ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1541/19 от 16.07.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 8а-16284/2020 (88а-16838/2020)

номер дела суда 1-й инстанции 2а-1541/2019

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 16 июля 2020 года

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Иванова А.Е.,

судей Карасовой Н.Х., Шелудько В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу административных истцов Калачикова С.Ю., Калачикова Д.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Калачикова С.Ю. и Калачикова Д.С. к администрации муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснение административного Калачикова С.Ю. и представителя административных истцов Фролова А.В., Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

установил:

Административные истцы обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию и утверждению схемы земельного участка площадью 16 402 кв.м. по адресу: <адрес>

Решением Тимашевского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2019 года административный иск Калачикова С.Ю., Калачикова Д.С. удовлетворен, отказ Администрации муниципального образования Тимашевский район от 28 мая 2019 года в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 16402 кв.м. признан незаконным.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 декабря 2019 года, решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2019 года отменено, в удовлетворении требований Калачикова С.Ю., Калачикова Д.С. отказано.

В кассационной жалобе, поданной Калачиковым С.Ю., Калачиковым Д.С. в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, административные истцы выражают несогласие с апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 декабря 2019 года, считают его незаконным, необоснованным, просят состоявшийся судебный акт отменить, решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2019 года оставить без изменения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции, административный истец Калачиков С.Ю. и представитель административных истцов Фролов А.В. доводы кассационной жалобы поддержали, просили апелляционное определение отменить.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как установлено судом первой инстанции решением Тимашевского районного суда от 10 ноября 2017 года за Калачиковым С.Ю. признано право собственности на следующие объекты недвижимости: площадка (операторная) Лит А, фундамент (охранный пункт) Литер Б, мощение Литер I, подставка под емкости для горючего Литер II, подставка под емкости для горючего Литер III, подставка под емкости для горючего Литер IV, подставка под емкости для горючего Литер V, подставка под емкости для горючего Литер VI, подставка под емкости для горючего Литер VII, подставка под емкости для горючего Литер VIII, подставка под емкости для горючего Литер IX, подставка под емкости для горючего Литер X, подставка под емкости для горючего Литер XI, подставка под емкости для горючего Литер XII, подставка под емкости для горючего Литер XIII, подставка под емкости для горючего Литер XIV, подставка под емкости для горючего Литер XV подставка под емкости для горючего Литер XVI, подставка под емкости для горючего Литер XVII, подставка под емкости для горючего Литер XVIII, подставка под емкости для горючего Литер XIX, подставка под емкости для горючего Литер XX, подставка под емкости для горючего Литер XXI, подставка под емкости для горючего Литер XXII, подставка под емкости для горючего Литер XXIII, подставка под емкости для горючего Литер XXIV. Указанное имущество расположено по адресу: <адрес>

Согласно договору дарения объектов недвижимости от 19 мая 2018 года Калачиков С.Ю. подарил Калачикову Д.С. мощение кадастровый общей площадью 1876 кв.м., подставку под емкость для горючего кадастровый общей площадью 1,9 кв.м., подставку под емкость для горючего кадастровый общей площадью 1,9 кв.м., подставку под емкость для горючего кадастровый общей площадью 1,9 кв.м., подставку под емкость для горючего кадастровый общей площадью 1,9 кв.м.

Как следует из технического паспорта «автозаправочной станции», по адресу: <адрес> расположено следующее имущество: площадка, фундамент, мощение и 23 подставки под емкости для горючего.

Из содержания ответов , от ДД.ММ.ГГГГ, а так же ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок расположен в трех территориальных зонах, утвержденных Правилами землепользования и застройки Поселкового сельского поселения.

Согласно выкопировке из карты-схемы градостроительного зонирования территории Поселкового сельского поселения правил землепользования и застройки Поселкового сельского поселения испрашиваемый земельный участок расположен в одной территориальной зоне ПК – производственно-коммунальной зоне. Данная зона установлена в соответствии с картой градостроительного зонирования ПЗЗ Поселкового сельского поселения, утвержденных решением Совета Поселкового сельского поселения от 26 мая 2014 года № 172, с внесенными изменениями согласно решения Совета муниципального образования Тимашевский район № 373 от 27 февраля 2019 года.

Таким образом, при вынесении решения, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения спора земельный участок являющийся предметом спора, расположен в одной территориальной зоне, что подтверждается градостроительными материалами.

Однако судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии автомобильной дороги в пределах испрашиваемого земельного участка.

Судом апелляционной инстанции верно проверены все доводы, изложенные в позиции административного ответчика, которые указывает на неправомерность вынесенного решения судом первой инстанции, так как судом первой инстанции не принято во внимание то, что согласно пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно выкопировке из генерального плана Поселкового сельского поселения Тимашевского района, утвержденного решением Совета Поселкового сельского поселения Тимашевского района от 26 сентября 2012 года № 111 при образовании земельного участка, в соответствии с предложенной административными истцами схемой, земельный участок будет расположен в трех территориальных зонах: учреждения культурно – бытового обслуживания; территория коммунальных объектов; территория зеленых насаждений общего пользования.

В соответствии со статьями 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты планируемого разрешения объектов, с указанием или описанием зон размещения названных объектов.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

Как установлено статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства. В состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Так же судом апелляционной инстанции верно сделан вывод, о том, что административные истцы не обращались в администрацию муниципального образования Тимашевский район с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.

Статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, а на испрашиваемом административными истцами земельном участке расположены объекты недвижимости, право собственности на которые не подтверждено государственной регистрацией.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит доводы, приведенные в кассационной жалобы, аналогичными позиции административных истцов в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.

Выводы суда они не опровергают, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.

Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

определил:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 декабря 2019 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Калачикова С.Ю., Калачикова Д.С. - без удовлетворения.

Председательствующий А.Е. Иванов

Судьи Н.Х Карасова

В.В. Шелудько