ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1368/19 от 08.07.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-1368/2019

88а-4466/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток 8 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Королевой Е.В., Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Воротниковой Л.С. на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Азаровой <данные изъяты> к администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области об оспаривании действий и решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Азарова А.И. обратилась в Корсаковский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к администрации Корсаковского городского округа, в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований просила признать незаконными действия, выразившиеся в исключении ее из списков нуждающихся в жилом помещении, и пункт 2 постановления администрации Корсаковского городского округа от 17 июля 2019 года в части снятия ее с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставлении служебного помещения, согласно приложению , возложить на администрацию Корсаковского городского округа обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу восстановить ее в списках нуждающихся в жилом помещении с даты постановки на учет под номером .

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что постановлением администрации Корсаковского городского округа от 25 июля 2007 года № 493 она была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 6 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР. Постановлением администрации Корсаковского городского округа от 17 июля 2019 года ее сняли с учета со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи неподтверждением статуса малоимущей.

С указанными действиями и решением администрации Корсаковского городского округа она не согласна, с момента постановки на учет ее жилищные условия не изменились, статус малоимущего она подтвердила при подаче заявления для постановки на учет, считает, что администрацией пропущен срок, установленный для принятия решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, который подлежит исчислению со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения.

Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований Азаровой А.И. отказано. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности действий и решения администрации Корсаковского городского округа, повлекших снятие Азаровой А.И. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку она перестала относиться к категории малоимущих граждан, в связи с чем правовых оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца Воротниковой Л.С. через Корсаковский городской суд Сахалинской области подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене решения Корсаковского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на пропуск органом местного самоуправления срока принятия оспариваемого решения со дня выявления обстоятельств, послуживших основанием для снятия с учета, что влечет обязанность восстановить гражданина на учете. Настаивает на отсутствии законных оснований к снятию Азаровой А.И. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку ее жилищные условия не изменились, а тот факт, что в настоящее время она не является малоимущей, не свидетельствует об отсутствии нуждаемости в жилом помещении.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Положениям частей 1 и 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Порядок ведения органами местного самоуправления на территории Сахалинской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Согласно пункту 2 части 2 статьи 2 указанного Закона одним из документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принятое в соответствии с Законом Сахалинской области от 1 июня 2018 года № 36-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

Из положений части 8 статьи 8 Закона Сахалинской области от 1 июня 2018 года № 36-ЗО следует, что граждане, признанные малоимущими, ежегодно в сроки, установленные органом местного самоуправления, представляют документы, предусмотренные частью 2 статьи 7 настоящего Закона, для подтверждения их статуса и права на получение по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Азарова А.И. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ Азарова А.И. обратилась в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о подтверждении ее статуса малоимущей и права на получение по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, представив сведения о своем имущественном положении за период с 2018 по 2019 годы.

Постановлением администрации Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Азаровой А.И. отказано в признании малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что представленные документы не подтверждают статус малоимущего.

На основании постановления администрации Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Азарова А.И. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с неподтверждением статуса малоимущего, дающего право на получение по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Разрешая заявленные Азаровой А.И. требования, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статей 49, 52, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-3О «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Закона Сахалинской области от 1 июня 2018 года № 36-3О «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», утвержденного постановлением администрации Корсаковского городского округа от 9 октября 2017 года № 2620, пришли к выводу о законности оспариваемых действий и решения администрации Корсаковского городского округа, поскольку административный истец перестала относиться к категории малоимущих граждан и поэтому утратила право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Данные выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела и требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.

Принимая оспариваемые судебные акты, суды верно исходили из того, что в силу положений части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.

Между тем из материалов дела следует, что, исходя из уровня доходов Азаровой А.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, она не может быть признана малоимущей с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанные обстоятельства административным истцом не оспаривались и не опровергнуты.

При таких обстоятельствах у администрации Корсаковского городского округа имелись оснований для принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Азаровой А.И. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы о том, что статус малоимущего требуется только для принятия на жилищный учет и в последующем неподтверждение данного статуса не является основанием для снятия с учета при подтверждении нуждаемости, основан на неправильном толковании норм жилищного законодательства. В случае утраты гражданами одного из оснований, дающих им право на получение по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу положений части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.

Вопреки доводам кассационной жалобы судами верно указано, что факт нарушения предусмотренного частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации срока принятия решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которое принимается органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений, не влечет признание решения о снятии с жилищного учета незаконным. Срок, указанный в данной норме, не является пресекательным, поскольку в Жилищном кодексе Российской Федерации не содержится запрета на принятие решения о снятия гражданина с жилищного учета и по истечении такого срока. Само по себе данное обстоятельство, без учета иных фактических данных, установленных по делу, не может служить основанием для удовлетворения требований заявителя и восстановления его на жилищном учете.

Таким образом, судами верно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что не может являться основанием для отмены решения Корсаковского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в кассационном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Корсаковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Азаровой А.И. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи