ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1542/2021 от 23.03.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-1542/2021

№ 88а-2533/2022

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 23 марта 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 05.04.2022

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г. и Тымченко А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу законного представителя Синенко Валерии Игоревны – Чуриной Татьяны Федоровны на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 07 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 01 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Чуриной Татьяны Федоровны в защиту интересов несовершеннолетней Синенко Валерии Игоревны к администрации Шкотовского городского поселения Приморского края об оспаривании решений об отказе в согласовании схемы расположения и предоставлении земельного участка.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Чурина Т.Ф. обратилась в Шкотовский районный суд Приморского края в защиту интересов несовершеннолетней Синенко В.И. с вышеназванным административным исковым заявлением и просила признать незаконным и отменить решение администрации Шкотовского городского поселения Приморского края от 30 апреля 2021 года об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка и о переводе заявления Синенко В.И. № 210331-31 от 31 марта 2021 года в режим изменения границ участка; признать незаконным и отменить решение администрации Шкотовского городского поселения Приморского края № 148 от 01 июня 2021 года об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование Синенко В.И.; признать заявление Синенко В.И. № 210331-31 от 31 марта 2021 года на предоставление земельного участка и приложенную к нему схему размещения земельного участка соответствующими требованиям Федерального закона РФ от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»); обязать администрацию Шкотовского городского поселения Приморского края устранить в полном объёме все допущенные нарушения прав Синенко В.И. при рассмотрении заявления № 210331-31 от 31 марта 2021 года и предоставить испрашиваемый земельный участок в безвозмездное пользование.

Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 07 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 01 декабря 2021 года, административное исковое заявление Чуриной Т.Ф. в интересах несовершеннолетней Синенко В.И. оставлено без удовлетворения.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Так, по мнению кассатора, судами не принят во внимание упрощённый порядок предоставления земельных участков в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 119-ФЗ. Право определять и устанавливать на публичной кадастровой карте ФГИС «серые» зоны запрета (ТЗЗ), на территории которых предоставление земельных участок запрещено, относится к компетенции региональных органов власти, а не администрации Шкотовского городского поселения. В месте расположения испрашиваемого земельного участка территории общего пользования или территории «серой» ТЗЗ не установлено, что подтверждается проверкой ФГИС во время формирования земельного участка и последующей проверкой оператором «О ДВ гектаре» (Росреестром). Суды необоснованно поставили под сомнение достоверность сведений ФГИС. В материалах дела отсутствуют достоверные и допустимые доказательства установления границ земель общего пользования в месте расположения испрашиваемого несовершеннолетней Синенко В.И. земельного участка.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 февраля 2022 года кассационная жалоба Чуриной Т.Ф., поданная в интересах несовершеннолетней Синенко И.В., передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Как установлено судами и следует из материалов дела, несовершеннолетняя Синенко В.И. с согласия законного представителя Чуриной Т.Ф. 31 марта 2021 года обратилась с заявлением в администрацию Шкотовского городского поселения Приморского края о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка площадью 9795 кв.м, расположенного в кадастровом квартале с учётным номером 25:24:030101, в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К заявлению приложена схема размещения земельного участка.

Решением администрации Шкотовского городского поселения Приморского края, изложенным в письме от 30 апреля 2021 года, приостановлено рассмотрение заявления Синенко В.И., по основанию, предусмотренному частью 4.1 статьи 6, пунктом 22 статьи 7 Федерального закона № 119-ФЗ от 01 мая 2016 года, в связи с тем, что границы испрашиваемого участка пересекают границы территории общего пользования (береговая полоса).

Решением администрации Шкотовского городского поселения Приморского края, изложенным в письме от 01 июня 2021 года, со ссылкой на части 4.1, 4.3 статьи 6, пункт 22 статьи 7 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ Синенко В.И. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку уполномоченным органом выявлены основания для приостановления рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с представленной схемой размещения земельного участка на публичной кадастровой карте; границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы территории общего пользования (береговая полоса, установленная в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса РФ); в установленный законом срок не предоставлено согласие на возможные варианты схемы размещения земельного участка, исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления. И одновременно указано, что заявитель праве вновь обратиться с заявлением о предоставлении другого земельного участка в безвозмездное пользование в рамках Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ, и оснований для приостановления срока рассмотрения указанного заявления, предусмотренных частями 2 и 4.1 статьи 6 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ, принимает решение об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте и обращается в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учёте испрашиваемого земельного участка.

Согласно части 4.1 статьи 6 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ в случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1 - 24 статьи 7 данного Федерального закона, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ.

Согласно подпункту 22 статьи 7 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае, когда испрашиваемый земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.

Частью 4.3 статьи 6 Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ предусмотрено, что, если в течение тридцати дней со дня направления уполномоченным органом заявителю предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи вариантов схемы размещения земельного участка и перечня земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ, от заявителя не поступило согласие ни с одним из предложенных вариантов схемы размещения земельного участка или согласие на предоставление одного из предложенных земельных участков, уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В силу части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Согласно части 4.1 статьи 5 Водного кодекса РФ порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377 утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности её определения, согласно которым установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет (пункт 3).

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, сослались на положения Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, установили, что границы испрашиваемого земельного участка пересекают территорию общего пользования (береговая полоса), что в установленный срок согласие заявителя на возможные схемы размещения земельного участка, исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрение заявления № 210331-31 от 31 марта 2021 года, в уполномоченный орган не поступило, и пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления административного ответчика, и отсутствии нарушений прав административного истца.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, законного представителя Синенко В.И. - Чуриной Т.Ф. не представлено.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Довод кассационной жалобы о том, что право определять и устанавливать на публичной кадастровой карте ФГИС «серые зоны» зоны запрета (ТЗЗ), на территории которых предоставление земельных участок запрещено, относится к компетенции региональных органов власти, а не администрации Шкотовского городского поселения Приморского края, не имеет правового значения, поскольку не является предметом настоящего административного спора.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Все остальные доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам законного представителя Синенко В.И. - Чуриной Т.Ф. в судах первой и апелляционной инстанции, а её несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Шкотовского районного суда Приморского края от 07 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 01 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу законного представителя Синенко Валерии Игоревны – Чуриной Татьяны Федоровны – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи