ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1563/2021 от 30.03.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88А-2479/2022

№ 2а-1563/2021

г. Пятигорск 30 марта 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,

судей Белоусовой Ю.К.

ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 1 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 25 ноября 2021 г.

по административному делу по административному иску ФИО2 к отделу ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале, Управлению ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан о признании незаконным отказа в принятии заявления от 19 января 2021 г. о заключении брака и в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности принять заявление от 19 января 2021 г.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф., выслушав пояснения представителя Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан ФИО3, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к отделу ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале, Управлению ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным отказ отдела ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале в принятии его заявления от 19 января 2021 г. о заключении брака и предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака и возложения обязанности на отдел ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале принять его заявление от 19 января 2021 г.

В обоснование требований указано, что 16 января 2021 г. ФИО2 обратился в отдел ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале для подачи заявления о заключении брака с квитанцией оплаты госпошлины и свидетельством о расторжении предшествующего брака. Сотрудником органа ЗАГС ему было отказано в приеме заявления со ссылкой на то, что свидетельство о расторжении предыдущего брака, которое он представил, является свидетельством его бывшей супруги, поскольку выдано на ее имя. 19 января 2021 г. он обратился в отдел ЗАГС по месту расторжения брака за консультацией по получению своего экземпляра свидетельства о расторжении брака по телефону, где ему пояснили, что отказ в принятии заявления о регистрации брака не корректный в связи с наличием единой базы данных. В свидетельстве о расторжении брака от 23 января 2019 г. №13-00016 имеется отметка о том, что «брак прекращен на основании совместного заявления супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, за номером от 19 марта 2019 г.». Обратившись повторно для подачи заявления о заключении брака в отдел ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале ФИО2 повторно получил отказ принять его заявление на том же основании, а также в связи с тем, что штамп вступления в брак и расторжения брака стоял на не предусмотренной для этого странице № 18 его паспорта. Кроме, того начальником отдела ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале ему было отказано в выдаче письменного отказа в предоставлении государственной услуги, в связи с чем ФИО2 был вынужден обратиться с письменным заявлением для получения отказа в предоставлении государственной услуги.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 1 июля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 25 ноября 2021 г., требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО2, поданной 2 февраля 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 8 февраля 2022 г., ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении требований административного иска.

Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайство ФИО2 о проведении видео-конференцсвязи удовлетворено, ходатайство об отложении судебного заседания им не заявлено.

На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.

Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

Как установлено судами, 16 и 19 января 2021 г. ФИО2 обращался в отдел ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале с заявлением о государственной регистрации брака с ФИО4

К заявлению ФИО2 приложил: свидетельство о расторжении брака <данные изъяты> от 19 марта 2019 г., выданное на имя ФИО5, квитанцию об уплате государственной пошлины.

Указанное заявление и документы не послужили к предоставлению государственной услуги по регистрации брака ФИО2 со ссылкой на то, что свидетельство о расторжении брака, которое он предоставил, является свидетельством о расторжении брака его бывшей супруги, а также на отсутствие штампа о расторжении брака в паспорте гражданина Российской Федерации ФИО2

26 января 2021г. ФИО2 в отдел ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале подано заявление о получении отказа в приеме заявления о государственной регистрации брака.

Письмом от 2 февраля 2021 г. № 760 отдела ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале ФИО2 сообщено, что основанием для отказа в принятии его заявления о заключении брака послужило следующее: наличие на 18 страницы паспорта штампа о зарегистрированном браке и отсутствие штампа о расторжении брака, предусмотренного подпунктом 2 пункта 74 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 307 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния»; не был предоставлен документ, подтверждающий прекращение его предыдущего брака, что предусмотрено пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния».

При этом заявителю разъяснено, что лица, вступающие в брак, подают в орган ЗАГС совместное заявление о заключении брака, в котором должны быть указаны сведения о прекращении предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее. Что касается основного документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, то в силу пункта 2 статьи 38 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» им является свидетельство о расторжении брака, которое выдается органом ЗАГС каждому из лиц, расторгнувших брак; предоставленный бланк свидетельства о расторжении брака <данные изъяты> от 19 марта 2019 г., выдан на имя ФИО5, что противоречит вышеуказанной норме.

Из свидетельства о расторжении брака <данные изъяты> от 19 марта 2019 г. видно, что местом государственной регистрации расторжения брака является отдел ЗАГС Администрации Муниципального района «Магарамкентский район» Республики Дагестан, следовательно, предоставление личного свидетельства о расторжении брака является необходимым условием для оказания государственной услуги по регистрации брака, оказываемой в ином органе ЗАГС.

Отказывая в удовлетворении требований ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что необходимые для регистрации брака документы (свой экземпляр свидетельства о расторжении брака, выдаваемого каждому супругу, истребуемый в связи с тем, что расторжение предыдущего брака осуществлялось в ином органе ЗАГС) не были представлены, следовательно отказ в предоставлении государственной услуги является законным.

С выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, признав их мотивированными, подтвержденными имеющимися в материалах дела доказательствами и отклонив доводы апелляционной жалобы, как не содержащей в себе указания на нарушения, с наличием которых процессуальный закон связывает возможность отмены решения суда. Суд апелляционной инстанции указал об обязанности заявителя согласно закону и Административному регламенту представить в орган ЗАГС все необходимые, надлежащим образом оформленные документы, орган ЗАГС не вправе отступить от требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами к этим документам.

Судебная коллегия, проверив административное дело по правилам статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.

В соответствии с положениями статей 24, 26 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак. Лица, вступающие в брак, подают в орган записи актов гражданского состояния совместное заявление о заключении брака в письменной форме лично или направляют это заявление в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака в письменной форме лично необходимо предъявить, в том числе, документы, удостоверяющие личности вступающих в брак, документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее. В случае, если государственная регистрация расторжения предыдущего брака производилась органом записи актов гражданского состояния, в который было подано заявление о заключении брака, предъявление документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, не требуется и орган записи актов гражданского состояния на основании сведений, изложенных заявителем в заявлении, устанавливает факт прекращения предыдущего брака на основании имеющейся записи акта о расторжении брака. В этом случае лицо (лица), вступающее в брак, вправе предъявить документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, по собственной инициативе

Согласно пункту 2 статьи 38 названного Федерального закона свидетельство о расторжении брака выдается органом записи актов гражданского состояния каждому из лиц, расторгнувших брак.

Согласно пункту 2.1 статьи 4 того же Федерального закона полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми на основании законодательства об актах гражданского состояния уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Согласно пункту 28 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденному Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 307, для государственной регистрации заключения брака заявителями должны быть представлены, помимо заявления, документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака (в случае если лицо (лица) состояло(и) в браке ранее). В случае, если государственная регистрация расторжения предыдущего брака производилась органом, предоставляющим государственную услугу, в который подано заявление о заключении брака, предъявление документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, не требуется, и орган, предоставляющий государственную услугу, на основании сведений, изложенных заявителем в заявлении, устанавливает факт прекращения предыдущего брака на основании имеющейся записи акта о расторжении брака. В этом случае лицо (лица), вступающее(ие) в брак, вправе предъявить документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, по собственной инициативе.

В силу пунктов 73.1-73.6 указанного Административного регламента основанием для начала выполнения административной процедуры по проверке представленных документов является личное обращение заявителей (заявителя) в орган, предоставляющий государственную услугу, с одновременным представлением всех надлежащим образом оформленных документов, указанных в пунктах 23, 28, 37 Административного регламента. Специалист, ответственный за государственную регистрацию заключения брака, проверяет правильность оформления представленных заявителями (заявителем) документов. Если необходимые документы отсутствуют либо не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, специалист уведомляет заявителей (заявителя) о том, что обнаружены препятствия для предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака, сообщает заявителям (заявителю) о выявленных недостатках в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению. Специалист при проверке документа, удостоверяющего личность гражданина, особое внимание уделяет сроку действия паспорта (при достижении 20 лет, 45 лет паспорт подлежит замене) и сведениям, содержащимся на странице «Семейное положение». В случае выявления обстоятельства истечения срока действия паспорта, либо отсутствия места для проставления органом, предоставляющим государственную услугу, штампа о заключении брака на странице «Семейное положение» паспорта, заявителю сообщается, что до назначенной даты государственной регистрации заключения брака необходимо получить новый документ, удостоверяющий личность гражданина. О данном сообщении делается пометка на обратной стороне заявления о заключении брака, заявитель проставляет подпись. Результатом административной процедуры являются проверка специалистом представленных документов и принятие решения о результате предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака. В случае отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака представленные для государственной регистрации заключения брака документы возвращаются заявителям (заявителю) с объяснением причин отказа в устной или письменной форме.

Согласно подпункту 2 пункта 74 названного Административного регламента предоставление государственной услуги по государственной регистрации расторжения брака включает в себя следующие административные процедуры: проставление штампа о расторжении брака в паспорта (паспорт) заявителей (заявителя).

Приведенные нормы материального права были соблюдены при разрешении административного дела судами первой и апелляционной инстанций с учетом фактических обстоятельств дела.

Установленные судами обстоятельства свидетельствовали о наличии оснований у органа ЗАГС истребовать при подаче совместного заявления о регистрации брака от заявителя, ранее состоявшего в браке и расторгнувшего его в ином органе ЗАГС, свидетельства о расторжении брака, экземпляр которого выдается каждому из бывших супругов. Указанные действия согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденному Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 307, производятся в ходе совершения административной процедуры по приему письменного заявления о заключении брака, включающей в себя проверку правильности оформления представленных заявителями документов и принятие решения о результате предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака.

Вопреки доводам заявителя жалобы, указывавшего о допущенном административными ответчиками незаконном отказе в приеме документов на оказание государственной услуги по регистрации брака, сотрудником органа ЗАГС предоставленные ФИО2 документы были приняты, по ним проведена проверка по пунктам 73.2-73.4 вышеуказанного Административного регламента, в том числе проверена графа «Семейное положение» паспорта гражданина Российской Федерации и наличие своего экземпляра свидетельства о расторжении брака заявителя, необходимого в силу пункта 28 Административного регламента и статьи 38 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния», предложено устранить обнаруженные препятствия для предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака, о чем сообщено заявителю с разъяснением выявленных недостатков в представленных документах. Названные обстоятельства, которые заявитель подтвердил в своем административном иске, послужили основанием к отказу в предоставлении государственной услуги, о чем до заявителя доведено письменно по его обращению. При этом возврат заявителю документов с объяснением причин отказа в предоставлении государственной услуги допускается названным Административным регламентом также в устной форме.

Сам по себе факт изложения письма отдела ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале от 2 февраля 2021 г. № 760 с обоснованием отказа в принятии заявления, не указывает на нарушение административными ответчиками требований пункта 40 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 307, согласно которому основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не предусмотрены, так как сотрудником органа ЗАГС были осуществлены необходимые действия по проверке представленных заявителем документов, что невозможно без их приема, согласно последовательности совершаемых административных процедур является очередным этапом после приема документов.

Как обоснованно указано судами первой и апелляционной инстанций, представленные заявителем документы не соответствовали предъявляемым к ним требованиям в связи с тем, что предоставление документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, не требуется только в случае, если государственная регистрация расторжения предыдущего брака производилась тем же органом ЗАГС, в который было подано заявление о заключении брака, при этом свидетельство о расторжении брака носит личный характер, так как выдается каждому из бывших супругов. Указанные требования изложены в приведенных статьях 26, 38 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния».

Согласно пункту 42 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 307, отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния или в совершении иного юридически значимого действия допускается в случае, если документы, которые представлены заявителем, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» и иными нормативными правовыми актами.

Следовательно, сотрудником органа ЗАГС представленные для государственной регистрации заключения брака документы обоснованно возвращены заявителю с объяснением причин отказа первоначально в устной, а также и по обращению в письменной форме, что не противоречит пункту 73.5 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 307.

Доводы жалобы о том, что в силу статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные либо муниципальные услуги, иных государственных органов и органов местного самоуправления, подлежат отклонению, поскольку для данного правила частью 6 статьи 7 названного Федерального закона предусмотрены исключения, с указанием перечня документов, которые предоставляются заявителем лично, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг. В данном случае иное (необходимость предоставления свидетельства о расторжении брака в случае регистрации нового брака в другом органе ЗАГС) предусмотрено как статьями 26 и 38 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния», так и ранее приведенными положениями соответствующего Административного регламента.

При таком положении обжалуемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 1 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 25 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова

Судьи Ю.К. Белоусова

ФИО1

Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 марта 2022 г.