ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1504/19 от 23.01.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 2а-1504/2019

№ 88а-1869/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 23 января 2020 года

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мальмановой Э.К.,

судей Капункина Ю.Б., Малаевой В.Г.

рассмотрел кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска» на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 августа 2019 года по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска» к администрации муниципального образования город Новороссийск о признании недействующим постановления от 20 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение на 2019-2023 годы» в части установления для муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска» тарифа и в части установления объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ по водоотведению.

Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., суд

установил:

МУП «Водоканал города Новороссийска» (далее – МУП «Водоканал») обратилось в Октябрьский районный суд г. Новороссийска с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации муниципального образования город Новороссийск (далее – администрация) от 20 декабря 2018 года «Об утверждении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019–2023 годы» (далее – постановление № 5290), а именно пункта 1 приложения № 1 в части установления для МУП «Водоканал» тарифа без НДС на питьевую воду на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года в г. Новороссийске в сельских округах Абрау-Дюрсо, Раевский, ФИО1, ФИО2, с. Борисовка и в части определения объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (раздел ) на 2019–2023 годы; возложении обязанности на администрацию внести изменения в раздел постановления в части установления объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы по водоснабжению, увеличив их за 2019 год на 79 758 рублей; 2020 год – на 82 948 рублей; 2021 год – на 86 265 рублей; 2022 год – на 89 716 рублей; 2023 год – на 93 305 рублей; возложении обязанности на администрацию применить при расчете тарифа на питьевую воду и водоотведение на 2019–2023 годы минимальную месячную тарифную ставку рабочего 1 разряда в размере 9149,8 рублей и учесть размер премии не менее 40% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда; возложении обязанности на администрацию внести изменения в приложение к постановлению в части установления тарифа без НДС для МУП «Водоканал» в г. Новороссийске в сельских округах Абрау-Дюрсо, Раевский, ФИО1, ФИО2, с. Борисовка на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года с учетом расходов МУП «Водоканал», неучтенных при установлении тарифа на 2019-2023 годы.

В обоснование своих требований заявитель указал, что МУП «Водоканал» с 1 марта 2013 года осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования г. Новороссийск. Администрацией в рамках предоставленных законом полномочий принято постановление, которым установлены и введены долгосрочные тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал» на 2019–2023 годы. При принятии оспариваемого нормативно-правового акта не учтено, что 28 апреля 2018 года администрация согласовала утвержденную МУП «Водоканал» производственную программу в сфере холодного водоснабжения на 2019–2023 годы, согласно которой объем покупной воды у <данные изъяты> составляет 34 213,85 тыс. м3 в год. Однако постановлением администрации утверждена производственная программа МУП «Водоканал» в сфере холодного водоснабжения, согласно которой объем покупной воды у <данные изъяты> составляет 31 856,57 тыс. м3 в год, т. е. объем необоснованно уменьшен на 2357,28 тыс. м3 в год. Согласно приказу Региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10 декабря 2018 года № 135/2018-ВК при утверждении тарифа для <данные изъяты> на 2018-2020 годы на питьевую воду применен объем реализации для МУП «Водоканал» в размере 33 921,98 тыс. м3 в год. На второе полугодие 2019 года тариф на питьевую воду <данные изъяты> увеличен и составил 16,84 руб./м 3 вместо примененного административным ответчиком 16,59 руб./м3. При утверждении тарифа ответчик необоснованно уменьшил расходы, связанные с приобретением холодной воды у поставщика <данные изъяты>.

Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 мая 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего: административный истец не доказал, что орган местного самоуправления не учел финансовые и экономические потребности МУП «Водоканал».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 августа 2019 года решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 мая 2019 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе МУП «Водоканал» ставит вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 мая 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 августа 2019 года. По мнению подателя жалобы, при расчете тарифов методом индексации и при утверждении производственных программ из суммы необходимой валовой выручки, заявленной административным истцом, орган регулирования неправомерно уменьшил расходы на мероприятия по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке, необоснованно сократил расходы на проведение мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, а также необоснованно уменьшил объем покупной воды у <данные изъяты>».

В возражениях на кассационную жалобу администрация выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, указав, что выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, в связи с чем доводы жалобы не подлежат удовлетворению.

Определением судьи от 18 декабря 2019 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Заслушав доклад, выслушав объяснения представителей МУП «Водоканал» ФИО3, ФИО4, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя администрации ФИО5, возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Фроловой Е.В., полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.

В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

Нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Материалами дела установлено, что МУП «Водоканал» с 1 марта 2013 года осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории города Новороссийска.

Администрацией принято постановление от 20 февраля 2014 года , на основании которого МУП «Водоканал» определен гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Новороссийск, за исключением зоны деятельности <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>

МУП «Водоканал» и административный ответчик в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации заключили договоры аренды муниципального имущества: от 9 января 2014 года, от 15 сентября 2014 года , от 15 сентября 2014 года по условиям которых МУП «Водоканал» передано во владение и пользование муниципальное имущество – объекты водопроводного пользования, обязанность по капитальному ремонту которых возложена на арендатора.

Администрацией в рамках предоставленных полномочий принято постановление , опубликованное 26 декабря 2018 года в Вестнике муниципального образования город Новороссийск в установленном законом порядке.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец указывает на незаконность оспариваемого постановления.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Пунктом 1 части 1 статьи 5, пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение подлежат регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Краснодарского края от 15 октября 2010 года № 2065-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления в Краснодарском крае наделены полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 утверждены, в частности, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии со статьей 31 Закона № 416-ФЗ в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, а в сфере водоотведения – тарифы на водоотведение и на транспортировку сточных вод.

Согласно пункту 30 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – постановление № 406) при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод доходности инвестированного капитала; метод индексации; метод сравнения аналогов.

В соответствии с пунктом 31 постановления № 406 выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных пунктами 37, 53 и 55 данного документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым указанного пункта.

Пунктами 74–76 постановления № 406 предусмотрено, что при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов – на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58–65 данного документа.

Текущие расходы регулируемой организации в соответствии с пунктами 58–65 постановления № 406 включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Величина операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями.

Неподконтрольные расходы включают в себя: расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов; расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 названного документа; расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 этого же документа; экономию средств, достигнутую в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования; расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией; расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 данного документа экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов; расходы на мероприятия по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций (за исключением мероприятий, включенных в инвестиционную программу); расходы на концессионную плату; расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

Как следует из материалов дела, расчет величины необходимой валовой выручки (НВВ), необходимой административному истцу на осуществление регулируемых видов деятельности, принятой при установлении базовых тарифов на 2019 год, произведен органами регулирования тарифов администрации в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением № 406 и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания), с учетом фактических затрат МУП «Водоканал» за 2017 год и индекса потребительских цен, определенных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

В представленной таблице экспертного заключения управления экономического развития администрации к проекту долгосрочных тарифов МУП «Водоканал» на питьевую воду и водоотведение на 2019–2023 годы от 14 декабря 2018 года № 2 определена величина НВВ, принятая органом регулирования при установлении тарифов на 2019 год, перечень и величина параметров, учтенных при расчете НВВ.

С 2017 года тарифы МУП «Водоканал» на услуги водоснабжения и водоотведения приведены к экономически обоснованному размеру, учтены финансовые потребности предприятия, необходимые для осуществления деятельности в сферах водоснабжения и водоотведения в полном объеме, заявленном предприятием. Тарифы установлены с опережающим ростом в среднем по муниципальному образованию 129,66% – водоснабжение и 164,27% – водоотведение. В разрезе населенных пунктов рост по отношению к тарифам, действующим по состоянию на 31 декабря 2016 года, составил по водоснабжению: город – 129%, с/о Абрау-Дюрсо – 166,6%, с/о Раевский, ФИО1, ФИО2, село Борисовка – 142,1%; по водоотведению: город – 163,66%, с/о Абрау-Дюрсо – 194,88%, с/о Раевский, ФИО1, ФИО2, село Борисовка – 180,37%.

В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 6 апреля 2015 года № 3161-K3 «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края» в целях соблюдения статьи 13 раздела III Основ ценообразования в части непревышения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги для населения с 1 июля 2017 года действуют льготные тарифы с выплатой компенсации выпадающих доходов от реализации коммунальных услуг по льготным тарифам из бюджета Краснодарского края.

Прокуратурой города Новороссийска в судебном порядке оспаривались тарифы на 2017 год в целях снижения их размера. Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20 сентября 2017 года по делу в удовлетворении административного искового заявления прокурору отказано.

Расчет НВВ, необходимой МУП «Водоканал» на осуществление регулируемых видов деятельности, принятой при установлении базовых тарифов на 2019 год, произведен органами регулирования тарифов администрации в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением № 406 и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э, с учетом фактических затрат МУП «Водоканал» за 2017 год, размера НВВ на 2018 год, утвержденной постановлением администрации от 18 декабря 2017 года № 9517 и индекса потребительских цен, определенных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

На основании требований пункта 13 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением № 406, органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в таком размере, чтобы рост тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов.

Плановый размер тарифов на питьевую воду и водоотведение, заявленный МУП «Водоканал» на 2019 год, предполагал дополнительный рост тарифов по отношению к действующим на 31 декабря 2018 года: водоснабжение – 133,3%, водоотведение – 105,3%, при ограничении распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р повышения совокупной платы граждан за коммунальные услуги (предельный индекс) с 1 июля 2019 года по отношению к январю 2019 года в среднем по Краснодарскому краю на 2,6%.

Предприятием заявлен объем НВВ на осуществление деятельности в сфере оказания услуг водоснабжения на 2019 год в размере 1 010 662 рублей 19 копеек. Вместе с тем согласно предоставленным материалам к тарифному делу от 14 мая 2018 года фактический объем НВВ за 2017 год составил 730 452 рублей 68 копеек.

При уровне инфляции, определенном в Прогнозе социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, плановый рост НВВ, заявленный предприятием на 2019 год по отношению к фактическим затратам за 2017 год, составил 138,4%.

По результатам проведенного анализа необходимой потребности для осуществления предприятием услуг водоснабжения орган регулирования, в соответствии с Методическими указаниями произвел корректировку НВВ. В расчет базового тарифа на 2019 год объем НВВ принят в размере 883 618 рублей 31 копейки.

Рост по отношению к фактическому объему НВВ за 2017 год составил 121%.

Согласно пункту 10 раздела III Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», в случае соответствия проекта производственной программы требованиям уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (полномочия переданы органам местного самоуправления муниципального образования город Новороссийск) проводит оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы. Указанные тарифы считаются доступными для абонентов в случае, если их размер не повлечет превышения предельного индекса максимально возможного изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленного на очередной период регулирования Федеральной антимонопольной службой в среднем по субъекту Российской Федерации.

Административным истцом при расчете базового тарифа на услуги водоснабжения на 2019 год заявлены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках реализации Производственной программы в размере 47 685 рублей 31 копейки.

Вместе с тем МУП «Водоканал» не исполнило Производственные программы в сферах водоснабжения и водоотведения, утвержденные на предыдущие периоды регулирования. Данные обстоятельства подтверждаются представленными органом местного самоуправления документами.

Согласно отчету о реализации производственной программы в сфере водоснабжения за 2016 год на реализацию мероприятий программы утверждены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 30 705 рублей 34 копеек. Фактически освоено 12 324 рубля 56 копеек, отклонение – 18 380 рублей 78 копеек, за 2017 год утверждено в Программе в сфере водоснабжения – 19 539 рублей 54 копейки, фактически освоено – 5850 рублей 78 копеек, отклонение – 13 688 рублей 76 копеек.

Неосвоенные средства предыдущих периодов регулирования на основании пункта 16 раздела III Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения исключены как экономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования – 32 069 рублей 54 копейки.

Остаток планового размера расходов предприятия на реализацию Производственной программы в сфере водоснабжения в 2019 году проанализирован в соответствии с пунктом 10 раздела III Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на предмет доступности тарифов на услуги водоснабжения для населения муниципального образования с учетом предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 декабря 2018 года № 835 с 1 июля 2019 года для муниципального образования город Новороссийск в размере 2,6%. В расчет тарифа на 2019 год орган регулирования принял сумму расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках реализации Производственной программы в размере 7306 рублей. Помимо указанных средств предприятие обязано направить на данные цели ранее полученные и неосвоенные средства в предыдущие периоды регулирования в размере 32 069 рублей 54 копейки.

Кроме того, согласно отчету о реализации производственной программы в сфере водоснабжения за 2018 год на реализацию мероприятий программы утверждены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 20 645 рублей 55 копеек, фактически освоено 5858 рублей 36 копеек, отклонение – 14 787 рублей 19 копеек.

Предприятием также реализуются инвестиционные программы в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 21 июля 2015 года № 494 «О внесении изменений в решение городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 26 ноября 2013 года № 432 и об утверждении в новой редакции инвестиционных программ МУП «Водоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения», мероприятия которой направлены на повышение энергетической эффективности, в частности, на снижение потерь воды при транспортировке. За период реализации инвестиционной программы в сфере водоснабжения за 2013–2018 годы предприятием получено от платы за подключение (присоединение) к централизованным сетям водоснабжения 166 120 рублей 9 копеек, фактически освоено 54 351 рубль 99 копеек.

В соответствии с отчетом о реализации производственной программы в сфере водоснабжения за 2018 год на реализацию мероприятий программы утверждены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 20 645 рублей 55 копеек, фактически освоено 5858 рублей 36 копеек, отклонение – 14 787 рублей 19 копеек.

При установлении базового тарифа на услуги водоснабжения на 2019 год предприятием заявлен объем подъема воды из собственных источников в размере 8231,06 м3, органом регулирования учтены фактические показатели предприятия за предыдущие периоды регулирования: 2015 год подъем воды из собственных источников – 9453,37 м3, 2016 год – 11 644,24 м3, 2017 год – 11 420,84 м3. В расчет тарифа принят объем в размере 10 857,01 тыс. м3 – ниже факта 2017 года на 5%.

Принятые с учетом фактических расходов за 2017 год и уровня инфляции расходы на сырье и материалы, а также электроэнергию составили расходы на электроэнергию – 78 667 рублей 75 копеек, на сырье и материалы – 4755 рублей 75 копеек.

В тариф на 2019 год приняты расходы на электроэнергию – 88 055 рублей 31 копейки (увеличение 112%), расходы на сырье и материалы – 8766 рублей 38 копеек (увеличение 184%).

Регулирование тарифов МУП «Водоканал» органами местного самоуправления муниципального образования город Новороссийск осуществляется в рамках переданных полномочий законом Краснодарского края от 15 октября 2010 года № 2065-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса».

Тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал» установлены в соответствии с пунктом 31 главы V Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением № 406, на долгосрочный период 2019 – 2023 годов с применением метода индексации.

Расчет величины НВВ, необходимой МУП «Водоканал» на осуществление регулируемых видов деятельности, принятой при установлении базовых тарифов на 2019 год, произведен органами регулирования тарифов администрации в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением № 406 и Методическими указаниями.

Пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением № 406, предусмотрено, что при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг).

Предприятием при расчете базового тарифа на 2019 год заявлен общий объем поданной воды в сеть – 42 915,41 м3, в том числе: покупная вода – 34 684,35 м3, вода из собственных источников – 8231,06 м3.

Экономическое обоснование изменения долевого соотношения объема покупной воды и воды из собственных источников по отношению к фактическим данным за предыдущие периоды регулирования предприятием не предоставлено.

В то же время органом регулирования в расчет базового тарифа на 2019 год принят общий объем поданной воды на уровне фактического объема за 2017 год в размере 43 285,25 м3 с увеличением по отношению к объему, заявленному предприятием на 0,86%, долевое соотношение воды из собственных источников и покупной воды принято с учетом фактических показателей за три предыдущих года.

Исходя из представленных административным ответчиком показателей, распределение долевого соотношения на уровне, заявленном предприятием, необоснованно приведет к увеличению расходов на покупку воды и увеличению тарифа на услуги водоснабжения. На основании пункта 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением № 406, во включении в тариф отказано.

Административный истец указал, что при расчете тарифа органом регулирования не учтены объемы реализации <данные изъяты> воды МУП «Водоканал», принятые при установлении тарифов для <данные изъяты> региональной энергетической комиссией департаментом цен и тарифов Краснодарского края. Однако органом регулирования анализ экономического обоснования затрат, включенных в тариф предприятия, производится на основании фактически подтвержденных документов в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением № 406, и не может основываться на плановых (расчетных) показателях другой организации коммунального комплекса, регулируемой иным органом регулирования.

По вопросу применения при расчете плановых затрат предприятия на покупку воды в 2019 году тарифа <данные изъяты> в размере 16,59 руб./м3 в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением № 406, тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования. Ввиду того, что откорректированный тариф на 2019 год для <данные изъяты> в размере 16,84 руб./м3 установлен приказом региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10 декабря 2018 года , то на момент проведения анализа затрат на покупку воды у <данные изъяты> органом регулирования применен тариф, заявленный административным истцом, в размере 16,59 руб./м3, установленный приказом региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 6 декабря 2017 года № 47/2017-ВК на 2019 год.

Пунктом 10 раздела III Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», предусмотрено, что в случае соответствия проекта производственной программы требованиям уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (полномочия переданы органам местного самоуправления муниципального образования город Новороссийск) проводит оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы. Указанные тарифы считаются доступными для абонентов в случае, если их размер не повлечет превышения предельного индекса максимально возможного изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленного на очередной период регулирования Федеральной антимонопольной службой в среднем по субъекту Российской Федерации.

Фактические расходы предприятия за 2017 год на покупку воды составили 407 432 рубля 21 копейку. В расчет базового тарифа на 2019 год органом регулирования включена сумма на покупку воды в размере 503 632 рубля 44 копейки с ростом по отношению к фактическим затратам 123,6% при общем уровне инфляции на 2019/2017 годы, определенном в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, в размере 107,4%.

Предприятием при расчете базового тарифа на услуги водоснабжения на 2019 год заявлены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем в рамках реализации Производственной программы в размере 37 545 рублей 69 копеек и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 8455 рублей 62 копеек, что предполагает дополнительный рост тарифов по отношению к тарифам, действующим в январе 2019 года, на услуги водоснабжения – 133,3%, при ограничении распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р повышения совокупной платы граждан за коммунальные услуги (предельный индекс) с 1 июля 2019 года по отношению к январю 2019 года в среднем по Краснодарскому краю на 2,6%.

В то же время МУП «Водоканал» не исполнены Производственные программы в сферах водоснабжения и водоотведения, утвержденные на предыдущие периоды регулирования.

Согласно отчету о реализации производственной программы в сфере водоснабжения за 2016 год на реализацию мероприятий программы утверждены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 30 705 рублей 34 копеек, фактически освоено 12 324 рубля 56 копеек, отклонение – 18 380 рублей 78 копеек; за 2017 год утверждено в Программе в сфере водоснабжения 19 539 рублей 54 копейки, фактически освоено 5850 рублей 78 копеек, отклонение – 13 688 рублей 76 копеек.

