ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-2074/2022 от 02.08.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-2074/2022

№ 88а-7189/2023

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 2 августа 2023 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 15.08.2023

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Кудриной Я.Г., Туктамышевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 22 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Бондаренко Виталия Александровича к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о признании решения незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Бондаренко В.А. обратился в Кировский районный суд города Хабаровска с административным исковым заявлением, просил признать отказ УТ МВД России по ДФО от 1 августа 2022 года в постановке Бондаренко В.А. в список участников ведомственной целевой государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2023 году незаконным; возложить на УТ МВД России по ДФО обязанность по внесению Бондаренко В.А. в список участников ведомственной целевой программы государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2023 году.

Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 22 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 марта 2023 года, административное исковое заявление БондаренкоВ.А.удовлетворено. Признан незаконным отказ УТ МВД России по ДФО от 1 августа 2022 года в постановке БондаренкоВ.А.в список участников ведомственной целевой программы государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2023 году. На УТ МВД России по ДФО возложена обязанность по внесению БондаренкоВ.А.в список участников ведомственной целевой программы государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2023 год. На административного ответчика возложена обязанность сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

21 июня 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УТ МВД России по ДФО, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска 7 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что в связи с принадлежащей на праве общей долевой собственности квартирой, размер социальной выплаты БондаренкоВ.А.следует рассчитывать с учетом имеющейся собственности (общей площади 29 кв.м). В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 гражданином предоставляется заявление (рапорт) и, в том числе, выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которая в материалах дела БондаренкоВ.А.отсутствует.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 июля 2023 года кассационная жалоба УТ МВД России по ДФО передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на кассационную жалобу Бондаренко В.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В силу ст.44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел РФ, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).

В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно абз.6 пп."а" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют, в числе прочих, граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу пп."а" п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в п.5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов, органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением следующих документов: справки об общей продолжительности военной службы (службы); выписки из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе; выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, указанных в подп. "б" п. 5 настоящих Правил; справки о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ); копий документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.

Согласно п.22 названных Правил основанием для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия являются:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в п. 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 01.01.2000 Бондаренко В.А. обратился к врио начальника ЛОВД на ст.Биробиджан майору милиции Жукову Ю.Н. с рапортом о постановке его и членов его семьи <данные изъяты><данные изъяты> на очередь в качестве нуждающихся в улучшение жилищных условий, указав, что собственного жилья не имеют, проживают по адресу:<адрес>, <адрес>

Согласно протоколу, выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ЛОВД на ст.Биробиджан от 03.12.2008 подтверждено участие в улучшении жилищных условий ЛОВД на ст.Биробиджан Бондаренко В.А. – 01.01.2000г.

03.12.2008 на заседании жилищно-бытовой комиссии ЛОВД на ст.Биробиджан подтверждено участие Бондаренко В.А. в улучшении жилищных условий.

В списке очередности сотрудников ЛОВД на ст.Биробиджан для получения в первоочередном порядке (льготная очередь) от 18.03.2009 Бондаренко В.А. значился под № 4.

Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ЛОВД на ст.Биробиджан от 11.03.2014 утвержден список сотрудников на улучшение жилищных условий, в котором Бондаренко В.А. (01.01.2000) значился под № 4.

Согласно сообщению Управления на транспорте МВД России по ДФО от 26.12.2014 № 17/1210065, на основании заявления, рассмотренного на заседании жилищно-бытовой комиссии Управления на транспорте МВД России по ДФО от 25.12.2014, Бондаренко В.А. включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата в 2015 году.

07.12.2015 Управлением на транспорте МВД России по ДФО Бондаренко В.А. направлено разъяснение о причинах неполучения государственного жилищного сертификата в 2015 году, в котором указано, что в список граждан-участников подпрограммы в 2015 году были включены 4 человека. При этом данный список сформирован в хронологической последовательности, в которой участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В данном списке административный истец состоит под № 2. В текущем году Управлением на транспорте МВД России по ДФО был выделен один государственный жилищный сертификат на участника под № 1. В настоящее время Управление на транспорте МВД России по ДФО проводит работу по сбору у граждан документов, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году.

10.12.2015 Бондаренко В.А. Управлением на транспорте МВД России по ДФО сообщено, что на основании решения жилищно-бытовой комиссии Управления на транспорте МВД России по ДФО от 09.12.2015 он включен в состав участников в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата в 2016 году.

Из ответа Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 26.09.2016 № 3/167709877149 следует, что в текущем году из-за крайне ограниченного финансирования подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» сертификатами обеспечивались граждане-участники подпрограммы, принятые на жилищный учет по 1992 год включительно. На основании сведений Управления на транспорте МВД России по ДФО административный истец состоит на данном учете с 2000 года, в связи с этим в 2016 году сертификат ему выдан не был. В настоящее время мероприятия по реализации Подпрограммы по плану 2016 года завершены. Таким образом, сертификат будет предоставлен в последующие периоды реализации Подпрограммы после обеспечения ими граждан, принятых на жилищный учет ранее административного истца. По вопросу участия в Подпрограмме в 2017 году рекомендовано обратиться с заявлением и необходимым пакетом документов по месту постановки на жилищный учет.

На основании решения жилищно-бытовой комиссии Управления на транспорте МВД России по ДФО от 17.01.2017 Бондаренко В.А. включен в состав участников в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата в 2017 году.

Решением жилищно-бытовой комиссии Управления на транспорте МВД России по ДФО от 14.11.2017 Бондаренко В.А. включен в состав участников в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата в 2018 году.

