ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1829/18 от 28.08.2023 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 2а-1829/2018

№ 88а-29210/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 28 августа 2023 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мальманова Э.К., рассмотрев кассационную жалобу администрации Ковалевского сельского поселения Новокубанского района Краснодарского края на апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 9 марта 2023 года, которым отменено определение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2022 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по административному делу по административному иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ковалевское сельское поселение об оспаривании бездействия,

установил:

прокурор Новокубанского района Краснодарского края обратился в Новокубанский районный суд Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Ковалевское сельское поселение (далее – администрация) в части соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения и регистрации права на имущество; возложении на администрацию обязанности устранить нарушения, допущенные при содержании автомобильных дорог, перечисленных в административном иске; возложении на администрацию обязанности зарегистрировать право собственности на данные автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории поселения.

Вступившим в законную силу решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 10 декабря 2018 года административный иск удовлетворен в полном объеме.

Администрация обратилась в Новокубанский районный суд Краснодарского края с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда до 31 декабря 2023 года. В обоснование требований, ссылаясь подробно на предпринятые меры, указала, что не имеет возможности в кратчайшие сроки исполнить решение суда, поскольку деятельность по организации безопасности дорожного движения и регистрации права на имущество требует значительного финансирования и времени.

Определением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2022 года администрации предоставлена отсрочка по исполнению решения Новокубанского районного суда Краснодарского края от 10 декабря 2018 года до 1 июля 2023 года. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 9 марта 2023 года определение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2022 года отменено, в удовлетворении заявления администрации о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 июня 2023 года, администрация ставит вопрос об отмене апелляционного определения Краснодарского краевого суда от 9 марта 2023 года и оставлении в силе определения Новокубанского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2022 года. Как указывает заявитель, исполнение решения суда основано на финансовых средствах, сумма которых по предварительным подсчетам составляет 16,65 миллионов рублей. Ссылается на то, что представила в материалы дела и прокурору документы, свидетельствующие о частичном исполнении решения Новокубанского районного суда Краснодарского края от 10 декабря 2018 года и обосновала свои доводы в части невозможности исполнения решения суда в полном объеме в виду отсутствия в бюджете Ковалевского сельского поселения Новокубанского района соответствующего финансирования, так как он является дефицитным. Обращает внимание на то, что действующее законодательство не содержит императивных норм, устанавливающих возможное (допустимое) количество предоставляемых судебными органами отсрочек при исполнении судебных актов.

Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 июля 2023 года кассационная жалоба принята к производству.

На основании части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Как указано в части 1 статьи 189 КАС РФ, суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно части 1 статьи 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации федеральный законодатель, предусматривая в процессуальных кодексах возможность отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, изменения способа и порядка его исполнения, закрепил гарантии реализации права граждан и организаций на надлежащее и своевременное исполнение вступивших в законную силу судебных актов, если такое исполнение первоначальным способом невозможно или затруднено. Поскольку в законе объективно невозможно предусмотреть все юридические факты, которые могут служить основаниями для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, соответствующие процессуальные нормы устанавливают лишь критерий определения таких оснований – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Это предоставляет суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос о наличии таких оснований с учетом всех фактических обстоятельств конкретного дела (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 226-О-О).

В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, также указано, что суд, рассматривающий заявление должника об отсрочке исполнения решения суда, в каждом конкретном случае должен принимать во внимание все обстоятельства, препятствующие исполнению должником решения в установленный срок.

Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы 1, 2 и 3 пункта 25 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Новокубанский районный суд Краснодарского края, разрешая заявление администрации и предоставляя отсрочку исполнения решения суда, исходил из того, что исполнение данного решения связано со значительными финансовыми затратами, должником были частично предприняты мер, направленные на исполнение судебного акта, в том числе в течение 2022 года заключены порядка 30 контрактов по исполнению судебного решения, а также принял во внимание ограниченность лимита финансирования в рамках утвержденного бюджета поселения.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что должнику неоднократно предоставлялись отсрочки исполнения решения суда, однако конкретных мер, направленных на исполнение решения суда должником предпринято не было, решение суда более четырех лет не исполнено. Краснодарский краевой суд усмотрел в действиях администрации злоупотребление правом, поскольку обстоятельства, указанные административным ответчиком, которые бы давали основание для предоставления отсрочки исполнения решения суда, существенными не признаны.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции.

Так, из материалов дела видно, что в подтверждение своих доводов о проведении администрацией работ по исполнению решения Новокубанского районного суда Краснодарского края от 10 декабря 2018 года, а также о необходимости предоставления отсрочки исполнения данного судебного акта заявитель представил следующие документы:

- муниципальный контракт на выполнение работ «Ремонт уличного освещения по Ковалевскому сельскому поселению Новокубанского района» от 1 июля 2022 года со сметной документацией и ведомостью объемов работ (т. 2, л. д. 151 – 171);

- платежное поручение от 5 июля 2022 года на сумму 75 543,15 рублей (т. 2, л. д. 172);

- муниципальный контракт на выполнение работ «Ремонт уличного освещения <адрес>» от 1 июля 2022 года со сметной документацией и ведомостью объемов работ (т.2 л. д. 173 – 187);

- платежное поручение от 5 июля 2022 года на сумму 141 059,30 рублей (т. 2, л. д. 188);

- муниципальный контракт на выполнение работ «Ремонт уличного освещения в <адрес>» от 29 июля 2022 года со сметной документацией (т. 2, л. д. 189 – 202);

- платежное поручение от 5 августа 2022 года на сумму 90 748,35 рублей (т. 2, л. д. 203);

- муниципальный контракт на выполнение работ «Ремонт уличного освещения по Ковалевскому сельскому поселению Новокубанского район» от 6 мая 2022 года со сметной документацией (т. 2, л. д. 204 – 223);

- платежное поручение от 13 мая 2022 года на сумму 29 917,97 рублей (т. 2, л. д. 224);

- контракт на оказание услуг по составлению проектно-сметной документации от 1 июля 2022 года со сметой на проектные (изыскательские) работы (т. 2, л. д. 225 – 228);

- платежное поручение от 6 июля 2022 года на сумму 37 810,50 рублей (т. 2, л. д. 229);

- муниципальный контракт на выполнение работ «Ремонт уличного освещения по Ковалевскому сельскому поселению Новокубанского района» от 10 февраля 2022 года со сметной документацией (т. 3, л. д. 1 – 26);

- платежное поручение от 24 февраля 2022 года на сумму 169 947,32 рублей (т. 3, л. д. 27);

- муниципальный контракт № 9 на выполнение работ «Ремонт уличного освещения по Ковалевскому сельскому поселению Новокубанского района» от 31 марта 2022 года со сметной документацией (т. 3, л. д. 28 – 42);

- платежное поручение от 7 апреля 2022 года на сумму 40 439,80 рублей (т. 3, л. д. 43);

- муниципальный контракт на выполнение работ «Ямочный ремонт дорог п. Прогресс Ковалевского сельского поселения Новокубанского района» от 12 июля 2022 года (т. 3, л. д. 44 – 53);

- муниципальный контракт на выполнение работ «Ямочный ремонт дорог п. Восход Ковалевского сельского поселения Новокубанского района» от 22 августа 2022 года со сметной документацией (т. 3, л. д. 54 – 66);

- платежное поручение от 11 августа 2022 года на сумму 599 294,04 рублей (т. 3, л. д. 67);

- платежное поручение от 29 августа 2022 года на сумму 599 515,76 рублей (т. 3, л. д. 81);

- муниципальный контракт на поставку трубы для установки дорожных знаков от 18 августа 2022 года (т. 3, л. д. 82 – 87);

- платежное поручение от 25 августа 2022 года на сумму 10 320 рублей (т. 3, л. д. 88);

- муниципальный контракт на поставку товаров от 16 августа 2022 года (т. 3, л. д. 89 – 94);

- платежное поручение от 19 августа № на сумму 83 014,80 рублей (т. 3, л. д. 95);

- муниципальный контракт № 31 на выполнение работ «Текущий ремонт уличного освещения в <адрес>» от 1 августа 2022 года со сметной документацией (т. 3, л. д. 96 – 108);

- платежное поручение от 5 августа 2022 года на сумму 138 394 рублей (т. 3, л. д. 109);

- контракт № 50 на оказание услуг для муниципальных нужд от 7 июля 2022 года (т. 3, л. д. 110 – 113);

- платежное поручение от 20 июля 2022 года на сумму 53 500 рублей (т. 3, л. д. 114);

- муниципальный контракт на поставку товаров для устройства улично-дренажной системы от 7 июля 2022 года (т. 3, л. д. 115 – 120);

- платежное поручение от 20 июля 2022 года на сумму 54 240 рублей (т. 3, л. д. 121);

- муниципальный контракт на оказание услуг «Мероприятия по содержанию автомобильных дорог: покос сорной растительности вдоль обочин дорог Ковалевского сельского поселения» от 4 июля 2022 года (т. 3, л. д. 122 – 130);

- контракт на оказание услуг для муниципальных нужд от 7 июля 2022 года (т. 3, л. д. 131 – 134);

- платежное поручение от 8 июля 2022 года на сумму 35 999,44 рублей (т. 3, л. д. 135);

- муниципальный контракт на оказание услуг «Мероприятия по содержанию автомобильных дорог: покос сорной растительности вдоль обочин дорог Ковалевского сельского поселения» от 17 июня 2022 года (т. 3, л. д. 136 – 144);

- платежное поручение от 24 июня 2022 года на сумму 39 999, 64 рублей (т. 3, л. д. 145);

- муниципальный контракт на выполнение работ «ТО и ремонт уличного освещения п<адрес>» от 17 января 2022 года (т. 3, л. д. 146 –155);

- платежное поручение от 15 февраля 2022 года на сумму 63 680 рублей (т. 3, л. д. 156);

- муниципальный контракт на выполнение работ «ТО уличного освещения <адрес>» от 18 января 2022 года (т. 3, л. д. 157 – 166);

- платежное поручение от 15 февраля 2022 года на сумму 93 000 рублей (т. 3, л. д. 167);

- муниципальный контракт на оказание услуг от 1 марта 2022 года (т. 3, л. д. 168 – 176);

- платежное поручение от 3 марта 2022 года на сумму 8214,56 рублей (т. 3, л. д. 177);

- контракт на оказание услуг по составлению сметной документации от 1 марта 2022 года , смета (т. 3, л. д. 178 – 181);

- муниципальный контракт на поставку товаров от 9 марта 2022 года (т. 3, л. д. 182 – 187);

- платежное поручение от 14 марта 2022 года на сумму 41 594,40 рублей (т. 3, л. д. 188);

- муниципальный контракт на поставку цемента для установки дорожных знаков от 14 марта 2022 года (т. 3, л. д. 189 – 194);

- платежное поручение от 17 марта 2022 года на сумму 13 680 рублей (т. 3, л. д. 195);

- муниципальный контракт на поставку трубы для установки дорожных знаков от 14 марта 2022 года (т. 3, л. д. 196 – 201);

- платежное поручение от 15 марта 2022 года на сумму 38 700 рублей (т. 3, л. д. 202);

- муниципальный контракт на выполнение работ «Ремонт уличного освещения <адрес>» от 1 апреля 2022 года со сметной документацией (т. 3, л. д. 203 – 214);

- платежное поручение от 22 апреля 2022 года на сумму 83 717 рублей (т. 3, л. д. 215);

- муниципальный контракт на выполнение работ «Выполнение работ по нанесению дорожной разметки в <адрес>» от 1 апреля 2022 года (т. 3, л. д. 216 – 225);

- контракт на оказание услуг по составлению сметной документации от 4 мая 2022 года со сметной документацией (т. 3, л. д. 226 – 229);

- платежное поручение от 5 мая 2022 года на сумму 598 776,64 рублей (т. 3, л. д. 230);

- муниципальный контракт от 23 января 2022 года (т. 3, л. д. 231 –238);

- платежное поручение от 3 февраля 2022 года на сумму 74 200 рублей (т. 3, л. д. 239);

- платежное поручение от 8 февраля 2022 года на сумму 22 500 рублей (т. 3, л. д. 240);

- платежное поручение от 16 февраля 2022 года на сумму 15 000 рублей (т. 3, л. д. 241);

- контракт на оказание услуг по составлению проектно-сметной документации от 8 августа 2022 года ос сметной документацией (т. 3, л. д. 242 – 245);

- платежное поручение от 24 августа 2022 года на сумму 1800 рублей (т. 3, л. д. 246);

- контракт на оказание услуг по строительному контролю от 1 августа 2022 года (т. 4, л. д. 1 – 5);

- платежное поручение от 24 августа 2022 года на сумму 12 825 рублей (т. 4, л. д. 6);

- контракт на оказание услуг по составлению сметной документации от 14 июня 2022 года со сметной документацией (т. 4, л. д. 7 – 10);

- платежное поручение от 24 июня 2022 года на сумму 12 360 рублей (т. 4, л. д. 11);

- контракт на оказание услуг по составлению сметной документации от 11 мая 2022 года со сметной документацией (т. 4, л. д. 12 – 15);

- платежное поручение от 16 мая 2022 года на сумму 8200 рублей (т. 4, л. д. 16);

- контракт на оказание услуг по составлению сметной документации от 4 мая 2022 года со сметной документацией (т. 4, л. д. 17 – 20);

- платежное поручение от 16 мая 2022 года на сумму 2000 рублей (т. 4, л. д. 21);

- контракт на оказание услуг по строительному контролю от 4 мая 2022 года (т. 4, л. д. 22 – 26);

- платежное поручение от 16 мая 2022 года на сумму 12 814 рублей (т. 4, л. д. 27);

- контракт на оказание услуг по составлению проектно-сметной документации от 1 июля 2022 года со сметной документацией (т. 4, л. д. 28 – 31);

- платежное поручение от 19 июля 2022 года на сумму 2000 рублей (т. 4, л. д. 32);

- контракт на оказание услуг по составлению проектно-сметной документации от 1 июля 2022 года со сметной документацией (т. 4, л. д. 33 – 36);

- платежное поручение от 19 июля 2022 года на сумму 2800 рублей (т. 4, л. д. 37);

- контракт на оказание услуг по составлению проектно-сметной документации от 1 июля 2022 года со сметной документацией (т. 4, л. д. 38 – 41);

- платежное поручение от 6 июля 2022 года на сумму 34 112,70 рублей (т. 4, л. д. 42);

- контракт на оказание услуг по составлению проектно-сметной документации от 1 июля 2022 года со сметной документацией (т. 4, л. д. 43 – 46);

- платежное поручение от 6 июля 2022 года на сумму 36 076,80 рублей (т. 4, л. д. 47);

- предложение председателю Совета Ковалевского сельского поселения Новокубанского района о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение соответствующих уставных задач и решений Новокубанского районного суда (т. 4, л. д. 48 – 56).

Кроме того, администрацией в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта приведен подробный перечень нарушений, устраненных администрацией в <адрес> на основании вышеупомянутого решения суда.

Суд кассационной инстанции полагает, что изложенные обстоятельства, а также представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что администрацией предпринимаются действенные меры по исполнению решения Новокубанского районного суда Краснодарского края от 10 декабря 2018 года, однако ввиду отсутствия в бюджете Ковалевского сельского поселения Новокубанского района соответствующего финансирования, данное решение не исполнено в настоящее время.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии в данном случае исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, являются законными, в то время как утверждения суда апелляционной инстанции об отсутствии со стороны должника конкретных мер, направленных на исполнение решения суда, опровергаются материалами дела.

При таких обстоятельствах апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 9 марта 2023 года нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

Однако, соглашаясь с выводами районного суда, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции также принимает во внимание, что на момент рассмотрения кассационной жалобы предоставленный определением срок отсрочки исполнения решения суда (до 1 июля 2023 года) истек, в связи с чем при оставлении в силе определения Новокубанского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2022 года права и законные интересы администрации восстановлены не будут.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает необходимым изменить данное определение в части срока отсрочки исполнения решения суда, установив его в соответствии с требованиями заявления администрации – до 31 декабря 2023 года.

Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определил:

апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 9 марта 2023 года отменить, определение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2022 года изменить в части срока предоставленной судом администрации Ковалевского сельского поселения Новокубанского района Краснодарского края отсрочки исполнения Новокубанского районного суда Краснодарского края от 10 декабря 2018 года по административному делу № 2а-1829/2018, установив его до 31 декабря 2023 года.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 – 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.