На основании пункта 16 раздела III Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения неосвоенные средства предыдущих периодов регулирования исключены как экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования.

Остаток планового размера расходов предприятия на реализацию Производственной программы в сфере водоснабжения в 2019 году проанализирован в соответствии с пунктом 10 раздела III Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на предмет доступности тарифов на услуги водоснабжения для населения муниципального образования с учетом предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 декабря 2018 года № 835 с 1 июля 2019 года для муниципального образования город Новороссийск в размере 2,6%. В расчет тарифа на 2019 год органом регулирования принята сумма расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках реализации Производственной программы в размере 7306 рублей. Помимо указанных средств предприятие обязано направить на указанные цели ранее полученные и неосвоенные средства в предыдущие периоды регулирования в размере 32 069 рублей 54 копеек.

Согласно отчету о реализации производственной программы в сфере водоснабжения за 2018 год на реализацию мероприятий программы утверждены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности 20 645 рублей 55 копеек, фактически освоено 5858 рублей 36 копеек, отклонение – 14 787 рублей 19 копеек.

Предприятием также реализуются инвестиционные программы в сферах водоснабжения и водоотведения, мероприятия которых направлены на повышение энергетической эффективности, в том числе на снижение потерь воды при транспортировке. За период реализации инвестиционной программы в сфере водоснабжения 2013–2018 годы предприятием получено от платы за подключение (присоединение) к централизованным сетям водоснабжения 166 120 рублей 9 копеек, фактически освоено 54 351 рублей 99 копеек.

В муниципальной программе «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры, социальной сферы в муниципальном образовании город Новороссийск на 2017–2019 годы», утвержденной постановлением администрации от 3 ноября 2016 года № 9020, предусмотрены средства на строительство и реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения на 2019 год в размере 153 000 рублей.

С 1 июля 2017 года тарифы МУП «Водоканал» на услуги водоснабжения и водоотведения приведены к экономически обоснованному размеру с опережающим ростом по отношению к тарифам, действующим ранее: на питьевую воду – от 29% в городе до 67% в сельских населенных пунктах; на водоотведение – от 64% в городе до 95% в селах.

В целях соблюдения действующего законодательства об установлении тарифов на коммунальные услуги с учетом предельного индекса роста платы граждан для населения с 1 июля 2017 года действуют льготные тарифы (в соответствии Законом Краснодарского края от 6 апреля 2015 года № 3161-КЗ) с выплатой компенсации выпадающих доходов от реализации коммунальных услуг по льготным тарифам из бюджета Краснодарского края.

В целях сокращения расходов краевого бюджета льготные тарифы для населения постепенно приводятся к установленному экономически обоснованному размеру в рамках допустимого предельного индекса роста платы граждан. Кроме того, с 1 июля 2018 года размер льготных тарифов для населения на услуги водоснабжения и водоотведения увеличен с учетом предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, установленного в индивидуальном порядке для муниципального образования город Новороссийск в размере 6,5%, при среднекраевом росте платы в 4%. Рост льготных тарифов для населения с 1 июля 2018 года составил: водоснабжение – от 8% до 14%, водоотведение – от 10% до 20%.

В части неверного установления тарифа рабочего 1 разряда, суд исходил из того, что административным истцом по заявке на установление базового тарифа расчет затрат на оплату труда основного производственного персонала произведен по тарифной ставке рабочего 1 разряда в размере 6473 рублей 08 копеек, однако органом регулирования в расчет принята тарифная ставка с учетом дефлятора в размере 8631 рубля 59 копеек.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Судами учтено, что документы, подтверждающие фактический объем НВВ в указанном размере и необходимость значительного увеличения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2019 год, административным истцом в материалы дела не представлены. Оспариваемый нормативно-правовой акт соответствует требованиям действующего законодательства, принят уполномоченным органом в установленном порядке.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.

Оспариваемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Новороссийска» – без удовлетворения.