимание то, что приказом Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020г. №988Н/1420Н, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» признан утратившим силу с 01.04.2021г., однако на момент принятия судом первой инстанции обжалуемого решения к спорным правоотношениям применялись нормы вышеуказанного Перечня и Порядка.

Пунктами 14, 15 Перечня установлено, что обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, а также в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации. Предусмотрено, что медицинские осмотры проводятся один раз в год с участием дерматовенеролога, оториноларинголога, стоматолога, в случае необходимости - инфекциониста.

Кроме того, названными пунктами закреплены виды лабораторных и функциональных исследований, проведение которых необходимо для допуска лиц к перечисленным выше работам. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (пункт 1 Порядка, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений).

Пунктом 2 Порядка установлено, что обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

В соответствии с пунктом 3 Порядка обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях: 1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний; 2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний и формирования групп риска по развитию заболеваний, препятствующих выполнению поручаемой работнику работе; 3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; 4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; 5) предупреждения несчастных случаев на производстве. Таким образом, действующим правовым регулированием на администрации исправительных учреждений возложена обязанность по обеспечению охраны здоровья осуждённых, в том числе путём проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях выявления заболеваний, которые могут распространяться при выполнении определённых видов работ.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 29 июня 2000 года № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация обязательны для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

В соответствии с пунктом 13.3 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 года № 31, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым была проведена проверка Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», в ходе которой было установлено, что к работам в столовой учреждения привлекается до 11 осужденных на должности повара, кухонного рабочего и резчика пищевой продукции, которые не прошли медицинские обследования в объемах, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302. Личные медицинские книжки, форма которых предусмотрена приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», на указанных работников учреждением не получены. Вышеуказанные факты не оспаривались ответчиками.

Из материалов дела следует, что в связи с отсутствием прохождения осужденными, привлекаемыми к работам в столовой в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю», предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также в связи с отсутствием у таких осужденных надлежащим образом оформленных личных медицинских книжек, Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым вносились представления в адрес ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» ( от 28 апреля 2018 года, от 10 июля 2019 года, от 02 сентября 2019 года). В адрес начальника УФСИН России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю 29 марта 2019 года за Прд-17-258-2019 также внесено представление с требованием устранить указанные нарушения.

Доказательств устранения вышеуказанных нарушений материалы дела не содержат.

Ссылаясь на изложенное, судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к выводу, что сам факт длительности неустранения вышеуказанных нарушений свидетельствует о незаконности бездействия как Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю», так и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю, которое является вышестоящим органом по отношению к колонии, обладает контрольными и надзорными функциями в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных содержанию лиц, а также является распорядителем денежных средств, поступающих из федерального бюджета.

При этом судом апелляционной инстанции отмечено отсутствие в материалах дела доказательств тому, что административными ответчиками были предприняты все исчерпывающие меры для устранения выявленных нарушений.

Вместе с тем, опровергая доводы ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» об отсутствии денежных средств и неоднократные обращения в УФСИН по Республике Крым и городу Севастополю с целью финансирования устранения нарушений, суд апелляционной инстанции указал, что изложенное не является уважительными причинами, оправдывающими привлечение к работе в столовой осужденных, без прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, в отсутствие надлежащим образом оформленных личных медицинских книжек.

Само по себе отсутствие бюджетного финансирования не свидетельствует о том, что привлечение к работе осужденных с нарушением норм трудового законодательства вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» и УФСИН по Республике Крым.

При этом судебной коллегией суда апелляционной инстанции отмечено, что Управлением правового обеспечения ФСИН России письмом от 19 ноября 2018 года доведено до ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», что к компетенции управления тылового обеспечения ФСИН России не отнесены вопросы организации финансирования мероприятий по проведению предварительных периодических медицинских осмотров осужденных к лишению свободы, трудоустроенных на должностях повара, кухонных рабочих и др.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю не лишено возможности перераспределения ассигнований, которые уже были направлены в Управление, с целью устранения выявленных нарушений, что свидетельствует о наличии объективной возможности устранения указанных нарушений.

Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.

Нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела не допущено, доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.

Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.

Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Приостановление судебных актов определением от 12 ноября 2021 года отменить.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 января 2022 года.

Председательствующий Капункин Ю.Б.

Судьи Мальманова Э.К.

Монмарь Д.В.

Постановление07.02.2022