ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 8а-6043/2021 (№88а-11003/2021)
номер дела суда 1-й инстанции№2а-2338/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 20 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.Е.,
судей Монмаря Д.В., Капункина Ю.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу директора ООО «Союз-Кредит» ФИО1, генерального директора ООО «Юридический центр «Правовед» ФИО2, на решение Центрального районного суда г. Сочи от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Центральный Банк Российской Федерации о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Займы Кредиты Сбережения Инвестиции» ( <данные изъяты>), возложении обязанности по осуществлению ликвидации кооператива на его учредителей: АО «Займ Кредит» (<данные изъяты>); НАО «Лизинговая корпорация «Займ Кредит 2017» (<данные изъяты>) ООО «ЮЦ» Правовед» (<данные изъяты>); ООО «Союз-Кредит» (<данные изъяты>); установлении срока для осуществления связанных с ликвидацией действий - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Центральный Банк Российской Федерации обратился в суд с иском о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Займы Кредиты Сбережения Инвестиции» ( <данные изъяты>), возложении обязанности по осуществлению ликвидации кооператива на его учредителей: АО «Займ Кредит» (<данные изъяты>); НАО «Лизинговая корпорация «Займ Кредит 2017» (<данные изъяты>) ООО «ЮЦ» Правовед» (ОГРН <данные изъяты>); ООО «Союз-Кредит» (<данные изъяты>); установлении срока для осуществления связанных с ликвидацией действий - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административных исковых требований указано, что Кредитный потребительский кооператив «Займы Кредиты Сбережения Инвестиции» является организацией, поднадзорной Банку России. В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы, на дату подготовки искового заявления Кооператив является действующим юридическим лицом.
Банком России 25 апреля 2019 года принято решение о прекращении статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы, в отношении саморегулируемой организации Союз кредитных потребительских кооперативов «Народные кассы - Союзсберзайм», таким образом. Кредитный потребительский кооператив «Займы Кредиты Сбережения Инвестиции» прекратил членство в саморегулируемой организации (далее - СРО) 25 апреля 2019 года. Последний день для вступления Кредитного потребительского кооператива «Займы Кредиты Сбережения Инвестиции» в другую СРО – 24 июля 2019 года.
Однако, в нарушение части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ со дня прекращения своего членства в СРО Кредитный потребительский кооператив «Займы Кредиты Сбережения Инвестиции» не вступил в другую СРО. В отношении кредитных потребительских кооперативов, не вступивших в установленный законом срок, Южным ГУ Банка России направлено письмо в СРО от 26.07.2019 г.№Т3-2-1-7/25873.
По результатам рассмотрения представленных СРО ответов, а также реестров членов СРО, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Банка России установлено, что по состоянию на 21 августа 2019 года Кредитный потребительский кооператив «Займы Кредиты Сбережения Инвестиции» не является членом ни одной саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов, что является нарушением части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ, и основанием для ликвидации данного юридического лица.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 июля 2020 года административные исковые требования Центрального Банка Российской Федерации удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2020 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 14 июля 2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО «Союз-Кредит» ФИО1 и генеральный директор ООО «Юридический центр «Правовед» ФИО2, выражают несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просят состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
На кассационную жалобу поступило возражение представителя Центрального банка Российской Федерации, в котором просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно подпункта 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно пункту 12 статьи 76.1 названного Федерального закона, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», статьей 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России, в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О кредитной кооперации».
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-Ф3 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий: 1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); 2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); 3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
В силу пункта 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России не осуществляет надзор за соблюдением кредитными кооперативами, общее число членов и ассоциированных членов которых не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, за исключением случаев, когда кредитный кооператив не является членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
На основании пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-Ф3 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Как усматривается из материалов административного дела, Кредитный потребительский кооператив «Займы Кредиты Сбережения Инвестиции» (<данные изъяты>), по данным Единого государственного реестра юридических лиц был зарегистрирован Межрайонной ИФНС № 16 по Краснодарскому краю 11 июля 2018 года; не является кредитным кооперативом второго уровня, критерии которого установлены пунктом 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
25 апреля 2019 года прекращен статус саморегулируемой организации в сфере финансового рынка «Саморегулируемая организация Союз кредитных потребительских кооперативов «Народные кассы - Союзсберзайм», членом которого являлся административный ответчик Кредитный потребительский кооператив «Займы Кредиты Сбережения Инвестиции».
Согласно сведениям, предоставленным саморегулируемыми организациями кредитных кооперативов, внесенными в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка по запросам Нейтрального банка Российской Федерации, Кредитный потребительский кооператив «Займы Кредиты Сбережения Инвестиции» на 26 июля 2019 года не состоял ни в одной из таких саморегулируемых организаций кредитных кооперативов, внесенных в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержаться следующие сведения о юридическом лице:
сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
При этом исходя из положений пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков).
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы могут быть созданы и осуществлять свою деятельность в виде кредитного кооператива, членами которого могут являться юридические и физические лица, кредитного потребительского кооператива граждан, а также в виде кредитного кооператива второго уровня.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами или 5 юридическими лицами. Кредитный кооператив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем 7 указанными лицами.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции (участниками) Кооператива являлись следующие юридические лица: АО «Займ Кредит», НАО «Лизинговая корпорация «Займ Кредит 2017». ООО «Юридический Центр» Правовед», ООО «Союз-Кредит».
Таким образом, суд первой инстанции возложил обязанность по ликвидации Кооператива на его учредителей (участников): АО «Займ Кредит», НАО «Лизинговая корпорация «Займ Кредит 2017», ООО «Юридический Центр» ООО «Юц» Правовед», ООО «Союз-Кредит», в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, поскольку на момент вынесения решения данные лица не были исключены из состава учредителей (участников) Кооператива.
Довод жалобы о том, что податели жалобы вышли из членов кооператива не является основаниям для отмены судебных решений, так как на момент обращения в суд с указанным иском податели жалобы являлись членами данного кооператива и их действия по выходу из членов кооператива направлены на злоупотреблением своим правом.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 28 апреля 2021 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи Д.В. Монмарь
Ю.Б. Капункин
Постановление17.06.2021