ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-124/2021 от 23.11.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-124/2021

88а-28155/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 23 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Васляева В.С., Гайдарова М.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шелепина В.А. на решение Ленинского районного суда города Пензы от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 22 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Шелепина В.А. к правительству Пензенской области о признании незаконными действий.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Шелепин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия администрации Пензенской области, правительства Пензенской области по нарушению его прав на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт.

В обосновании заявленных требований указал, что с 1 января 2019 года в соответствии с Законом Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» и постановлением правительства Пензенской области от 28 июля 2019 года № 316-пП «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области», инвалидам выплачивается компенсация исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм расходов. Вместе с тем, такая компенсация должна выплачиваться в размере 50% от платы за жилье, услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт, как это установлено в статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-Ф «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Полагает, что административные ответчики имеют лишь право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки инвалидов за счет бюджета Пензенской области, не подменяя ими меры, установленные Законом о социальной защите инвалидов. Считал, что при начислении субсидий должен применяться порядок расчета расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, предусмотренный частью 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда города Пензы от 13 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 22 апреля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной 3 октября 2021 года почтой через Ленинский районный суд города Пензы, и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 14 октября 2021 года, Шелепин В.А. просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм процессуального права. Считает, что преюдиция судебных актов, примененная судами, является основанием для отказа в принятии административного иска в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а не основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что административным истцом фактически оспариваются положения Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО и постановления правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года № 316-пП относительно формы и механизма предоставления мер социальной поддержки, юридическая оценка которым дана в решениях Пензенского областного суда от 28 мая 2020 года и от 9 декабря 2020 года. Назначение компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не отнесено к компетенции правительства Пензенской области. Правительство Пензенской области наделено лишь полномочиями по установлению порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, проживающим на территории Пензенской области (часть 2 статьи 2 Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО).

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Шелепин В.А. является <данные изъяты> по общему заболеванию и имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

По сообщению социального управления города Пензы Шелепину В.А. выплачивается ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с января 2019 года по ноябрь 2020 года. Всего выплачено 32 830 рублей 31 копейка.

Инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления (статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Инвалидам I и II групп также предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» установлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, имеющим на это право, в том числе в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов.

Компенсация предоставляется отдельным категориям граждан исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в статье 1 настоящего Закона. Порядок предоставления компенсации определяется правительством Пензенской области (статья 2 названного Закона).

С 1 июня по 31 августа 2019 года размер компенсации исчисляется от величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно постановлению правительства Пензенской области от 29 декабря 2015 года № 753-пП «Об утверждении региональных стандартов, используемых для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с последующими изменениями)»: для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе и членов семьи, проживающих совместно, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 50 процентов; для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки только по оплате жилого помещения, - 15 процентов.

С 1 сентября 2019 года размер компенсации определяется ежемесячно по сведениям организаций, осуществляющих начисление платежей на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а ранее выплаченные суммы (с июня 2019 года по август 2019 года) перерасчету не подлежат.

По сведениям об оплате начисленных сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, компенсация выплачивается: в сентябре по квитанциям июня, в октябре по квитанциям июля, в ноябре по квитанциям августа, в декабре по квитанциям сентября, в январе по квитанциям октября - и далее ежемесячно за каждый последующий месяц соответственно путем перечисления средств на счет получателя, открытый в кредитной организации, либо через организации федеральной почтовой связи (по выбору гражданина) до последнего дня текущего месяца.

Вступившим в законную силу решением Пензенского областного суда от 28 мая 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Шелепина В.А. об оспаривании Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО отказано.

Решением Пензенского областного суда от 9 декабря 2020 года административное исковое заявление Шелепина В.А. об оспаривании постановления правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года № 316-пП, утвердившего Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, оставлено без удовлетворения.

Из указанных судебных постановлений следует, что существующие в Пензенской области форма и механизм предоставления инвалидам мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не противоречат действующему законодательству и не нарушает прав Шелепина В.А.

Исходя из анализа норм действующего законодательства, установив указанные выше обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия правительства Пензенской области не противоречат закону, не нарушают прав Шелепина В.А. на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем правильно отказали в удовлетворении административных исковых требований.

Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о допущенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований к отмене судебных постановлений не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда города Пензы от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шелепина В.А. - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 ноября 2021 года.

Председательствующий

Судьи