ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-11737/2023
№ 2а-1383/2023
г. Пятигорск 13 декабря 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.
судей Белоусовой Ю.К.
ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя главы Администрации муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» Хангишиева Абжапара А.Ч. Геннадия Павловича на решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 2 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 октября 2023 г.
по административному делу по административному иску главы муниципального района «Кумторкалинский район» Республики Дагестан ФИО3 к Собранию депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» и Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» о признании несостоявшимся конкурса, незаконными протокола, решений и действий.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф., выслушав объяснения представителя главы Администрации муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» ФИО4 ФИО5, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей главы муниципального района «Кумторкалинский район» Республики Дагестан ФИО3 и администрации муниципального района «Кумторкалинский район» Республики Дагестан ФИО6, ФИО7, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
глава муниципального района «Кумторкалинский район» Республики Дагестан ФИО3 обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» и Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский», в котором с учетом уточнений просил признать незаконным протокол конкурсной комиссии от 1 сентября 2022 г. № 4, признать несостоявшимся конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» от 5 августа 2022 г., признать незаконными решения Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» от 5 сентября 2022 г. № 11 об избрании главой муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» ФИО4, от 4 июля 2022 г. № 5 об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, от 29 августа 2022 г. № 10 об утверждении нового срока проведения конкурса, признать несостоявшимся конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» от 2 сентября 2022 г., признать незаконным решение Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» от 5 июля 2022 г. № 8 об изменении состава членов конкурсной комиссии, приостановить действие решения Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» от 5 сентября 2022 г. № 11 об избрании главой муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» ФИО4 и действий ФИО4 по вступлению в должность.
В обоснование требований указано, что вопреки установленным статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требованиям о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, согласно которым предусмотрено опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса, назначение в поселении половины членов конкурсной комиссии представительным органом поселения, а другой половины - главой соответствующего муниципального района, главой муниципального района «Кумторкалинский район» не были назначены члены конкурсной комиссии для вхождения в состав Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский». Тем самым состав конкурсной комиссии не являлся легитимным, при этом письмо об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» и начале формирования конкурсной комиссии, а также необходимости выдвижения второй половины членов конкурсной комиссии подписано ФИО8, тогда как решением Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» от 13 октября 2020 г. председателем указанного представительного органа был избран ФИО9
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 2 июня 2023 г., требования главы Администрации муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 октября 2023 г. решение суда изменено, исключено из резолютивной части решения указание на приостановление действия решения Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» от 5 сентября 2022 г. № 11 об избрании главой муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» ФИО4 и действия кандидата ФИО4 по вступлению в должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский»; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе главы Администрации муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» ФИО4 в лице представителя ФИО5, поданной 1 ноября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 9 ноября 2023 г., ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В возражении на кассационную жалобу главы муниципального района «Кумторкалинский район» Республики Дагестан ФИО3 и администрации муниципального района «Кумторкалинский район» Республики Дагестан ФИО6 просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, 4 июля 2022 г. Собранием депутатов сельского поселения «сельсовет «Коркмаскалинский» под председательством ФИО8 принято решение № 5 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский», утвердив членов комиссии выдвигаемых Собранием депутатов муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский»: ФИО10 и ФИО11
6 июля 2022 г. от Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» также за подписью председателя Собрания ФИО8 в администрацию муниципального района «Кумторкалинский район» поступило уведомление от 5 июля 2022 г. об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» и начале формирования конкурсной комиссии, и необходимости выдвижения второй половины - двух членов конкурсной комиссии.
Вместе с тем, 13 октября 2020 г. состоялось первое заседание Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» 7-го созыва, на котором был избран председатель Собрания ФИО9, легитимность избрания которого подтверждена кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2022 г. и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17февраля 2022 г.
В своем ответе от 18 июля 2022 г. глава муниципального района «Кумторкалинский район», сославшись на решение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2022 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 17 февраля 2022 г., которым признаны законными и правомерными решения первого заседания Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» 7-го созыва, в том числе решение об избрании председателя Собрания депутатов ФИО12, указал о том, что считает незаконным и неправомерным решение от 4 июля 2022 г. № 5 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский», и, что до выяснения обстоятельств считает необоснованным выдвижение 2 представителей от администрации муниципального района «Кумторкилинский район» в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский».
