Дело № 2а-2142/2022
№ 88а-5428/2023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 14 июня 2023 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27.06.2023
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Елизовского муниципального района Камчатского края, ООО «Камчатка Санрайз» на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 8 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 9 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Елизовского муниципального района Камчатского края к Елизовскому городскому прокурору о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., пояснения представителя ООО «Камчатка Санрайз» - ФИО1, поддержавшего доводы кассационных жалоб, возражения прокурора Царевой М.Г. и представителя акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» – ФИО2 относительно доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
представитель администрации Елизовского муниципального района Камчатского края обратился в Елизовский районный суд Камчатского края, просил признать незаконным представление Елизовского городского прокурора от 20 сентября 2022 года № 10/07/-02-2022 «Об устранении нарушений федерального законодательства».
Определениями Елизовского районного суда Камчатского края к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Елизовского муниципального района Камчатского края, акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», общество с ограниченной ответственностью «Камчатка Санрайз», наблюдательный совет территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка», Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 8 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 9 марта 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований администрации Елизовского муниципального района Камчатского края отказано.
2 мая 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Елизовского муниципального района Камчатского края, поданная через Елизовский районный суд Камчатского края 26 апреля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами при вынесении решения нарушены нормы действующего законодательства, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца, так как действующим земельным законодательством не предусмотрена возможность отказа заявителю (не резиденту ТОР «Камчатка») в предварительном согласовании предоставления земельных участков на основании нахождения испрашиваемого земельного участка в границах территории опережающего развития, равно как и по причине поданного заявления АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики». Со стороны АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» имеют место признаки злоупотребления правом в части срока направления повторного заявления в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Елизовского муниципального района Камчатского края.
4 мая 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ООО «Камчатка Санрайз», поданная через Елизовский районный суд Камчатского края 25 апреля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами при вынесении решения нарушены нормы материального права, так как в оспариваемом представлении прокуратура фактически констатирует недействительность заключенного договора аренды между администрацией Елизовского муниципального района Камчатского края и ООО «Камчатка Санрайз», тем самым вмешиваясь в предпринимательскую деятельность двух хозяйствующих субъектов, а не осуществляя защиту прав и свобод граждан. Компетенцией по признанию сделок недействительными обладает исключительно суд. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Разрешение экономических споров относится к компетенции арбитражных судов.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 мая 2023 года кассационные жалобы администрации Елизовского муниципального района Камчатского края, ООО «Камчатка Санрайз» переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители администрации Елизовского муниципального района Камчатского края, Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Елизовского муниципального района Камчатского края, наблюдательного совета территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка», Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационные жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ООО «Камчатка Санрайз», прокурора, представителя АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», изучив письменные пояснения ООО «Камчатка Санрайз», отзыв на кассационную жалобу АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», письменные возражения на кассационную жалобу участвующего в деле прокурора прокуратуры Камчатского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона от 17.01.1992 N 2202-1 прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе нормами статьи 22, 24 названного Закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона, вносить соответствующее представление.
Представление прокурора в силу статьи 22 Закона от 17.01.1992 N 2202-1 является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.
В пункте 1 статьи 24 Закона от 17.01.1992 N 2202-1 отражено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях регулируются Законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ.
Пункт 3 статьи 2 Закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ определяет ТОСЭР как часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа.
В силу части 2 статьи 3 Закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития принимается в форме постановления, которое предусматривает, в том числе описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития.
По правилам части 5 статьи 3 Закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ в течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего социально-экономического развития, заключают соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, которым, помимо прочего, устанавливается перечень расположенных на территории опережающего социально-экономического развития земельных участков (пункт 7).
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года № 899 создана территория опережающего развития «Камчатка» на территориях муниципальных образований Елизовское городское поселение Елизовского муниципального района, Паратунское сельское поселение Елизовского муниципального района, Раздольненское сельское поселение Елизовского муниципального района, Николаевское сельское поселение Елизовского муниципального района, Новоавачинское сельское поселение Елизовского муниципального района, Быстринский муниципальный район, Елизовский муниципальный район, Карагинский муниципальный район, Мильковский муниципальный район, Олюторский муниципальный район, Пенжинский муниципальный район, Соболевский муниципальный район, Тигильский муниципальный район, Усть-Большерецкий муниципальный район, Усть-Камчатский муниципальный район и Петропавловск-Камчатский городской округ Камчатского края.
Согласно приложению № 1 к Постановлению № 899 в перечень номеров кадастровых кварталов и кадастровых номеров земельных участков, по границам которых определяется местоположение границ ТОСЭР «Камчатка», включен кадастровый квартал № №
28 сентября 2015 года между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Правительством Камчатского края, администрацией Петропавловска-Камчатского городского округа, администрацией Елизовского муниципального района Камчатского края, администрацией Елизовского городского поселения, администрацией Раздольненского сельского поселения, администрацией Николаевского сельского поселения, администрацией Новоавачинского сельского поселения и администрацией Паратунского сельского поселения было заключено соглашение № 01-13/2015, к которому в последующем принимались дополнительные соглашения, с целью создания ТОСЭР «Камчатка» об определении прав, обязанностей и ответственности заключивших его сторон, порядка и источников финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов инженерной, транспортной и иной инфраструктуры.
Пунктом 1.4 соглашения предусмотрено, что функции по управлению ТОСЭР «Камчатка» осуществляет управляющая компания – акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее – АО «КРДВ»), созданная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 432 «Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» или дочернее хозяйственное общество, имеющее статус управляющей компании, которое может быть создано с участием указанного акционерного общества.
В силу пункта 2.12 соглашения перечень земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на ТОСЭР «Камчатка», и обязательства сторон по образованию земельных участков, расположенных на ТОСЭР «Камчатка», определяются дополнительным соглашением к настоящему соглашению.
В соответствии с пунктом 2.4 соглашения после заключения дополнительного соглашения, указанного в пункте 2.12 настоящего соглашения, и по мере возникновения потребности управляющей компании Правительство Камчатского края и администрации муниципальных образований осуществляют передачу управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории ТОСЭР «Камчатка».
15 октября 2021 года в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Елизовского муниципального района Камчатского края поступило обращение АО «КРДВ» относительно возможности формирования земельного участка площадью 63 951 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, для реализации инвестиционного проекта по строительству туристического комплекса.
Письмом Управления от 1 декабря 2021 года АО «КРДВ» сообщено, что истребуемый земельный участок имеет пересечения с землями лесного фонда Паратунского участкового лесничества Елизовского лесничества Камчатского края.
В то же время, 7 апреля 2022 года в Управление обратилось ООО «Камчатка Санрайз» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов площадью 4 889 кв.м.
Постановлением Администрации от 11 мая 2022 года № 719 предварительно согласовано предоставление земельного участка, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, площадью 4 889 кв.м, местоположение: Камчатский край, Елизовский муниципальный район, Паратунское сельское поселение, вид разрешенного использования: связь, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
1 июля 2022 года между Управлением и ООО «Камчатка Санрайз» заключен договор № 150 аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 4889 кв.м на срок по 30 июня 2032 года.
Вместе с тем, подготовив схему расположения земельного участка площадью 6 048 кв.м на кадастровом плане территории с учетом исключения пересечения земель лесного фонда, 29 апреля 2022 года АО «КРВД» обратилось в администрацию для ее утверждения, в чем акционерному обществу было отказано по причине частичного совпадения испрашиваемого участка с местоположением земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного ООО «Камчатка Санрайз».
По результатам проведенной Елизовской городской прокуратурой проверки соблюдения Администрацией требований законодательства в сфере земельных отношений 20 сентября 2022 года главе Елизовского муниципального района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в соответствии с которым предоставление администрацией земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в границах ТОСЭР «Камчатка», по договору аренды ООО «Камчатка Санрайз», не являющемуся его резидентом, по общим правилам предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без учета особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах территорий опережающего социально-экономического развития, недопустимо и является нарушением закона, затрагивающим права и законные интересы АО «КРДВ», поскольку ограничивает последнее в выполнении своих функций, возложенных на него Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», а также нарушением прав неопределенного круга лиц – участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на территории с особым правовым статусом.
Не согласившись с представлением прокурора, администрация Елизовского муниципального района Камчатского края обжаловала его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления администрации Елизовского муниципального района Камчатского края, суды нижестоящих судебных инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходя из того, что на дату вынесения постановления от 11 мая 2022 года № 719 о предварительном согласовании предоставления ООО «Камчатка Санрайз» земельного участка в администрацию уже было подано заявление АО «КРДВ», которое в силу положений Федерального закона № 473-ФЗ и Правил № 390 имеет приоритетное право на получение в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории ТОСЭР «Камчатка», о заверении схемы расположения земельного участка, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого представления.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
При отсутствии в рассматриваемой ситуации совокупности условий для признания оспариваемого предписания недействительным суды правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения административного искового заявления администрации.
Доводы кассационных жалоб подлежат отклонению кассационной коллегией, поскольку они фактически повторяют ранее сформированные позиции по делу, по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов судов первой и апелляционной инстанций, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами в процессе рассмотрения дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, а несогласие кассаторов с этими выводами суда не может служить основанием для отмены либо изменения состоявшихся постановлений.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 8 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 9 марта 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации Елизовского муниципального района Камчатского края, ООО «Камчатка Санрайз» – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи