ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1858/20 от 22.03.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-1858/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар 22.03.2022

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В., судей: Шелудько В.В., Иванова А.Е.

рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданные 25.11.2021 кассационные жалобы Совета Министров Республики Крым, Министерства экономического развития Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05.10.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 24.05.2021 по административному делу по административному иску заместителя прокурора Республики Крым Булгакова С.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству экономического развития Республики Крым, заинтересованные лица: Совет Министров Республики Крым, Министерство экономического развития Российской Федерации о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченного органа.

Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., представителя Совета министров Республики Крым по доверенности Вишнякова М.В., представителя Министерства экономического развития Республики Крым Солодовникова Е.М., поддержавших кассационные жалобы, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономареву П.Г., просившую об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,

установил:

заместитель прокурора Республики Крым Булгаков С.В. (прокурор Республики Крым, прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к Министерству экономического развития Республики Крым (Минэкономразвития РК) о признании незаконным бездействия по разработке и утверждению административного регламента по оказанию государственной услуги «заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне», «заключение соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым» и размещению сведений о них в реестре государственных услуг (функций) Республики Крым.

Просил обязать административного ответчика разработать и утвердить регламент по оказанию государственных услуг и разместить сведения о них в реестре государственных услуг (функций) Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В обоснование требований прокурор указал на то, что обязанность по разработке административных регламентов установлена пунктом 1 части 1 статьи 6, частью 1 статьи 12, частью 1 статьи 13, частью 1 статьи 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ), а также отнесена к компетенции административного ответчика.

Вместе с тем по результатам проведения прокурорской проверки исполнения требований федерального законодательства при оказании государственных услуг субъектами инвестиционной деятельности установлено, что Минэкономразвития РК не разработаны и не утверждены административные регламенты оказания государственных услуг «заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне» и «заключение соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым».

По фактам выявленных нарушений законодательства заместителем прокурора Республики Крым Булгаковым С.В. в адрес заместителя Председателя Совета министров Республики Крым 17.04.2020 вынесено представление, которое оставлено без исполнения.

Ссылаясь на изложенное, прокурор просил об удовлетворении административного иска.

Определением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04.08.2020 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Совет Министров Республики Крым (Совет Министров РК, Совмин РК), Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития РФ).

Решением Центрального районного суда г. Симферополя, Республики Крым от 05.10.2020 административный иск прокурора удовлетворен.

Суд признал незаконным бездействие Министерства экономического развития Республики Крым в части разработки и утверждения административных регламентов оказания государственных услуг «заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне», «заключение соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым, размещения о них сведений в реестре государственных услуг (функций) Республики Крым.

Обязал Министерство экономического развития Республики Крым разработать и утвердить административные регламенты по оказанию государственных услуг «Заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне», «Заключение соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым», разместить о них сведения в реестре государственных услуг (функций) Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 24.05.2021 решение Центрального районного суда г. Симферополя, Республики Крым от 05.10.2020 изменено, на Минэкономразвития РК возложена обязанность по принятию мер по разработке и утверждению административных регламентов по оказанию государственных услуг «Заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне», «Заключение соглашения о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым». В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что вопреки требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Минэкономразвития РК, являющееся исполнительным органом государственной власти Республики Крым и участвующее в разработке и реализации на территории Республики Крым государственной политики в сфере стратегического планирования, анализа и прогнозирования социально-экономического развития, инвестиционной и внешнеэкономической политики допустило бездействие в части разработки и утверждения административных регламентов оказания государственных услуг.

В кассационной жалобе Совет Министров РК и Минэкономразвития РК, просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как постановленные при неправильном применении норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

На кассационную жалобу прокурором поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы – без удовлетворения.

Кассационный суд, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений, не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - это деятельность по реализации функций, соответственно, федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги и стандарт предоставления государственной услуги (пункты 1 и 4 статьи 2 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Согласно пункту 4 статьи 2 и пункту 1 части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Из положений части 14 статьи 13 Закона № 210-ФЗ следует, что порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта РФ устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Закона № 210-ФЗ).

В силу части 1 статьи 29 Закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу Закона № 210-ФЗ.

В силу положений Закона Республики Крым от 29.05.2014 №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Крым является Совет министров Республики Крым, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Крым.

Согласно статье 10 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (Закон № 377-ФЗ) органами управления свободной экономической зоной являются уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым, экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя.

Частью 2 статьи 10 Закона № 377-ФЗ по решению высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя отдельные полномочия, отнесенные к их компетенции настоящим Федеральным законом, могут быть переданы органам исполнительной власти Республики Крым и органам исполнительной власти города федерального значения Севастополя соответственно.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 № 1639-р «О вопросах организации функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым» уполномоченным органом по управлению свободной экономической зоной на территории Республики Крым определено Министерство экономического развития Республики Крым, которое в соответствии с подпунктами 165-169, 173 пункта 6 Положения, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 142, осуществляет полномочия по управлению свободной экономической зоной на территории Республики Крым. В частности к полномочиям Минэкономразвития РК относится рассмотрение заявление и документации, а также заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Кроме того Минэкономразвития РК на основании Постановления Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 № 368 принимает и рассматривает заявления и документы о реализации инвестиционных проектов.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что административные регламенты по оказанию государственных услуг «заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне», «заключение соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым» не разработаны и не утверждены, соответственно, сведения о них в реестре государственных услуг (функций) Республики Крым не размещены.

На основании изложенного, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суды пришли к верному выводу о доказанности факта неправомерного бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного акта, регламентирующего предоставление упомянутых государственных услуг

Доводы кассационной жалобы о том, что инвесторы в смысле, определяемом Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», не могут являться получателями государственных услуг, основаны на неверном толковании закона, в частности, статьи 7 Закона Республики Крым от 02.07.2019 № 624-ЗРК/2019 «Об инвестиционной политике и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Крым», части 1 статьи 13 Закона № 377-ФЗ.

В целом, кассационная жалоба сводится к несогласию с постановленными судебными актами и не содержит ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов участников административного судопроизводства.

В этой связи судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05.10.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 24.05.2021 оставить без изменения, кассационные жалобы Совета Министров Республики Крым, Министерства экономического развития Республики Крым – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное кассационное определение изготовлено 01.04.2022.