Решением Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Коркмаскалинский» от 15 июля 2022 г. № 8 был изменен состав членов Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы администрации муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский», выдвинутых Собранием депутатов муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский», утвердив в составе членов комиссии: ФИО10 и ФИО13
Решением Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Коркмаскалинский» от 29 августа 2022 г. № 9 были внесены изменения и дополнения в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский», изложив абзац 2 пункта 7 в следующей редакции: «Конкурсная комиссия считается сформированной, с момента назначения не менее чем пятидесяти процентов от установленного числа членов конкурсной комиссии»; дополнив пункт 13 абзацем следующего содержания: «Заседание конкурсной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее чем пятьдесят процентов от установленного общего числа членов конкурсной комиссии»; изложив абзац 4 пункта 48 в следующей редакции: «Уведомление кандидатов осуществляется надлежащим образом в установленном законом порядке, любым не запрещенным законом способом».
Кроме того, решением Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Коркмаскалинский» от 29 августа 2022 г. № 10 был установлен новый срок проведения конкурса комиссией по отбору кандидатур на должность главы администрации муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский», назначив дату проведения конкурса 2 сентября 2022 г. в 14 часов.
Протоколом № 4 заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы администрации муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский» от 1 сентября 2022 г. на рассмотрение Собранию депутатов муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский» были представлены кандидатуры: ФИО4 и ФИО14
Решением Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский» от 5 сентября 2022 г. № 11 со ссылкой на протокол от 1 сентября 2022 г. № 4 главой администрации муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский» сроком на 5 лет избран ФИО4
Удовлетворяя требования главы муниципального района «Кумторкалинский район», суд первой инстанции руководствуясь положениями статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходил из того, что оспариваемыми решениями Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Коркмаскалинский» и протоколом Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» нарушены права административного истца как руководителя органа местного самоуправления и созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов на назначение половины членов конкурсной комиссии, кроме того, оспариваемые нормативные правовые акты не были опубликованы (обнародованы) в соответствии с Уставом муниципального образования, Регламентом Собрания депутатов, а также допущены нарушения сроков опубликования сведений о дате, времени и месте проведения конкурса, установленные названным Федеральным законом, Уставом муниципального образования и Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский».
С такими выводам суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их обоснованными и должным образом мотивированными; подтвержденными при всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, также подтвердив наличие оснований для восстановления административному истцу срока обращения в суд в части оспаривания решения от 4 июля 2022 г. № 5, и соблюдении срока обращения в суд в части оспаривания решений от 15 июля 2022 г. № 8, от 29 августа 2022 г. № 10, от 5 сентября 2022 г. № 11, протокола конкурсной комиссии от 1 сентября 2022 г. № 4. Вместе с тем суд апелляционной инстанции исключил из резолютивной части решения указание на приостановление действия решения от 5 сентября 2022 г. № 11 и действий кандидата ФИО4 по вступлению в должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский», поскольку указанное решение признано судом незаконным, в связи с чем необходимость в приостановлении действия решения и действия кандидата отсутствовала.
Судом апелляционной инстанции также мотивировано отклонены доводы апелляционных жалоб о неправильном распределении бремени доказывания с учетом анализа представленных административным ответчиком доказательств и на основании положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об опубликовании сведений на официальном сайте администрации муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» вопреки предусмотренному порядку опубликования и обнародования актов органов местного самоуправления, закрепленных в Уставе муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский», подтверждено нарушение сроков надлежащего опубликования сведений о дате, времени и месте проведения конкурса и порядка формирования конкурсной комиссии, закрепленных в Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский».
Судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно Уставу муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский», принятому решением Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Коркмаскалинский» от 14 мая 2015 г. № 39, в структуру органов местного самоуправления входит в том числе глава муниципального образования - глава сельского поселения, одновременно возглавляющий администрацию сельского поселения (часть 2 статьи 23), являющийся высшим должностным лицом сельского поселения и наделяемый собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 30), избираемый Собранием депутатов сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет (часть 2 статьи 30).
Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский», утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» от 2 июня 2022 г. № 4 установлено, что общее число членов конкурсной комиссии составляет 4 человека (пункт 6), половина членов конкурсной комиссии назначаются Собранием депутатов, а другая половина - главой муниципального района «Кумторкалинский район» (абзац 1 пункта 7), при этом конкурсная комиссия считается сформированной со дня назначения другой половины членов конкурсной комиссии главой муниципального района «Кумторкалинский район» (абзац 4 пункта 7); заседание конкурсной комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины от установленного общего числа членов конкурсной комиссии (пункт 12).
Пунктом 23 названного Положения, обязанность уведомления главы Администрации муниципального района «Кумторкалинский район» в письменной форме об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» и начале формирования конкурсной комиссии не позднее дня, следующего за днем принятия решения об объявлении конкурса, возложена на Собрание депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский».
Приведенные нормы материального права правильно применены судами к спорным правоотношениям, фактические обстоятельства дела были установлены судами в полном объеме и выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам.
Как правильно указано судами, получив ответ главы муниципального района «Кумторкалинский район» от 18 июля 2022 г., в котором последний посчитал необоснованным до выяснения обстоятельств выдвижение своих представителей в конкурсную комиссию, административный ответчик своим решением внес изменения в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский», при которых отсутствует необходимость назначения главой муниципального района «Кумторкалинский район» половины членов конкурсной комиссии.
В то же время заседание конкурсной комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины от установленного общего числа членов конкурсной комиссии, при этом конкурсная комиссия имеет право работать в уменьшенном составе, но не менее 2/3 от установленной численности конкурсной комиссии; в случаях необходимости изменения ее состава и до назначения нового члена конкурсная комиссия, то есть в любом случае заседание конкурсной комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины от установленного общего числа членов конкурсной комиссии, а именно более 2 членов конкурсной комиссии.
Между тем как установлено судом и следует из материалов дела, на заседании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» от 1 сентября 2022 г. присутствовали и, соответственно, в представлении кандидатур на рассмотрение участвовали лишь члены комиссии, назначенные Собранием депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский», то есть заседание комиссии было проведено в составе 2 членов конкурсной комиссии.
В связи с этим суды обоснованно признали право административного истца на участие в формировании конкурсной комиссии и, соответственно, опосредованного участия в представлении кандидатур должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» Собранию депутатов муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский», в избрании главы данного муниципального образования нарушенным и подлежащим судебной защите.
Доводы жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы процессуального права, влекущие безусловную отмену судебного акта, в связи с привлечением к участию в деле иной конкурсной комиссии и разрешены требования в отношении должности главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский», тогда как все акты и действия проводились фактически в отношении должности главы администрации муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский», не могут повлечь отмену состоявшихся судебных актов, ранее были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и мотивировано отклонены с учетом отсутствия какой-либо другой конкурсной комиссии и параллельно проводящихся конкурсов среди кандидатов на иную выборную должность в данном муниципальном образовании, а также с учетом положений статьи 33 Устава муниципального образования «сельсовет «Коркмаскалинский», согласно которой главой администрации сельского поселения является глава сельского поселения; администрацией сельского поселения руководит глава сельского поселения на принципах единоначалия.
При таких обстоятельствах судами обоснованно установлено совпадение в данном муниципальном образовании должности главы администрации сельского поселения и главы сельского поселения, конкурс на которую проводится в одной процедуре, урегулированной Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский», утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» от 2 июня 2022 г. № 4. Такие выводы вытекают, в том числе, из установленной структуры органов местного самоуправления, в числе которых назван один глава муниципального образования - глава сельского поселения, одновременно возглавляющий администрацию сельского поселения.
Более того, в суде первой инстанции данные обстоятельства были исследованы с установлением тождества процедур, оформленных оспариваемыми решениями и протоколами, по результатам анализа представленных доказательств, и предметом административного спора. Таким образом, вопреки доводам жалобы, судами дело разрешено по существу и в пределах заявленных требований согласно требованиям статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с определением надлежащего круга лиц и их участием в судебных заседаниях.
Иные доводы жалобы не содержат сведений и обстоятельств, которые не были учтены при разрешении дела, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку доказательств по делу, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией в обоснование отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
При таком положении предусмотренные законом основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 2 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя главы Администрации муниципального образования «сельсовет Коркмаскалинский» Хангишиева Абжапара А.Ч. Геннадия Павловича – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
ФИО1
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 декабря 2023 г.