ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-2170/2021 от 30.11.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-2170/2021

88а-28863/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов 30 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Васляева В.С., Гайдарова М.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Галиничева А.В. на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 11 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Галиничева А.В. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области» о признании незаконным бездействие.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Галиничев А.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области) по непредставлению сведений из единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) по запросам

Административные исковые требования обоснованы тем, что 28 ноября 2020 года Галиничев А.В. обратился в ГБУ НО «Уполномоченный МФЦ» с запросом о предоставлении выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости с кадастровыми номерами и . Сотрудником МФЦ были сформированы и напечатаны запросы о предоставлении сведений из ЕГРН а также выданы административному истцу квитанции, содержащие уникальный идентификатор начисления (УИН), для внесения платы за предоставления сведений из ЕГРН. Оплата запросов по выданным квитанциям произведена административным истцом 29 ноября 2020 года, однако 5 декабря 2020 года выписки из ЕГРН выданы не были. Административный ответчик в ответе от 18 января 2021 года № 37-523/21 сообщил, что по запросам административного истца не получена информация о платеже в государственной системе государственных и муниципальных платежей, в связи с чем запросы исполнены не были. Рекомендовано сделать новый запрос, внести плату за предоставление сведений. Полагал, что непредставление сведений из ЕГРН является бездействием филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области, нарушающим право заявителя на получение сведений об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 апреля 2021 года, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 11 августа 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной 1 октября 2021 года почтой через Советский районный суд города Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 21 октября 2021 года, Галиничев А.В. В доводах жалобы указал, что отказ административного ответчика исполнить запросы административного истца противоречит пункту 74 Административного регламента; судами не учтено бездействие УФК по Нижегородской области и Управления Росреестра по Нижегородской области в части отсутствия организации взаимодействия информационных систем, используемых при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций, с единой системой межведомственного электронного взаимодействия.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что незаконное бездействие филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области по непредставлению сведений из ЕГРН по запросам административного истца, не имеется. Информация о совершенных Галиничевым А.В. платежах из программного продукта ГИС ГМП в программный продукт ФГИС ЕГРН не поступила в течение срока, установленного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 мая 2020 года № П/0144, по причине технического сбоя со стороны программного продукта ГИС ГМП, оператором которого выступает Федеральное казначейство. По истечении срока, установленного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 мая 2020 года № П/0144, запросы автоматически завершились программным продуктом ФГИС ЕГРН, без участия работников Филиала, со статусом: «Возврат документов без рассмотрения», по причине непоступления информации о совершенных платежах по запросам в ГИС ГМП.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Как установлено и следует из материалов административного дела, что 28 ноября 2020 года Галиничев А.В. обратился в ГБУ НО «Уполномоченный МФЦ» с запросами о предоставлении выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, которым присвоены номера №

29 ноября 2020 года Галиничевым А.В. произведена оплата запросов о предоставлении сведений из ЕГРН по выданным квитанциям с УИН, путем безналичной оплаты услуг Сбербанк-онлайн. Платежи включены в платежное поручение , которое исполнено 30 ноября 2020 года.

С 28 ноября 2020 года в программном продукте федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН запросы от Галиничева А.В. находились со статусом «Ожидание оплаты», в связи с чем не могли быть переданы исполнителю до поступления сведений об оплате из государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей (далее - ГИС ГМП) к соответствующему запросу во ФГИС ЕГРН.

6 декабря 2020 года в 01 час 50 минут программным продуктом ФГИС ЕГРН автоматически, без участия работников Филиала, запросы завершены со статусом: «Возврат документов без рассмотрения», поскольку информация о совершенных платежах по запросам не поступила в ГИС ГМП в установленный законодательством срок.

10 декабря 2020 года административному ответчику поступило письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 9 декабря 2020 года о возникших технических проблемах в работе программного продукта ГИС ГМП (техническом сбое в направлении УИН в ГИС ГМП) и неполучении федеральной государственной информационной системой ведения ЕГРН (ФГИС ЕГРН) информации из ГИС ГМП о совершенных плательщиками платежах.

13 января 2021 года филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области поступило обращение Галиничева А.В., в котором он просил направить запрашиваемые выписки из ЕГРН, поскольку государственная услуга оплачена 29 ноября 2020 года.

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области дан ответ от 18 января 2021 года с разъяснением порядка возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН по запросам с приложением образца заявления о возврате платы.

Факт некорректной работы программного продукта ГИС ГМП подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым судами дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в частности, сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1, предоставляются за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 2 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и Порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 5 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ).

Письмом Росреестра от 22 августа 2017 года № 14-10188-ГЕ/17 разъяснено, что положениями Закона № 218-ФЗ определен период времени для предоставления сведений из ЕГРН, а также момент начала исчисления срока (со дня, следующего за днем получения органом регистрации прав в установленном порядке сведений об оплате за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН), течение которого, как предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, начинается на следующий день после этой даты (получения запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, либо в случае, указанном в пункте 51 Порядка, - сведений об оплате).

В силу части 1 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Частями 2, 3 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что создание, ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах осуществляет Федеральное казначейство. Порядок ведения ГИС ГМП устанавливает Федеральное казначейство по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Получателем денежных средств, дохода от платы за предоставление ФГБУ «ФКП Росреестра» сведений, содержащихся в ЕГРН, являются территориальные органы Росреестра в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как полномочный администратор дохода федерального бюджета. (Территориальный орган Росреестра выступает получателем денежных средств и по документам, имеющимся в деле - Протоколам взаимодействия с ГИС ГМП, Квитанциям).

Из вышеуказанного следует, что программный продукт ГИС ГМП не находится в ведении ФГБУ «ФКП Росреестра», в том числе в лице филиала по Нижегородской области, которое не несет ответственности за его сбой. Сведения по запросам административного истца не были предоставлены по причине технического сбоя со стороны программного продукта ГИС ГМП, оператором которого выступает Федеральное казначейство.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под бездействием понимается уклонение органа, организация, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, от принятия решений либо действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке.

Такие обстоятельства по настоящему административному делу не установлены, в связи с чем отказ в удовлетворении административного иска является правильным.

Административный истец не лишен возможности повторно обратиться с соответствующими запросами о предоставлении сведений из ЕГРН, а также осуществить возврат ранее оплаченных денежных средств по

Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, распределено бремя доказывания, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы кассационной жалобы были проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 11 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Галиничева А.В. - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 ноября 2021 года.

Председательствующий

Судьи