ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1542/20 от 15.06.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-1542/2020

88а-14508/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 15 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующей Желонкиной Г.А.,

судей Гайдарова М.Б., Кривенкова О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Ленинского районного суда города Воронежа от 24 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 27 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, заместителю директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края ФИО1 о признании незаконными действий по возврату Уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконными действия, заключающиеся в возврате Уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 24 января 2020 года; возложить обязанность выдать Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В обоснование заявленных требований указали, что между административными истцами 11 июля 2019 года заключен договор совместной деятельности. Согласно протоколам по результатам аукционов от 11 июля 2019 года между администрацией города Сочи и ФИО4 заключены договоры аренды земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый , и <адрес>, кадастровый . На уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 17 января 2020 года администрация города Сочи 24 января 2020 года возвратила указанные уведомления без рассмотрения по существу. Административные истцы не согласились с такими решениями органа местного самоуправления, поскольку изложенные в оспариваемых ответах доводы о несоответствии друг другу технико-экономических показателей высоты проектируемого объекта, указанных в уведомлениях о планируемом строительстве и описании внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, не соответствуют действительности, поскольку в графическом описании высоты объекта высота дома в целом не указана, а указана без учета крыши. Описание внешнего облика объекта относится именно к тому индивидуальному жилому дому, который указан на страницах 1-7 описания внешнего облика объекта. Таким образом, описание внешнего облика объекта приложено к уведомлениям о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поэтому оснований к их возвращениям не имелось.

Решением Ленинского районного суда города Воронежа от 24 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 27 октября 2020 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия администрации города Сочи, заместителя директора департамента, архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО1 по оставлению без рассмотрения Уведомлений ФИО4 о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 17 января 2020 года на спорных земельных участках, выразившиеся в письмах от 24 января 2020 года № 21.01-18/2297 и от 24 января 2020 года № 21.01-18/2298. В удовлетворении заявленных административных исковых требований ФИО2 и ФИО3 отказано.

В кассационной жалобе и дополнениях к кассационной жалобе, поданных через Ленинский районный суд города Воронежа, администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 23 апреля 2021 года и 26 апреля 2021 года, соответственно, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указала, что административным истцом представлены уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома с описанием внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, в которых технико-экономический показатель высоты проектируемого объекта не соответствует друг другу.

В письменных возражениях на кассационную жалобу административный истец ФИО2 просит оспариваемые судебные акты оставить без изменений.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; 3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 6 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 указанной статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2-4 части 3 указанной статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.

Как усматривается из материалов дела и установлено при рассмотрении дела, согласно протоколам по результатам аукционов от 11 июля 2019 года между администрацией города Сочи и ФИО4 заключены договоры аренды земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый , и <адрес> кадастровый .

Между ФИО4, ФИО2, ФИО3 11 июля 2019 года заключен договор совместной деятельности, согласно которому стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства индивидуальных жилых домов на земельных участках, расположенных по адресам: <адрес> кадастровый ; <адрес>, кадастровый ; <адрес>, кадастровый .

ФИО4 17 января 2020 года в адрес администрации города Сочи были направлены уведомления о планируемом строительстве на земельных участках, расположенных по адресам: <адрес> кадастровый , и <адрес> кадастровый .

Письмами заместителя директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО5 от 24 января 2020 года № 21.01-18/2297 и от 24 января 2020 года № 21.01-18/2298 ФИО4 сообщено о возвращении поданных ей уведомлений о планируемом строительстве без рассмотрения, указав в обоснование, что в представленных уведомлениях с описанием внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, технико-экономический показатель высоты проектируемого объекта не соответствует друг другу.

Суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, исследовав и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что решения администрации города Сочи о возвращении уведомлений о планируемом строительстве и приложенных к нему документов без рассмотрения по основаниям, изложенным в письменных ответах от 24 января 2020 года № 21.01-18/2297 и от 24 января 2020 года 21.01-18/2298, не отвечает требованиям законодательства, а именно не содержит указания ни на одно из оснований, установленных статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом суды не установили правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 и ФИО3 требований, поскольку оспариваемые действия административных ответчиков права ФИО2 и ФИО3 нарушены не были, каких-либо прав в отношении земельных участков они не имеют, с уведомлениями о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства земельных участков обращалась единолично ФИО4

Из анализа положений пункта 39 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации следует, что одним из параметров, определяющих объект капитального строительства именно в качестве индивидуального жилищного, является его высота.

Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. При этом параметры высоты объекта индивидуального жилищного строительства должны быть указаны в текстовой части описания его внешнего облика.

Судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела установлено, что направленные ФИО4ДД.ММ.ГГГГ уведомления о планируемом строительстве в текстовой части описаний внешнего облика объектов индивидуального жилищного строительства, являющихся приложениями к указанным уведомлениям, содержали указание на высоту планируемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства, и указанная величина соответствовала высоте, отраженной планируемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства, отраженной непосредственно в тексте уведомления о планируемом строительстве. В графических описаниях предполагаемых к строительству объектов не содержится сведений об общей высоте зданий, там высота обозначена без учета ската крыши указанных зданий.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что основания возврата административному истцу уведомлений о планируемом строительстве по основанию не соответствия друг другу в уведомлениях и описаниях внешнего облика объектов индивидуального жилищного строительства, являющихся приложениями к указанным уведомлениям, технико-экономических показателей высоты проектируемых объектов, является не соответствующем обстоятельствам дела, что свидетельствует о незаконности оспариваемых отказов административного ответчика в рассмотрении указанных уведомлений о планируемом строительстве.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, выводы судов основаны на установленных в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельствах, подтвержденных собранными по делу доказательствами, которым суды в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.

Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Ленинского районного суда города Воронежа от 24 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 27 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 июня 2021 года.

Председательствующий

Судьи