ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1448/2022 от 26.07.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-1448/2022

88а-18772/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 26 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Кривенкова О.В., Найденовой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Левченко Степана Олеговича на решение Центрального районного суда города Воронежа от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 24 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Левченко Степана Олеговича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Воронежской области об оспаривании действий.

Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Левченко С.О. обратился с административным исковым заявлением, в котором просил отменить действия МИФНС России № 1 по Воронежской области по истребованию у административного истца судебного решения, отменить налоговые претензии со стороны налогового органа к административному истцу по факту отсутствия налоговой базы (предпринимательской деятельности), обязать административного ответчика остановить исполнительное производство по искам по факту начала судебного разбирательства действий сотрудников налогового органа, обязать административного ответчика соблюдать требования норм законодательства об обязательном характере судебного решения. Требования мотивированы тем, что в апелляционном определении Воронежского областного суда от 26 апреля 2018 года указано на отсутствие предпринимательской деятельности в период регистрации Левченко С.О. в качестве индивидуального предпринимателя. Указывал также, что решением Центрального районного суда города Воронежа от 29 мая 2018 года по гражданскому делу установлено, что сделка между Левченко С.О. и ФИО не была выполнена со стороны ФИО, со стороны Левченко С.О. все обязательства выполнены полностью: он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, оплатил покупку авторских прав; признано, что Левченко С.О. обоснованно вышел из сделки. Однако административный ответчик не признает право административного истца на выход из сделки, требует уплаты налоговых платежей за факт регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. Полагал, что поскольку он не вел предпринимательской деятельности, то не должен нести обязанность по уплате налоговых платежей за предпринимательскую деятельность.

Решением Центрального районного суда города Воронежа от 25 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 24 мая 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В кассационной жалобе, направленной 2 июня 2022 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 20 июня 2022 года), Левченко С.О. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду их незаконности и необоснованности. Со ссылкой на апелляционное определение Воронежского областного суда от 26 апреля 2018 года и решение Центрального районного суда города Воронежа по гражданскому делу указывает на отсутствие предпринимательской деятельности в период регистрации Левченко С.О. в качестве индивидуального предпринимателя.

Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности выводов о наличии у административного истца обязанности по уплате страховых взносов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 20 июля 2016 года между индивидуальным предпринимателем ФИО, именуемым «Управляющая компания» в лице (Агент) с одной стороны и Левченко С.О. (Дилер) с другой стороны, был заключен договор бизнес-партнерства (дилерский договор) , по условиям которого Управляющая компания предоставляет эксклюзивное право дилеру на организацию фирменного торгового предприятия под названием «» на территории города Воронежа, а Дилер обязуется организовать фирменное торговое предприятие под названием «» в целях осуществления предпринимательской деятельности. Стоимость пакета (комплекса услуг, необходимого для начала работы Дилера), определенного в Приложении № 1 к указанному договору, составила 98 000 рублей. Левченко С.О. произвел оплату во исполнение условий договора в полном объеме, однако ответчики вышеуказанный пакет Левченко С.О. в течение 30 дней со дня полной оплаты (1 августа 2016 года) не передали, претензию не удовлетворили, чем нарушили условия договора.

Заочным решением Центрального районного суда города Воронежа от 29 мая 2018 года признан обоснованным отказ Левченко С.О. от исполнения договора от 20 июля 2016 года , заключенного между Левченко С.О. и индивидуальным предпринимателем Парфеновым С.П.

Левченко С.О. 29 августа 2016 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) 316366800118797; прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 2 августа 2019 года в связи с принятием им соответствующего решения.

В связи с неоплатой страховых взносов налоговым органом выставлялись требования об уплате страховых взносов и пеней от 31 января 2020 года и от 1 августа 2019 года .

До настоящего времени задолженность по оплате страховых взносов не оплачена.

Суды первой и апелляционной инстанции, проанализировав налоговое законодательство, пришли к выводам о том, что оно не предусматривает освобождения индивидуального предпринимателя от уплаты налоговых платежей и сборов в связи с отсутствием ведения им предпринимательской деятельности.

Судебная коллегия находит возможным согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций.

В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (статья 19 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 указанной статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляют налоговому органу право на взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов в судебном порядке.

Указанное также вытекает из положений пункта 3 части 3 статьи 1, части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляющих государственным органам, другим органам, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам и требование такого органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов как лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (далее – плательщики).

Положениями пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации на них возложена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

При этом согласно пунктам 3-5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации размер страховых взносов подлежит определению пропорционально количеству месяцев (дней этого месяца) с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя до момента прекращения такой регистрации.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками самостоятельно отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя. В случае неуплаты (неполной уплаты) плательщиком страховых взносов в установленный срок сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, определяет налоговый орган в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса.

Отношения в сфере государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).

Так, согласно пунктам 1, 2 статьи 11 указанного Федерального закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации) (подпункты «а», «б»).

Документы о государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ).

В силу статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемого в регистрирующий орган подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт «а» пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ).

Принципы ведения государственных реестров, содержащих, в том числе, сведения о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, само их содержание отражены в статьях 4, 5 Федерального закона № 129-ФЗ.

В силу пункта 9 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве на основании соответствующего заявления и не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности. Поскольку Левченко С.О. в налоговый орган с заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя не обращался, налоговым органом правомерно предъявлены требования об уплате недоимки по страховым взносам за спорный период.

Доводы административного истца о неведении им предпринимательской деятельности и, как следствие, неправомерности начисления недоимки по страховым взносам и налогам, получили правовую оценку в оспариваемых судебных актах.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций об отсутствии оснований для освобождения предпринимателя от обязанности уплаты страховых взносов, пеней, поскольку доказательств, свидетельствующих о невозможности по объективным причинам своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности (прекращения статуса индивидуального предпринимателя), материалы дела не содержат.

Левченко С.О. не воспользовался своим правом на прекращение статуса индивидуального предпринимателя и соответствующих обязанностей.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда города Воронежа от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 24 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Левченко Степана Олеговича – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 5 августа 2022 года

Председательствующий

Судьи