Согласно Выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Линейного отдела полиции на ст.Биробиджан от 19.11.2020 утвержден список сотрудников на улучшение жилищных условий из 7 человек, в котором Бондаренко В.А. (01.01.2000) значился под № 3.

На заседании жилищно-бытовой комиссии УТ МВД России по ДФО от 16.07.2021 Бондаренко В.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в ЛОВД на ст.Биробиджан с 01.01.2000, утвержден список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации на 2022 год», в который Бондаренко В.А. (01.01.2000) включен под № 1.

15.06.2022 Бондаренко В.А. обратился к начальнику Управления на транспорте МВД России по ДФО Кему А.В. с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с составом семьи: <данные изъяты>

Согласно Выписке из протокола № 19 заседания жилищно-бытовой комиссии Управления на транспорте МВД России по ДФО от 01.08.2022, Бондаренко В.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в ЛОВД на ст.Биробиджан с 01.01.2000. Стаж на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета в календарном исчислении составляет 18 лет 1 мес. 12 дней. Уволен из ОВД 16.09.2011 по ст.58 п.«е» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов). В деле на представление государственного жилищного сертификата Бондаренко В.А. содержатся лишь протоколы, в которых идет отсылка на протокол о принятии на учет и копия рапорта с резолюцией майора милиции Жукова Ю.Н. о принятии на учет Бондаренко В.А. от 01.01.2000 в связи с утратой документов. Выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ЛОВД на ст.Биробиджан о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Бондаренко В.А. отсутствует. В соответствии с рапортом начальника ЛОП на ст.Биробиджан полковника полиции Дремова М.В. документы о постановке Бондаренко А.А. утрачены, восстановить не представляется возможным в связи с кадровыми перестановками.

С учетом установленных обстоятельств комиссией принято решение отказать Бондаренко В.А. с семьей (<данные изъяты>) в признании участником ведомственной целевой программы государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2023 году; запросить у Бондаренко В.А. выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для установления факта и даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

17.08.2022 Бондаренко В.А. обратился к начальнику УТ МВД России по ДФО и врио начальника ЛОП на ст.Биробиджан с заявлениями о предоставлении ему выписки из протокола жилищно-бытовой комиссии о первоначальной постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 01.01.2000.

Согласно ответу ЛОП на ст.Биробиджан от 30.08.2022 № 3/222705364113 выписка из протокола жилищно-бытовой комиссии от 01.01.2000 отсутствует в линейном отделе полиции на ст.Биробиджан.

15.09.2022 УТ МВД России по ДФО Бондаренко В.А. дан ответ о том, что, исходя из предоставленных ЛОП на ст.Биробиджан документов с 2008 года (протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ЛОВД на ст.Биробиджан № 1 от 03.12.2008) имеется лишь информация, в которой идет отсылка на протокол о принятии административного истца на учет и копия рапорта с резолюцией майора милиции Жукова Ю.Н. о принятии на учет Бондаренко В.А. от 01.01.2000. Выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ЛОВД на ст.Биробиджан о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Бондаренко В.А. от 01.01.2000 отсутствует. Установить точную дату принятия административного истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не представляется возможным.

Считая отказ Управления на транспорте МВД России по ДФО от 01.08.2022 во включении в список участников ведомственной целевой государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2023 году незаконным, Бондаренко В.А. обратился в суд.

Удовлетворяя административное исковое заявление Бондаренко В.А., суды нижестоящих судебных инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришли к выводу о том, что обстоятельство непредоставления Бондаренко В.А. для постановки на учет участника ведомственной целевой программы протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ЛОВД на ст.Биробиджан от 01.01.2000, которым последний был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, не является основанием для отказа административного ответчика в признании Бондаренко В.А. участником ведомственной целевой программы государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2023 году, поскольку наличие такого протокола подтверждается записями в последующих протоколах заседания жилищно-бытовой комиссии как ЛОВД на ст.Биробиджан, так и Управления на транспорте МВД России по ДФО.

При этом суды исходили из того, что выписка из протокола жилищно-бытовой комиссии от 01.01.2000 отсутствует ввиду утраты документов, а признание Бондаренко В.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий в ЛОВД на ст.Биробиджан с 01.01.2000 подтверждается записями в протоколах заседания жилищно-бытовой комиссии ЛОВД на ст.Биробиджан от 03.12.2008, от 11.03.2014, от 19.11.2020, протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии Управления на транспорте МВД России по ДФО от 16.07.2021, в протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии Управления на транспорте МВД России по ДФО № 19 от 01.08.2022.

Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.

Доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 гражданином предоставляется заявление (рапорт) и, в том числе, выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которая в материалах дела БондаренкоВ.А.отсутствует, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.

Доводы кассатора о том, что в связи с принадлежащей на праве общей долевой собственности квартирой, размер социальной выплаты БондаренкоВ.А.следует рассчитывать с учетом имеющейся собственности (общей площади 29 кв.м), не ставят под сомнение законность постановленных судебных актов, не являются юридически значимыми при рассмотрении вопроса о законности отказа во включении Бондаренко В.А. в список участников ведомственной целевой государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2023 году, поскольку в основу данного отказа положен один довод – отсутствие среди представленных Бондаренко В.А. документов выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из того, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отменены решения Кировского районного суда города Хабаровска от 22 ноября 2022 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 марта 2023 года по доводам кассационной жалобы УТ МВД России по ДФО отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кировского районного суда города Хабаровска от 22 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу УТ МВД России по ДФО – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи