ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-2296/2021
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Краснодар 07.09.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.,
судей: Аняновой О.П., Шелудько В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 22.05.2023 кассационную жалобу Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 15.11.2022 по административному делу по административному иску ФИО7 к Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство», заинтересованные лица: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство труда Российской Федерации о признании незаконным решения уполномоченной организации.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., пояснения представителя Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» - ФИО1, поддержавшей кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО7 обратился в суд с административным иском к Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (Ассоциация, НОСТРОЙ), в котором просил признать незаконным решение от 19.03.2021 об отказе в удовлетворении заявления ФИО7 о включении в национальный реестр специалистов в области строительства, обязать повторно рассмотреть заявление ФИО7
В обоснование требований ФИО7 указал, что, обратившись в Ассоциацию с заявлением о внесении сведений о нем в упомянутый реестр, административный истец получил оспариваемое решение со ссылкой на несколько оснований для его принятия: несоответствие заявителя требованию о наличии у него высшего образования по специальности по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства – в соответствии с Перечнем направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, утвержденным приказом Минстроя России № 672/пр от 06.11.2020; отсутствие возможности установить соответствие физического лица требованиям о наличии стажа работы согласно пунктам 2, 3 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (копия документа, подтверждающего трудовой стаж, не заверена в установленном порядке); несоответствие физического лица требованиям, установленным частью 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).
ФИО7 считает такой отказ уполномоченного органа незаконным, нарушающим его права, в связи с чем просил об удовлетворении административного иска.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 26.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 15.11.2022 решение районного суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия признала незаконным решение от 19.03.2021 об отказе в удовлетворении заявления ФИО7 о включении в национальный реестр специалистов в области строительства, обязала повторно рассмотреть заявление административного истца.
В кассационной жалобе НОСТРОЙ просит об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
На кассационную жалобу поданы возражения ФИО7 с просьбой об оставлении апелляционного определения без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 6 статьи 55.5-1 ГрК РФ сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства (далее также - национальные реестры специалистов) на основании заявления такого лица при условии его соответствия, в том числе, следующим минимальным требованиям: наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства.
Согласно пункту 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
В силу части 2 статьи 12 указанного закона в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся основные профессиональные образовательные программы: образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки (подпункт «б» пункта 2 части 3 статьи 12).
К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (часть 4 статьи 12).
В соответствии с приказом Минстроя России от 06.11.2020 № 672/пр «Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства» специальности и направления, по которым получены базовое высшее образование и (или) полное высшее образование в области строительства в соответствии с образовательно-квалификационными уровнями бакалавра, специалиста и магистра до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополе, признаются соответствующими специальностям и направлениям подготовки, установленным в настоящем Перечне, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.05.2014 № 554 «Об установлении соответствия направлений и специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационными уровнями бакалавра, специалиста и магистра до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, специальностями и направлениям подготовки, установленным в Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.05.2014, регистрационный № 32476).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Украины «О высшем образовании» № 2984-III от 17.01.2002 под переподготовкой подразумевается освоение иной специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта. При этом лицо, которое прошло переподготовку и успешно осуществило сдачу государственной аттестации, получает соответствующий документ о высшем образовании.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 05.05.2014 № 84-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 84-ФЗ) в Российской Федерации признаются образование, образовательно-квалификационные уровни, ученые степени и ученые звания, полученные на территории Украины и указанные в документах об образовании, документах об ученых степенях и ученых званиях, образцы которых утверждены Кабинетом Министров Украины и обладателями которых являются лица, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лица, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации.
Из части 2 статьи 2 Федерального закона № 84-ФЗ усматривается, что образовательный-квалификационный уровень специалиста приравнивается к квалификации по специальности высшего образования, подтверждаемой дипломом специалиста.
Приказом Минобрнауки России от 19.05.2014 № 554 «Об установлении соответствия направлений и специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационными уровнями бакалавра, специалиста и магистра до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, специальностям и направлениям подготовки, установленным в Российской Федерации» (Приказ № 554) утверждено соответствие специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационными уровнями специалиста и магистра со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, специальностям и направлениям подготовки, установленным в Российской Федерации приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061.
Согласно приложению № 2 к Приказу № 554 специальность «7.06010103 городское строительство и хозяйство» соответствует направлению подготовки магистратуры «08.04.01 Строительство», установленному приказом № 1061.
В соответствии с экспертным заключением о специальности/квалификации, полученной в иностранном государстве, выданным ФГБУ «Главэкспертцентр», уполномоченным согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.02.2014 № 272-р осуществлять функции национального информационного центра по информационному обеспечению признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве, диплом специалиста ДСК № 124936, выданный 30.06.2007 Харьковской национальной академией городского хозяйства на имя ФИО7 по специальности «Городское строительство и хозяйство» с присвоением квалификации «Инженер-строитель» сопоставим со специальностью 270105 «Городское строительство и хозяйство» с присвоением квалификации «Инженер» уровня высшего образования – специалитет, установленными законодательством Российской Федерации.
Разрешая дело, районный суд руководствовался положениями частей 1, 5, 7 статьи 55.5-1 ГрК РФ, пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 25 части 1 статьи 2, пункта 14 статьи 2, пункта 7 статьи 60, пункта 1 статьи 69, пункта 15 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд согласился с доводами оспариваемого отказа Ассоциации, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия, руководствуясь положениями частей 1, 6 статьи 55.5-1 ГрК РФ, части 1 статьи 6, части 2 статьи 2 Федерального закона № 84-ФЗ, части 1 статьи 10 Закона Украины «О высшем образовании» № 2984-III от 17.01.2002, Приказа № 554, посчитала выводы районного суда ошибочными, принятыми при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия установила, что ФИО7 в обоснование своего заявления о включении его в реестр специалистов в области строительства сообщил Ассоциации о наличии у него соответствующего образования, подтвержденного следующими документами: дипломом о высшем образовании серии ШВ № 262479 по специальности «Авиационное радиоэлектронное оборудование» и квалификацией «Радиоинженер», а также дипломом специалиста о переподготовке серии ДСК № 124936, согласно которому ФИО7 присвоена квалификация «Инженер-строитель».
Учитывая, что вышеуказанные дипломы получены ФИО7 на территории иностранного государства (Украины), для определения факта, свидетельствующего о том, является ли диплом специалиста о переподготовке серии ДСК № 124936 подтверждающим высшее образование, судебная коллегия посчитала, что в данном случае подлежат применению нормы законодательства, на основании которых был выдан соответствующий диплом.
Проанализировав вышеуказанные положения закона, а также приняв во внимание упомянутое экспертное заключение ФГБУ «Главэкспертцентр» от 27.02.2014, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ФИО7 имеет высшее образование по специальности «Городское строительство и хозяйство», что соответствует высшему образованию по направлению подготовки магистратуры «08.04.01 Строительство», установленному в Российской Федерации, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии у него высшего образования в области строительства.
В этой связи судебная коллегия посчитала оспариваемый отказ НОСТРОЯ незаконным и, руководствуясь конституционным принципом разделения властей, обязала Ассоциацию повторно рассмотреть заявление ФИО7
Кассационный суд с выводами апелляционного определения, как постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона, соглашается.
При этом суд кассационной инстанции также учитывает имеющийся в материалах дела ответ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16.08.2021 на запрос суда, согласно которому представленный ФИО7 диплом специалиста ДСК № 124936, выданный 30.06.2007 Харьковской национальной академией городского хозяйства на имя административного истца по специальности «Городское строительство и хозяйство», приравнивается к диплому по специальности высшего образования.
В этой связи доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судебной коллегии, являются следствием неверного толкования норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, при разрешении дела также не допущены. В этой связи обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 15.11.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18.09.2023.