ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1759/19 от 25.08.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-1759/2019

г. Краснодар 25 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Шелудько В.В.

судей Иванова А.Е. и Усенко Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 25 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекте индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Просил обязать управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район выдать ФИО1 уведомление о соответствии установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указанным в уведомлении от 24 октября 2019 года о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером площадью 752 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>.

Решением Туапсинского районного суда от 25 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 10 марта 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной ФИО1 в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.

Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 16 июня 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 13 июля 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 752 кв. м, категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «под строительство индивидуального жилого дома», расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.

Является общеизвестным и не нуждается в доказывании то обстоятельство, что 15-16 октября 2010 года, 14 июня 2014 года, 24-25 октября 2018 года в Туапсинском районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. Принадлежащий истцу земельный участок располагается в границах зоны подтопления, что указано в настоящее время в генеральном плане и правилах землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основе разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В соответствии со статьями 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, дающий застройщику право осуществлять строительство.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в силу пункта 6 статьи 51 указанного Кодекса обладают, в том числе, органы местного самоуправления.

ФИО1 24 октября 2019 года в целях строительства индивидуального жилого дома подал в управление архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером .

Уведомлением от 24 октября 2019 года № 1107 ФИО1 сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Отказ мотивирован тем, что согласно генеральному плану Новомихайловского городского поселения Туапсинского района земельный участок с кадастровым номером расположен в границах зоны кратковременного затопления с периодичностью до нескольких раз в год и эрозийной деятельности временных потоков в период выпадения большого количества осадков, оползневые, обвально-осыпные процессы, а также, содержатся сведения, что указанные в уведомлении параметры ИЖС не соответствуют правилам землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения здания, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство от границы смежного земельного участка до жилого дома должны составлять 3 метра.

В силу статьи 9 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Согласно частям 1, 2, 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, статья 67.1 Водного кодекса Российской Федерации не содержит безусловного запрета на строительство жилых домов в зонах подтопления.

Вместе с тем, отсутствуют основания полагать, что истцом предпринят комплекс защитных мероприятий, достаточных для предотвращения затопления земельного участка.

На основании части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.

Генеральный план и Правила землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения содержат сведения о зоне затопления в месте нахождения участка истцов, указанные акты органа местного самоуправления не оспорены и не отменены.

Кроме того, возведение объекта капитального строительства без соблюдения нормативного расстояния от границ земельного участка влечет нарушение нормативных правовых актов, устанавливающих минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, за пределами которых строительство запрещено.

Согласно Правилам землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района минимальный отступ от границ земельного участка до капитальных объектов составляет 3 метра.

Таким образом, уведомление управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район не нарушает права истца по использованию земельного участка по целевому назначению, поскольку в силу статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, расположение земельного участка в зоне затопления указывает на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий.

При таких обстоятельствах районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 25 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 августа 2020 года.

Председательствующий В.В. Шелудько

Судьи Е.И. Иванов

Н.В. Усенко